Охрана труда на малом предприятии для Вас

Охрана труда на малом предприятии для Вас

Охрана труда на малом предприятии для Вас

Малый бизнес является одним из важнейших приоритетов развития экономики любого современного государства, т.к. именно на этот сектор приходится основная доля занятости и производства товаров и услуг в развитых странах. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, сегодня на предпринимательство в нашей стране приходится лишь 30% валового национального продукта, тогда как в Европе – 70% и выше. Поэтому не случайно, что и в Российской Федерации проблемам развития малого бизнеса уделяется большое внимание, т.к. с малым и средним предпринимательством связывается и успешное экономическое развитие страны и перспектива роста благосостояния населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 года, к малым предприятиям, наряду с определенной структурой уставного капитала, относятся предприятия с численностью до 100 человек включительно, независимо от вида деятельности, из которых выделяются микропредприятия (с численностью до 15 человек).

Какие проблемы испытывает малый бизнес в части охраны труда?

Сперва определим масштаб проблемы. По структуре распределения по видам экономической деятельности, малый бизнес, как правило, представлен в основном предприятиями в сфере сервиса, торговли и общественного питания, т.е. относительно безопасными видами деятельности. Между тем, в структуре малого предпринимательства России достаточно высока доля и тех сфер деятельности, которые традиционно относятся к отраслям с самыми высокими показателями травматизма и профзаболеваемости – это строительство, транспорт и связь, обрабатывающие производства.

В Иркутском регионе, например, доля таких предприятий по нашим оценкам составляет около трети всех предприятий малого бизнеса. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2010 году количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в г. Иркутске составило 3,5 тыс. с общей численностью работников более 100 тыс. человек. Если принять во внимание распределение иркутских предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности, а также тот факт, что практически в любом из таких предприятий выявляются нарушения в сфере охраны труда, то можно предположить насколько велика доля работников, находящихся в зоне постоянного риска – это десятки тысяч человек только по одному региону. В масштабах страны таких работников миллионы.
Органы власти делают не мало для активизации частного предпринимательства в стране, в том числе в плане изменения законодательства. Но любое законодательное решение имеет как минимум две стороны. Либерализация законодательства позитивно с точки зрения торговли и свободы предпринимательства, но с другой стороны повышает риск нарушений трудовых прав самой слабой стороны трудовых отношений – работников.

С 1 июля 2011 года вступает в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон направлен на ослабление административного давления на малый и средний бизнес, накладывает жесткие ограничения на работу надзорных органов, устанавливает плановый режим инспекционных проверок, в частности, план проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой и размещается в Интернете в открытом доступе.

Таким образом, работодатель заблаговременно знает, когда и какой контрольный орган придет с проверкой и, соответственно, имеет время, чтобы заранее подготовиться. Это норма направлена на добросовестных работодателей, чтобы дать им возможность при подготовке к проверке привести свою отчетность и документацию по охране труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Между тем, инспектора государственных инспекций труда любого региона Российской Федерации могут привести десятки примеров, когда за месяц до начала проведения проверки работодатель временно нанимает специалиста по охране труда, а после проведения проверки такой специалист увольняется за ненадобностью и вся работа по охране труда прекращается.

Не секрет, что именно в организациях малого бизнеса работа по охране труда либо вообще не ведется, либо ведётся от случая к случаю, т.е. бессистемно. И это чаще всего выявляется при расследовании несчастных случаев, когда что-либо предотвратить уже поздно.

Очевидно, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должен ограничивать полномочий инспекторов труда, предоставляемые им нормами 12-й статьи Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Российской Федерацией еще в 1998 году.

Проблема охраны труда на системном уровне

По данным Минздравсоцразвития России, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры. При этом, коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Массовое несоблюдение требований охраны труда и отсутствие управления охраной труда на системном уровне является одной из самых серьезных проблем в нашей стране не только в сфере малого бизнеса, но и в целом в экономике. И для решения этой проблемы одного совершенствования законодательства недостаточно. Необходимо решение проблемы на системном уровне, а именно: создание системы управления охраной труда на уровне регионов, территорий и самих компаний.

В соответствии с 216 статьей Трудового Кодекса Российской Федерации, регионы должны разрабатывать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Полагаем, что именно в таких целевых программах должны быть определены конкретные задачи охраны труда для малого бизнеса (не из Москвы же управлять охраной труда на малых предприятиях в регионах страны!) – это должно стать прямой ответственностью муниципальных образований, которым региональные власти передают часть государственных полномочий по охране труда. Одной из главных стратегических задач таких территориальных программ должно стать создание современных систем управления охраной труда на малых предприятиях. Только таким способом можно решить проблему массовых нарушений в сфере охраны труда на системном уровне.

Большая часть нарушений правил охраны труда допускается именно в сфере среднего и малого предпринимательства не случайно. Если в крупных компаниях и в корпорациях, образованных на базе советских предприятий, службы охраны труда сохранились еще с прежних времен, то малый бизнес таким багажом не обладает, а директора малых предприятий узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок.

Руководителю малого предприятия бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать не то что службу охраны труда, но даже специалиста по охране труда, когда у него работает всего 3-4 сотрудника, не по карману. Статья 217 Трудового Кодекса Российской Федерации дает право при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда передать их функции на аутсорсинг, т.е. привлечь организацию или специалиста по гражданско-правовому договору. Но этот вид услуг в России пока не нашел массового применения, поскольку рынок услуг в сфере охраны труда еще только формируется и это еще одна проблема для малого бизнеса.

Программы обучения по охране труда для малого бизнеса

С перечисленными проблемами тесно связана еще одна – пожалуй, основная на наш взгляд проблема в области охраны труда – проблема обучения по охране труда. Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

На наш взгляд, именно в процессе такого обучения руководители и специалисты организаций малого бизнеса должны получить необходимую им информационно-консультационную помощь и знания, а также требуемый комплект учебно-методических и справочных материалов, специально разработанных и адоптированных для малых предприятий, включая действующие нормативные правовые акты по охране труда.

Что на сегодняшний день предлагается малому бизнесу в ходе обучения по охране труда? Обучение по охране труда руководителей и специалистов малого бизнеса проводится по рекомендованной еще в 2004 г. Минтрудом России Примерной типовой программе обучения по охране труда с соответствующими учебными планами, рассчитанными на 40 часов обучения. В 2009 году эта Программа незначительно была пересмотрена Минздравсоцразвития России для целей обучения отдельных категорий застрахованных по обязательному социальному страхованию, к которым относятся и представители малого бизнеса.

В чем проблема обучения по такой Программе? Во-первых, продолжительность обучения – 40 часов или пять рабочих дней – совершенно неприемлемо в условиях малого бизнеса. В любом учебном центре вам подтвердят, что зачисляясь на обучение по охране труда, руководители предприятия, заранее предполагают, что посещать все 5 дней обучения они не в состоянии, так как оставить на такой срок свой бизнес рискованно. Учебные центры, понимая проблему, идут на компромисс, позволяя руководителям бизнеса пропускать занятия, произвольно сокращая для них программу обучения, но итогом такого компромисса чаще всего получается отсутствие у слушателя системных знаний по охране труда.

Во-вторых, многие темы, предложенные в Программе, носят слишком абстрактный, отвлеченный характер, в то время как руководители предприятий требуют конкретных, практических знаний и только в том объёме, который необходим им в повседневной работе по управлению охраной труда в их организации…

Заместитель директора ВСФ ФГУП «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России
Л.М.Чернова

Как выглядит СУОТ для малых предприятий?

Как выглядит СУОТ для малых предприятий?

Поздравляем, Вы уже одолели сомнения о необходимости разработки системы управления охраной труда и перешли к активным действиям. Несмотря на то, что Ваша организация ещё не так велика, сложность составления системы всё же присутствует. О том, как выглядит СУОТ для малых предприятий и чем она отличается от других, и пойдёт речь в этой статье.

Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий

Рекомендуемая структура системы управления охраной труда приведена в Типовом положении о СУОТ, утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438Н. К слову, мы не раз его комментировали здесь и здесь. Но вот стоит ли слепо ориентироваться на предложенную структуру и составлять положения и процедуры для тех мероприятий по охране труда, которые не требуются для Вашей организации? Очевидно, нет. В таком случае наша задача — найти компромисс между требованиями законодательства и производственной реальностью.

В самом Типовом положении указывается, что:

«…Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей.»

Однако на этом уточнения заканчиваются — что это за упрощённый вид, Минтруд не разъясняет. Для прояснения ситуации обратимся к ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях». Попытаемся при его помощи понять, что из себя представляет СУОТ для малых предприятий. Однако и здесь мы видим, что главное отличие заключается в сложности процедур и детализации положений:

«…Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).»

Как мы видим, СУОТ для малых предприятий отличается от других глубиной проработки. Иными словами, полноценная (не упрощённая СУОТ) не будет неуместной для малых организаций. Вот только часть положений и процедур попросту не пригодится в деятельности Вашей организации. Стоит ли на них тратить свои силы и время?

Ну а если Вы только ещё подумываете, чтобы открыть своё собственное дело, то начать Вам нужно с регистрации ООО под ключ. Поверьте, обращение к профессионалам сэкономит Вам достойное количество времени и сил как на моменте подачи документов, так и в течение экономической деятельности Вашей будущей организации.

Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий

Давайте разберёмся, какие из процедур и положений нельзя исключить из СУОТ для малых предприятий ни в коем случае:

  1. Положение о системе управления охраной труда. Являясь центральным элементом СУОТ, положение связывает все части системы в слаженно работающий механизм.
  2. Политика работодателя в области охраны труда, включающая цели и задачи охраны труда играет стратегически важную роль в системе вне зависимости от размеров предприятия.
  3. Подготовка работников по охране труда. Неважно, большое или малое у Вас предприятие, согласно ст. 225 ТК РФ, «…все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
  4. Управление профессиональными рисками. Как правило, риск присутствует на каждом рабочем месте, будь это сварщик или офис-менеджер. Грамотное управление профессиональными рисками поспособствует их снижению. Поэтому данную процедуру мы рекомендуем включить в состав СУОТ для малых предприятий.
  5. Информирование работников об условиях труда. Наличие данной процедуры отвечает требованиям трудового законодательства о предоставлении работников исчерпывающей информации об условиях труда на их рабочих местах. Разработка данной процедуры так же не обусловлена размером организации.
  6. Планирование мероприятий по реализации процедур системы. Как мы с Вами разобрались раньше, для малых предприятий так же существуют обязательные мероприятия по охране труда. Это значит, их следует планировать, и данная процедура призвана описать порядок этого планирования.
  7. Реагирование на аварии и несчастные случаи. К сожалению, не всех профессиональных рисков удаётся избежать. При наступлении несчастного случая всегда следует предпринять правильные и слаженные действия вне зависимости от размеров предприятия, чтобы избежать нежелательных последствий.
  8. Контроль функционирования системы, планирование её улучшений и управление её документами. Система, как живой организм, требует регулярного развития и актуализации. С этой целью даже на малом предприятии следует определить, как часто будет проводиться её проверка на соответствие стандартам (и будет ли вообще), как часто будет актуализироваться нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, и каким образом будут фиксироваться изменения в системе.
Читать еще:  Отпуск на сессию трудовой кодекс для Вас

Таким образом, если Ваша организация не предполагает в своей деятельности вредных и (или) опасных производств, а в штате не числятся работники специфических профессий, то, скорее всего, Вы сможете обойтись структурой СУОТ для малых предприятий, описанной выше. Однако перед тем, как принимать решения, ещё раз проанализируйте специфику деятельности Вашей организации.

Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий

В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур СУОТ для малых предприятий.

  1. Организация и проведение оценки условий труда. Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных.
  2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда. В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике).
  3. Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников. Медицинские осмотры проводятся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны.
  4. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты. Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру.
  5. Обеспечение работников молоком. Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру.
  6. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха. Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка.
  7. Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ. С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.

Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?

Сертификация СУОТ подразумевает определение соответствия системы управления охраной труда международному стандарту OHSAS 18001. Данный вид сертификации является добровольным и приносит ощутимое конкурентное преимущество в тендерной борьбе, привлечении клиентов и партнёров. Со стороны трудового законодательства требований к сертификации СУОТ нет, а процедура остаётся добровольной, так что степень её необходимости определяется в каждом случае индивидуально.

Подведём итог. Теперь Вы знаете, чем отличается СУОТ для малых предприятий и готовы взяться предметно за работу. Начните свою разработку с Положения о системе управления охраной труда, оставьте в нём только самое необходимое. А если у Вас возникнут какие либо вопросы, помните: мы всегда рядом, на расстоянии одного телефонного звонка.

Охрана труда на малом предприятии

4,42 (Проголосовало: 23)

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что риск получить производственную травму на малом предприятии ниже, чем на крупном производстве, сотрудники малого предприятия страдают от производственного травматизма не реже, а порой и чаще. С чем это связано и как организовать мероприятия по охране труда на малом предприятии?

В последнее время статистика Роструда по малым предприятиям показывает неудовлетворительные результаты: уровень производственного травматизма здесь гораздо выше, последствия — тяжелее, а профессиональные заболевания — чаще, чем на крупных предприятиях. Связано это с тем, что государство осуществляет наиболее строгий контроль за соблюдением мер охраны труда, в первую очередь, на крупных и важных промышленных производствах, в то время, как частные коммерческие организации выпадают из поля зрения надзорных органов. Ответственность за организацию охраны труда в таких компаниях целиком лежит на работодателе, а работодатели — и это не секрет — любят сэкономить на этой малозначительной, на первый взгляд, детали.

Стоит ли говорить, что в дальнейшем эти нарушения обходятся им куда дороже и неприятнее? Интересоваться охраной труда своих сотрудников работодатели на малых предприятиях зачастую начинают только после того, как произойдет что-то действительно серьезное — травма или несчастный случай. За ними — штрафы, компенсации, суды с работниками, пристальное внимание Роструда и Ростехнадзора. Что же следует сделать для того, чтобы предотвратить все эти последствия? На нашем сайте Вы можете ознакомиться с краткой памяткой охраны труда на малых предприятиях .

Организация охраны труда для малого предприятия

В первую очередь, даже на малом предприятии должна функционировать служба охраны труда. Правда, относится это не ко всем предприятиям, а только к тем, штат которых превышает 50 человек . Между тем, в соответствии с законодательством, численность сотрудников малых предприятий может составлять:

  • До 100 человек (в строительстве, производстве, транспортной сфере);
  • До 60 человек (в сельскохозяйственной и научно-технической отраслях);
  • До 50 человек (в оптовой торговле);
  • До 30 человек (в розничной торговле и сферах бытового обслуживания).

Организация службы по охране труда подразумевает включение в штат обученного и опытного специалиста по охране труда, осуществляющего контроль за выполнением трудового законодательства с учетом специфики деятельности предприятия.
В том случае, если численность предприятия действительно невелика (ниже 30 человек), функции инженера охраны труда осуществляет сам работодатель : проводит для сотрудников обучение по охране труда, пожарной безопасности и первой помощи, ведение документации (журналов отчетности о прохождении инструктажей и медосмотров и т. д.). Для того чтобы обучать своих работников, руководитель организации, в свою очередь, обязан пройти обучение по охране труда с получением типового удостоверения .

Есть, впрочем, и другой способ. Аудит по охране труда позволяет делегировать функции инженера охраны специализирующимся на этом организациям, и для малых предприятий этот выход зачастую становится наилучшим: не нужно тратить время и средства на оборудование рабочего места для ответственного по охране труда и его адаптацию в коллективе — всю документацию и проведение мероприятий возьмут на себя приходящие специалисты и эксперты.

Мероприятия по охране труда для малых предприятий перед запуском работ

Перед тем, как нанимать на работу людей и организовывать бизнес, работодатель или уполномоченный им инженер по охране труда обязан:

  1. создать службу охраны труда, назначить специалиста по охране труда либо оформить договор об аудите со сторонними специалистами или организациями;
  2. пройти обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда ;
  3. оформить перечень нормативных правовых актов , содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;
  4. определить работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, для которых оформляется наряд-допуск или выдаются СИЗ, необходимо специальное обучение или медосмотр;
  5. определить работы с вредными или опасными условиями труда, работа в которых дает право на компенсации;
  6. заключать трудовые договоры с работниками;
  7. разрабатывать инструкции по охране труда для работников.
Читать еще:  Кодекс этики прокурорского работника для Вас

Мероприятия по охране труда для малых предприятий в процессе работы

В процессе работы малого предприятия от инженера по охране труда (или работодателя, выполняющего его функции) постоянно требуется множество действий:

  1. обеспечение безопасности зданий, используемого оборудования и производственных процессов;
  2. контроль над санитарно-гигиеническими условиями труда;
  3. проведение инструктажей по охране труда;
  4. ведение расследования и учета несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  5. организация проведения специальной оценки условий труда ;
  6. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  7. создание и ведение документации по охране труда;
  8. санитарно-бытовое обеспечение работников (своевременная выдача оборудования, инструментов, СИЗ, смывающих средств);
  9. оборудование уголка по охране труда;
  10. выплата компенсаций (в случае установления соответствующего класса по итогам СОУТ);
  11. финансирование мероприятий по охране труда.

Таким образом, охрана труда на малом предприятии требует не меньше сил и вложений, чем на крупном, а кроме того — постоянного поддержания в порядке документации и проведения других мероприятий, важных для создания безопасных условий труда.

Любые консультации по охране труда или услуги аудита Вам готовы предоставить специалисты группы компаний Attek. Наши сотрудники обеспечат организации полное документальное сопровождение, разъяснят все необходимые вопросы и затруднения и проведут все самые значимые для компании мероприятия.

