Права государственных инспекторов труда для Вас

Права государственных инспекторов труда для Вас

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Информация об изменениях:

Статья 357 изменена с 13 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 393-ФЗ

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 357 ТК РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Информация об изменениях:

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Процедура проверки организации государственным инспектором труда.

Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве

Принципы деятельности, основные задачи, полномочия, права и обязанности Государственной инспекции труда регламентируются Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённом постановлением правительства РФ №559 от 05.09.2007г, Положением о государственной инспекции труда в РО, утвержденном приказом № 180 от 24.03.2005г, а также Трудовым Кодексом РФ.

Основными задачами Государственной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений.

При выявлении такого рода нарушений в ходе проверок материалы направляются в Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы.

При проведении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” № 134-ФЗ.

При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается распоряжение о проверке данного предприятия и в частности вопросов, на какие ссылается в своем заявлении работник.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

При выявлении в результате проведения проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные документы, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушенийЗа невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Права и обязанности государственного инспектора труда

Основные права государственных инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК РФ. Их можно разделить на две группы.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним надо отнести права:

беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей — физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца).

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Читать еще:  Ответственность главного бухгалтера после увольнения для Вас

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Надо иметь в виду, что Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации, разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда.

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в ст. 358 ТК РФ.

Осуществляя надзорно — контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей — как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Статья 357. Трудового кодекса РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к ст. 357 ТК РФ

1. Установленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 указанной Конвенции инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

1) беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

2) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

  • наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;
  • требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, в целях проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;
  • изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

2. Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда. При этом государственные инспекторы труда по правовым вопросам осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы труда по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан в сфере охраны труда и в связи с этим имеют необходимые познания в технических вопросах.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав. В частности, государственные инспекторы труда по правовым вопросам и государственные инспекторы труда по охране труда на практике осуществляют равные права, связанные с организацией проверок соблюдения законодательства о труде, реагированием на выявленные нарушения, привлечением нарушителей законодательства к установленной законом ответственности.

Специфические для государственных инспекторов труда по охране труда права конкретизированы в положениях о территориальных органах Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах РФ), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП (подробнее см. комментарии к ст. ст. 359, 362 и 363 ТК).

4. Предписания, предъявляемые государственными инспекторами труда работодателям (их полномочным представителям), об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности обязательны для исполнения. О порядке обжалования предписаний государственных инспекторов труда см. комментарий к ст. 361 ТК.

Читать еще:  Заявление на увольнение по состоянию здоровья для Вас

Об ответственности за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда см. комментарий к ст. 363 ТК.

5. При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК, ГПК и другими федеральными законами.

6. Порядок осуществления государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен в ст. ст. 227 – 231 ТК и Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государственные инспекторы труда не вправе выдавать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание по вопросам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае проверка проводится лишь при обращении в федеральную инспекцию труда профоргана, самого работника или иного лица. Выданное в результате такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в суд в течение 10 дней с момента получения предписания.

8. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от представления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

ТК РФ | Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590):

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590);

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1752)

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596);

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда (абзац введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986).

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Читать еще:  Уволили за прогул что делать для Вас

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к ст. 357 ТК РФ

1. Установленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 указанной Конвенции инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

1) беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

2) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;

требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, в целях проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

2. Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда. При этом государственные инспекторы труда по правовым вопросам осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы труда по охране труда ведут надзор и контроль за соблюдением трудовых прав и свобод граждан в сфере охраны труда и в связи с этим имеют необходимые познания в технических вопросах.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав. В частности, государственные инспекторы труда по правовым вопросам и государственные инспекторы труда по охране труда на практике осуществляют равные права, связанные с организацией проверок соблюдения законодательства о труде, реагированием на выявленные нарушения, привлечением нарушителей законодательства к установленной законом ответственности.

Специфические для государственных инспекторов труда по охране труда права конкретизированы в положениях о территориальных органах Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах РФ), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП (подробнее см. комментарии к ст. ст. 359, 362 и 363 ТК).

4. Предписания, предъявляемые государственными инспекторами труда работодателям (их полномочным представителям), об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности обязательны для исполнения. О порядке обжалования предписаний государственных инспекторов труда см. комментарий к ст. 361 ТК.

Об ответственности за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда см. комментарий к ст. 363 ТК.

5. При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК, ГПК и другими федеральными законами.

6. Порядок осуществления государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен в ст. ст. 227 – 231 ТК и Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государственные инспекторы труда не вправе выдавать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание по вопросам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае проверка проводится лишь при обращении в федеральную инспекцию труда профоргана, самого работника или иного лица. Выданное в результате такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в суд в течение 10 дней с момента получения предписания.

8. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от представления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector