Федеральная собственность на землю

Федеральная собственность на землю

Федеральная собственность на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 ЗК РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Земельные участки на территории РФ признаются одним из главных природных ресурсов. Именно поэтому многие граждане столь рьяно желают стать собственником земель, воплощая в жизнь свое право на частную собственность. Современное законодательство предусматривает следующие виды собственности земельных участков:

  • государственная собственность на земли, которые причисляются к перечню участков, находящихся в ведомстве РФ.
  • муниципальная собственность, которая принадлежит муниципалитетам.
  • частная собственность граждан.

В свою очередь государственная собственность включает в себя федеральную землю и земельные участки субъектов РФ. Подобная классификация закрепляется гл. III ЗК РФ.

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Основания изъятия земельного участка

Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:

  • передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
  • перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
  • после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.

Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:

  • земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
  • земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).

Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, – это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, – это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, – это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов – вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация – это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Передача земли из федеральной собственности в муниципальную

Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.

Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную происходит на безвозмездной почве.

Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.

Читать еще:  Как получить землю в снт бесплатно для ведения садоводства и огродничества

При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел. Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков. В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.

Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.

Статья 17 ЗК РФ. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. – Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

Комментарии к ст. 17 ЗК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основной принцип отнесения земель к федеральной собственности. Согласно ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (см. комментарий к данной статье).

Существует порядка 20 федеральных законов, которые устанавливают исключительную федеральную собственность на земельные участки. Отнесение земельных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона, как правило, вызвано правовым режимом земельного участка, т.е. соотношением его целевого назначения и вида разрешенного использования.

В соответствии со ст. 87 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ.

Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. “О недрах” (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г. “О статусе столицы Российской Федерации”, Федеральные законы от 29 декабря 1994 г. “О государственном материальном резерве”, от 14 марта 1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях”, от 27 мая 1996 г. “О государственной охране”, от 31 мая 1996 г. “Об обороне”, от 6 февраля 1997 г. “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, от 27 февраля 2003 г. “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта”, ЛК РФ и др.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (п. 11 ст. 154) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения:

а) осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

б) стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;

в) деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения, для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. “О статусе столицы Российской Федерации” в федеральной собственности находятся: а) земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ; б) земельные участки, которые расположены на территории г. Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям.

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта”, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ст. 4 названного Федерального закона).

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях” установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2).

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. “О государственном материальном резерве” в п. 3 ст. 4 определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

Здания, строения, сооружения, оборудование и другое имущество, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; водные объекты, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям; имущество, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета и иных средств, а также земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. “О государственной охране” являются федеральной собственностью.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (Федеральный закон от 31 мая 1996 г. “Об обороне”).

В федеральной собственности находятся согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск и другие природные ресурсы, предоставленные указанным организациям, и используются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Как уже отмечалось, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами (см. комментарий к п. 2 ст. 16 Кодекса).

Распоряжение земельными участками, отнесенными в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в соответствии со ст. 3.1 Вводного закона (земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие земельные участки.

Российской Федерацией как субъектом гражданского права земельные участки могут приобретаться в собственность по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. ст. 260 – 287). Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами (об участии Российской Федерации в таких отношениях см. гл. 5 ГК РФ). От имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде. В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от имени Российской Федерации могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане.

Имущество, относящееся к федеральной собственности, в том числе и земельные участки, подлежит учету. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества” было утверждено Положение об учете федерального имущества. Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. В соответствии с п. 3 Положения объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество, в том числе земельные участки, а также движимое имущество, указанное в названном пункте Положения.

Читать еще:  Надо ли пенсионерам платить налог на землю с дачных участков

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Федеральная собственность на землю

Содержание статьи:

Федеральная собственность на землю – это государственные территории, разграниченные и указанные в соответствующих нормативных правовых актах. В федеральную собственность не может быть отнесена какая-либо отдельная категория земель.

На данный момент земельным законодательством предусмотрены следующие земли федеральной собственности:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Согласно ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.06.2016 года, территории, на которых размещены и действуют указанные соединения.
  • На основании ст. 1 п. 10 ФЗ № 61 «Об обороне» от 31.05.96 годаисключительно в федеральной собственности находятся земли, предоставленные для военных нужд и расположения различных армейских подразделений
  • Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФв федеральной собственности находятся земельные участки, которые были переведены в государственный лесной фонд. Приобретение таких территорий оговорено в ЗК РФ, где определены равные права на выкуп для физических и юридических лиц.
  • В соответствии со п. 5 ст. 2 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» к объектам федерального значения относятся государственные природные заповедники и национальные парки.

Перечисленные федеральные законы, регламентирующие категорию земель, относящихся к собственности Российской Федерации не являются единственными нормативными актами в этой сфере. Отдельный правовой статус иных территорий, например, земель промышленности, регулируется постановлениями правительства и указами президента РФ.

Порядок установления федеральной собственности

Порядок использования, установления и отъема земель в федеральную собственность принимается Правительством России согласно основному закону – ЗК РФ и иным нормативам, принятым на его основании.

Перевод территорий из одной категории в другую осуществляется путем разграничения участков. Это действие производится через установку или отмену соответствующих границ. При этом земли различных категорий не должны пересекаться и быть наложенными друг на друга.