Можно предположить, что индивидуальному предпринимателю, у которого нет наемных работников, обучение по охране труда не нужно. Это ошибка, потому что в таком случае работодатель является сам себе сотрудником и ему стоит позаботиться об обучении. Знания по ПТМ, электробезопасности, оборудовании, по разработке инструкций ведению работ пригодятся для организации безопасной работы. Также от наличия знаний по охране труда зависит безопасность клиентов и их повторное обращение за услугой.

Организация охраны труда на малом предприятии

Охрана труда для ИП

В статье освещены основные принципы организации управления охраной труда на малых предприятиях (ИП). Вы узнаете, как запустить систему охраны труда на малом предприятии пошагово, как организовывается охрана труда индивидуальных предпринимателей, которые используют наемный труд, а также тех, которые обходятся без него.

Организацию охраны труда малых предприятиях регулирует ГОСТ Р 12.0.009-2009

Охрана труда для ИП, которые нанимают работников, ничем не отличается от охраны труда на малых предприятиях. Поэтому в дальнейшем будем вести речь о малых предприятиях.

Вводная часть

Законодательство, регулирующее отношения граждан РФ в области охраны труда, делит их на 2 категории: работодатели и работники. Работодатели – это юридические и физические лица (ИП), которые нанимают работников для выполнения любых работ. Работники – это люди, которые выполняют эти работы. Каждой из сторон присвоен особый круг обязанностей по охране труда.

Работодателем может выступать крупное, среднее или малое предприятие, а также индивидуальный предприниматель (ИП).

Все работодатели должны обеспечивать безопасные условия работы и внедрять комплекс трудоохранных мероприятий для своих работников. Это нужно обязательно делать, даже если работник всего один. Для этого работодатели сами или через уполномоченных лиц:

1. Создают систему ОТ и обеспечивают ее эффективную работу.

2. Обеспечивают безопасность производственных процессов, зданий, оборудования, материалов, рабочих мест.

3. Налаживают санитарно-бытовое обслуживание работников.

4. Орг анизуют выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды, средств для удаления загрязнений, молока.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Проводят обучение персонала по вопросам ОТ с выдачей удостоверения по охране труда.

8. Организуют обязательные медосмотры (предварительные, периодические, внеочередные, предсменные).

9. Составляют и сдают отчетность по ОТ.

10. Организуют расследование и учет несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ), разрабатывают и внедряют мероприятия, которые позволят избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

11. Страхуют работников от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ).

12. Разрабатывают правила, инструкции, нормы, другую документацию по безопасности и доводят их до сведения работников.

Работники должны:

1. Соблюдать требования безопасности по своей должности или профессии;

2. Использовать СИЗ, спецодежду, другие средства защиты;

3. Вовремя и полностью проходить обучение по ОТ, медосмотры;

4. Немедленно ставить в известность руководителей об опасных производственных ситуациях, ухудшении здоровья, несчастных случаях.

Организация охраны труда на малом предприятии

Конечно же, организация управления охраной труда на малых предприятиях и больших отличается. При этом требования не ослабляются, а просто теряются управленческие звенья. Например, 3-ступенчатый контроль состояния ОТ заменяется 2-ступенчатым. Особенности работы службы ОТ зависят от:

количества занятых работников;
направления деятельности предприятия (это влияет на перечни видов работ, эксплуатируемого оборудования и т.д.).

Если на малом предприятии работает 50 и более человек, должна быть создана отдельная служба ОТ. Это преимущественно относится к:

транспортным, производственным и строительным малым предприятиям со штатом до 100 человек;
научно-техническим или сельскохозяйственным предприятиям с численностью до 60 человек.

Если работников меньше, организацией охраны труда на малом предприятии занимается:

работодатель (руководитель предприятия, ИП) лично;
уполномоченный сотрудник (вводится отдельная должность инженера по ОТ или совместительство);
сторонние аккредитованные специалисты или организации по договору.

Организации охраны труда на малых предприятиях посвящен специальный стандарт – ГОСТ Р 12.0.009-2009. С полным перечнем документации по ОТ, необходимой каждому конкретному предприятию, работодателей всегда готовы ознакомить инспекторы по труду, работники пожарной службы, Энергонадзора и других ведомств.

Организация охраны труда на малом предприятии пошагово

Чтобы организовать эффективную систему охраны труда на малом предприятии, пошагово нужно:

1. Создать службу ОТ или назначить лицо, которое выполняет ее обязанности. Это оформляется приказом.

2 . Приказом назначить ответственных лиц (за пожарную, электробезопасность, ведение работ повышенной опасности и др.).

3. Разработать и утвердить приказами положения о службе ОТ, обучении, организации опасных работ, контроле состояния ОТ, разработке инструкций, пожарной безопасности и др.

4. Сформировать перечни профессий и видов работ, для которых должны быть инструкции по ОТ. Разработать и утвердить эти инструкции.

5. Составить и утвердить программы вводного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

6. Провести обучение всех работников: рабочих и ИТР.

7 . Выполнить спецоценку условий труда.

8. Организовать и провести медосмотры.

9. Создать комиссию по ОТ.

10. Предложить работникам выбрать уполномоченных по ОТ и обучить их.

11. Разработать, утвердить и разместить в доступных для работников местах планы эвакуации.

12. Завести и организовать ведение журналов:

• вводного инструктажа;
• инструктажей на рабочих местах;
• учета и поверки огнетушителей;
• поверки инструмента и приспособлений;
• учета НС и ПЗ;
• проверок;
• учета случаев бытового травматизма;
• выдачи инструкций;
• выдачи СИЗ;
• других.

13. Организовать санитарно-бытовое обслуживание.

14. Организовать выдачу СИЗ, средств для удаления загрязнений, молока (если нужно).

15. Обзавестись наглядной агитацией: инструкциями, схемами, плакатами, стендами.

Дальнейшая организация управления охраной труда на малых предприятиях зависит от специфики их деятельности. Заметим, что охрана труда должна быть не просто правильно организована в «бумажном» виде, а ежедневно работать на практике. Должны вестись инструктажи, осуществляться оперативный контроль, внедряться плановые мероприятия, организовываться внеплановые проверки и т.д.

Затраты на охрану труда индивидуальных предпринимателей и малых предприятий можно существенно снизить на этапе планирования производства. Для этого нужно:

В ыбирать офисные, складские, производственные, торговые помещения, которые уже введены в эксплуатацию (есть акты ввода, приемки госкомиссиями и др.), прошли спецпроверки, снабжены системами оповещения, пожаротушения, имеют подходящие санитарно-бытовые условия.

Пла нировать проведение спецоценки условий труда. Ее можно делать поэтапно, привлекая средства ФСС. Нужно помнить, что при переезде производства или офиса спецоценку придется проводить заново. А вот для надомников и работников, которые трудятся дистанционно, она не проводится совсем.

Орга низовывать закупку спецодежды, СИЗ, смывающих средств оптовыми партиями.

Про водить обучение работников в спеццентрах группами, а не поодиночке, чтобы можно было требовать скидки.

Закуп ать оборудование иностранного производства, которое уже прошло все необходимые проверки, экспертизы и снабжено соответствующими сертификатами.

В договорах аренды оборудования стараться прописывать, что за его поверку и плановое освидетельствование отвечает арендодатель.

Охрана труда индивидуальных предпринимателей

Охрана труда индивидуальных предпринимателей, которые нанимают работников, ничем не отличается от охраны труда на малых предприятиях: пошагово создаются соответствующие приказы, назначаются ответственные лица, разрабатываются инструкции, проводится обучение, организуются медосмотры, проходит спецоценка условий труда и др. В ряде случаев заботы об охране труда руководителю выгоднее и удобнее доверить специально обученному человеку, чем заниматься этим самому.

ИП не рекомендуется хранить документацию по охране труда дома. Она в любой момент может потребоваться при выполнении производственных заданий. Кроме того, при проверке у инспекторов не возникнет подозрений в своевременности ее оформления.

Охрана труда ИП без наемных работников

Охрана труда для ИП, которые не используют наемный труд, а работают сами на себя, существенно упрощается. Поскольку такой ИП не является работодателем (не может заключить трудовой договор сам с собой), ему не нужно проводить спецоценку условий труда, некого отправлять на обучение, медосмотр, страховать от НС и ПЗ. Исходя из этого, иногда делается неправильный вывод, что охрана труда для ИП «не работает». Это не так. Для наглядности можно провести аналогию с ПДД, соблюдать требования которых водитель обязан независимо от того, выполняет ли он производственное задание или везет на дачу тещу.

В примерный перечень мероприятий по охране труда ИП, который не использует наемный труд, входит:

о бучение мерам пожарной безопасности, пожарно-техническому минимуму;
обуч ение по электробезопасности хотя бы на I группу (это обычный инструктаж в уполномоченной организации);
обу чение по ОТ в пределах общего курса;
если ИП использует оборудование, то обучение мерам безопасности при его эксплуатации;
поверка либо освидетельствование этого оборудования;
р азработка инструкций по безопасному ведению работ, которые выполняет ИП (даже если это работа за компьютером), регулярное повторение их требований;
если ИП обслуживает население – прохождение медосмотра, оформление санитарной книжки;
об служивание огнетушителей, защитных средств.