Данная процедура регламентирована Градостроительным кодексом РФ. Согласно нормативу, для передачи земель в другую категорию путем разграничения, заинтересованное лицо направляет заявление в уполномоченный орган, который в течение 5 суток принимает решение о дате и месте проведения публичных слушаний по данному вопросу. На основании собрания выносится соответствующее решение и утверждается законодательный акт.

Для федеральной собственности слушания проводятся парламентом или его уполномоченным органом по региону на основании права совместного распоряжения и передачи ему отдельных полномочий.

Пример по федеральной собственности на землю

Гражданин Полынкин Н.Г. решил приобрести земельный участок для строительства жилищного комплекса. Для этой цели он посетил региональный муниципалитет и составил соответствующее заявление. На основании заявления был получен ответ с предложением поучаствовать в аукционе, предоставляющем право аренды земель, находящихся в федеральном ведении.

Возможность проведения такого аукциона оговорена ФЗ № 161 «О содействии развитию жилищного строительства» от 24.07.08 года Согласно данному закону, процедура осуществляется государственным жилищным фондом, в частности, для строительства недвижимости экономкласса.

Поучаствовав в аукционе, гражданин Полынкин приобрел несколько сотен квадратных метров для постройки жилищного комплекса. На основании выигранного тендера муниципальный орган отправил заявление в федеральное отделение Росимущества с предложением предоставить указанному гражданину земельный надел. В течение тридцати дней был получен официальный ответ, предоставляющий право Полынкину начать подготовительные процедуры для строительства объекта недвижимости.

Заключение

Федеральная земельная собственность – это территории России, не обремененные правами иных физических и юридических лиц. Перечень таких местностей утвержден ЗК РФ, а также иными законами, постановлениями и указами, принятыми на его основе. Перечень основных земель федеральной собственности:

  1. Территории, на которых расположены внутренние войска МВД РФ.
  2. Земли обороны. Военно-стратегические объекты.
  3. Лесной фонд России.
  4. Земли промышленности стратегического и федерального значения.
  5. Водный фонд РФ.
  6. Государственные природные заповедники и национальные парки.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него о федеральной собственности на землю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Николай Витальевич. Я директор региональной компании по лесозаготовке и деревообработке. Как я могу получить от государства участок леса, находящийся в федеральном ведении?

Ответ: Добрый день, Николай Витальевич. Согласно регламенту о регулировании лесных отношений вашего региона необходимо оформить договор купли-продажи лесных насаждений в местном муниципалитете с указанием целей вырубки. При этом необходимо заранее выбрать необходимую территорию. Обращаем ваше внимание на то, что данный договор заключается только по итогам аукциона. Если документ будет оформлен, вы можете начинать свою деятельность на указанной территории. После окончания работ необходимо избавиться от производственных отходов с территории вырубленной делянки. Если это не будет выполнено, на Вас может быть назначен штраф Росприроднадзором, а также запрет на дальнейшую аналогичную деятельность.

Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.
Читать еще:  Как бесплатно получить землю от государства по государственной или региональной программе?

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Что необходимо знать, если в сделке с недвижимостью участвует несовершеннолетний? Читайте об этом в нашей статье.

При помощи пожизненной ренты можно относительно дешево приобрести недвижимость. Подробности вы можете узнать в нашем материале.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

собственность земля государственный

В соответствии с упоминавшимся Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

  • 1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
  • 2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
  • 3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Предусмотренные Конституцией и названные выше субъекты (участники) отношений на уровне РФ функционируют на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, конституций и законодательства республик, уставов и законодательства краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов [1].

Участие органов государственной власти в регулировании и реализации общественных отношений различно. Система и порядок функционирования органов управления в области земельных отношений предусмотрены различными главами Земельного кодекса РФ [11]; разрешение судами, арбитражными судами, иными звеньями судебной и административной системы споров и применение мер административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-материальной ответственности; часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных ст. 9 и 10 Земельного кодекса, реализуется законодательными и представительными органами РФ и ее субъектов.

Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные ст. 9 ЗК, основываются на ст.71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно этой статье Конституции РФ в области земельных отношений относятся:

  • 1) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области земельных отношений);
  • 2) федеральная государственная собственность (прежде всего на земельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;
  • 3) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
  • 4) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране объектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
  • 5) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области земельных отношений, охраны окружающей среды) [15, с. 65].

Компетенция РФ и ее субъектов определяется также их совместной компетенцией, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

  • 1) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений);
  • 2) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;
  • 3) разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);
  • 4) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
  • 5) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ согласно ст.73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти (см. ст.10 ЗК РФ) [12, с. 135].

Это размежевание компетенции по вертикали представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: на федеральном – Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов – правотворческими органами субъектов РФ.

Значительные полномочия предоставлены Правительству РФ. Согласно ст.18 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Совершенствование законодательства и реализация полномочий в области земельных отношений осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 и др. Земельного кодекса разграничены полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления [13].

В подпункте 7 п. 1 ст.9 Земельного кодекса упоминаются “иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации другими федеральными законами”. К ним относится, например, Водный кодекс РФ, которым регулируются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Под ними понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок и имеют прямое отношение к землепользованию [14, с. 280].

В Водном кодексе РФ и других федеральных законах предусмотрена обязанность землевладельцев – граждан и юридических лиц принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод нормативного качества, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту земельных и водных объектов и их водосборных площадей.

Таким образом, собственность Российской Федерации на землю именуется федеральной собственностью. Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

Ссылка на основную публикацию