Читать еще:  Индексация работающим пенсионерам после увольнения для Вас

Примечание: Полезные материалы по пожарной безопасности представлены на официальном сайте МЧС России «В помощь малому бизнесу» .

Нужно понимать, что охрана труда для ИП, который не использует наемный труд, – это забота о собственном здоровье и здоровье клиентов. Для этого целесообразно использовать накопленный специалистами по безопасности практический опыт – изучать инструкции, применять смывающие средства, СИЗ, осваивать безопасные методы работы, содержать оборудование исправным, использовать безопасные материалы.

Когда проверяющие органы (Росэнергонадзор, СЭС, пожарники, метрологи и другие службы) «доберутся» до конкретного ИП, – это вопрос, на который могут ответить только они сами. Законодательство разрешает проводить плановые проверки охраны труда ИП не ранее, чем через 3 года после их регистрации. Штрафы за невыполнение требований ОТ в среднем в 10 раз выше, чем затраты на них. Сохраненные здоровье и нервы – бесценны.

Из этой статьи вы узнали, как производится организация управления охраной труда на малых предприятиях в зависимости от количества персонала и направления их деятельности, что необходимо для эффективной работы этой системы, как организуют охрану труда ИП, у которых есть работники, и зачем нужна охрана труда для ИП, которые не используют наемный труд.

Охрана труда на малом предприятии для Вас

Малый бизнес является одним из важнейших приоритетов развития экономики любого современного государства, т.к. именно на этот сектор приходится основная доля занятости и производства товаров и услуг в развитых странах. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, сегодня на предпринимательство в нашей стране приходится лишь 30% валового национального продукта, тогда как в Европе – 70% и выше. Поэтому не случайно, что и в Российской Федерации проблемам развития малого бизнеса уделяется большое внимание, т.к. с малым и средним предпринимательством связывается и успешное экономическое развитие страны и перспектива роста благосостояния населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 года, к малым предприятиям, наряду с определенной структурой уставного капитала, относятся предприятия с численностью до 100 человек включительно, независимо от вида деятельности, из которых выделяются микропредприятия (с численностью до 15 человек).

Какие проблемы испытывает малый бизнес в части охраны труда?

Сперва определим масштаб проблемы. По структуре распределения по видам экономической деятельности, малый бизнес, как правило, представлен в основном предприятиями в сфере сервиса, торговли и общественного питания, т.е. относительно безопасными видами деятельности. Между тем, в структуре малого предпринимательства России достаточно высока доля и тех сфер деятельности, которые традиционно относятся к отраслям с самыми высокими показателями травматизма и профзаболеваемости – это строительство, транспорт и связь, обрабатывающие производства.

В Иркутском регионе, например, доля таких предприятий по нашим оценкам составляет около трети всех предприятий малого бизнеса. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 2010 году количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в г. Иркутске составило 3,5 тыс. с общей численностью работников более 100 тыс. человек. Если принять во внимание распределение иркутских предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности, а также тот факт, что практически в любом из таких предприятий выявляются нарушения в сфере охраны труда, то можно предположить насколько велика доля работников, находящихся в зоне постоянного риска – это десятки тысяч человек только по одному региону. В масштабах страны таких работников миллионы.
Органы власти делают не мало для активизации частного предпринимательства в стране, в том числе в плане изменения законодательства. Но любое законодательное решение имеет как минимум две стороны. Либерализация законодательства позитивно с точки зрения торговли и свободы предпринимательства, но с другой стороны повышает риск нарушений трудовых прав самой слабой стороны трудовых отношений – работников.

С 1 июля 2011 года вступает в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон направлен на ослабление административного давления на малый и средний бизнес, накладывает жесткие ограничения на работу надзорных органов, устанавливает плановый режим инспекционных проверок, в частности, план проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой и размещается в Интернете в открытом доступе.

Таким образом, работодатель заблаговременно знает, когда и какой контрольный орган придет с проверкой и, соответственно, имеет время, чтобы заранее подготовиться. Это норма направлена на добросовестных работодателей, чтобы дать им возможность при подготовке к проверке привести свою отчетность и документацию по охране труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Между тем, инспектора государственных инспекций труда любого региона Российской Федерации могут привести десятки примеров, когда за месяц до начала проведения проверки работодатель временно нанимает специалиста по охране труда, а после проведения проверки такой специалист увольняется за ненадобностью и вся работа по охране труда прекращается.

Не секрет, что именно в организациях малого бизнеса работа по охране труда либо вообще не ведется, либо ведётся от случая к случаю, т.е. бессистемно. И это чаще всего выявляется при расследовании несчастных случаев, когда что-либо предотвратить уже поздно.

Очевидно, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должен ограничивать полномочий инспекторов труда, предоставляемые им нормами 12-й статьи Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Российской Федерацией еще в 1998 году.

Проблема охраны труда на системном уровне

По данным Минздравсоцразвития России, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры. При этом, коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Массовое несоблюдение требований охраны труда и отсутствие управления охраной труда на системном уровне является одной из самых серьезных проблем в нашей стране не только в сфере малого бизнеса, но и в целом в экономике. И для решения этой проблемы одного совершенствования законодательства недостаточно. Необходимо решение проблемы на системном уровне, а именно: создание системы управления охраной труда на уровне регионов, территорий и самих компаний.

В соответствии с 216 статьей Трудового Кодекса Российской Федерации, регионы должны разрабатывать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Полагаем, что именно в таких целевых программах должны быть определены конкретные задачи охраны труда для малого бизнеса (не из Москвы же управлять охраной труда на малых предприятиях в регионах страны!) – это должно стать прямой ответственностью муниципальных образований, которым региональные власти передают часть государственных полномочий по охране труда. Одной из главных стратегических задач таких территориальных программ должно стать создание современных систем управления охраной труда на малых предприятиях. Только таким способом можно решить проблему массовых нарушений в сфере охраны труда на системном уровне.

Большая часть нарушений правил охраны труда допускается именно в сфере среднего и малого предпринимательства не случайно. Если в крупных компаниях и в корпорациях, образованных на базе советских предприятий, службы охраны труда сохранились еще с прежних времен, то малый бизнес таким багажом не обладает, а директора малых предприятий узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок.

Руководителю малого предприятия бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать не то что службу охраны труда, но даже специалиста по охране труда, когда у него работает всего 3-4 сотрудника, не по карману. Статья 217 Трудового Кодекса Российской Федерации дает право при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда передать их функции на аутсорсинг, т.е. привлечь организацию или специалиста по гражданско-правовому договору. Но этот вид услуг в России пока не нашел массового применения, поскольку рынок услуг в сфере охраны труда еще только формируется и это еще одна проблема для малого бизнеса.

Программы обучения по охране труда для малого бизнеса

С перечисленными проблемами тесно связана еще одна – пожалуй, основная на наш взгляд проблема в области охраны труда – проблема обучения по охране труда. Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

На наш взгляд, именно в процессе такого обучения руководители и специалисты организаций малого бизнеса должны получить необходимую им информационно-консультационную помощь и знания, а также требуемый комплект учебно-методических и справочных материалов, специально разработанных и адоптированных для малых предприятий, включая действующие нормативные правовые акты по охране труда.

Что на сегодняшний день предлагается малому бизнесу в ходе обучения по охране труда? Обучение по охране труда руководителей и специалистов малого бизнеса проводится по рекомендованной еще в 2004 г. Минтрудом России Примерной типовой программе обучения по охране труда с соответствующими учебными планами, рассчитанными на 40 часов обучения. В 2009 году эта Программа незначительно была пересмотрена Минздравсоцразвития России для целей обучения отдельных категорий застрахованных по обязательному социальному страхованию, к которым относятся и представители малого бизнеса.

В чем проблема обучения по такой Программе? Во-первых, продолжительность обучения – 40 часов или пять рабочих дней – совершенно неприемлемо в условиях малого бизнеса. В любом учебном центре вам подтвердят, что зачисляясь на обучение по охране труда, руководители предприятия, заранее предполагают, что посещать все 5 дней обучения они не в состоянии, так как оставить на такой срок свой бизнес рискованно. Учебные центры, понимая проблему, идут на компромисс, позволяя руководителям бизнеса пропускать занятия, произвольно сокращая для них программу обучения, но итогом такого компромисса чаще всего получается отсутствие у слушателя системных знаний по охране труда.

Во-вторых, многие темы, предложенные в Программе, носят слишком абстрактный, отвлеченный характер, в то время как руководители предприятий требуют конкретных, практических знаний и только в том объёме, который необходим им в повседневной работе по управлению охраной труда в их организации…

Заместитель директора ВСФ ФГУП «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России
Л.М.Чернова

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector