Налоговый маневр что это простыми словами для Вас

Налоговый маневр что это простыми словами для Вас

D-AVerk › Блог › Просто о бензине. Налоговый маневр и его последствия.

В предыдущих сериях (вот здесь, например) этой столь важной для любого автолюбителя и автопрофессионала саги, мы немного затрагивали и вопрос ценообразования и нюансы “переговоров” с нефтяниками.
С тех пор прошло прилично времени, несколько месяцев, и можно во первых подвести итоги, а во вторых, понятно рассмотреть что за “налоговый маневр” применил МинФин РФ, и почему этот маневр нас привел на бензиновую “встречку”.

Что касается “пацанских” договоренностей. По сути, четко их придерживается только сильно-государственная Роснефть. Везде где я был, цена на горючее (а именно на солярку) на Роснефти была ниже всех окружающих цен (только один раз видел цену на солярку ниже на подозрительной АЗС). Причем разница иногда была неприличной, вплоть до 2-3 рублей в случае сетевых заправок (например Лукойл) или даже 4-5 в случае “несистемных”.
С одной стороны это конечно не самый плохой вариант, с другой стороны, это порождает два вопроса
1) откуда Роснефть берет в таком количестве соляру и другие виды моторного топлива, ведь очевидно перетекание клиентуры на их заправки. Везде ли на конечные АЗС идет качественное топливо?
2) Насколько в долгосроке такой “государственный демпинг” скажется на существовании и развитии вообще независимых АЗС в РФ.

Ну и третий общий вопрос — сколько еще продлится такой статус-кво. И тут мы снова возвращаемся к изначальной причине взрывного роста цен на горючее.

Итак, цена на нефть начала расти и в начале этого года стала уже вполне приемлемой и даже выгодной для большинства нефтепроизводителей мира, не говоря уж про Россию. Обычно, на “зависящей от нефти” экономике РФ это сопровождалось существенным притоком валюты в страну (положительным сальдо внешней торговли), ростом валютного предложения и, как следствие — укреплением курса (мы берем годы с момента отмены валютного коридора (весна 2014) и перевода валюты в свободное ценообразование).
Соответственно, для нефтедобывающих-экспортирующих компаний, в общем-то, выгода получалась только в области закупок иностранного оборудования, ибо внутри страны они получали рублевой выгоды практически одинаково — грубо говоря в интервале от 3000р за баррель, до 3600 за баррель (на самом деле меньше, т.к. отечественный Urals торгуется с дисконтом к эталонному Brent).
Учитывая, что налоговая нагрузка для таких компаний составляла две компоненты — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, выходило, что переработка и продажа горючего в РФ была не сильно менее выгодна чем экспорт (т.к. экспортная пошлина приличную часть валютного дохода отнимала).
Собственно, это давало некоторый баланс между экспортом нефти и продажей горючего внутри страны, и сдерживало рост цен на моторное топливо, которое если и росло в цене, то преимущественно из-за роста государственных акцизов.
Сбоить эта схема стала в момент особо низких цен на нефть, когда параллельно происходило два процесса:
1) попытка продать как можно больше нефти, чтобы хоть как-то компенсировать падение выручки из-за низкой цены на нефть
2) попытка минфина вернуть обратно хотя бы часть своих доходов, т.к. сильное падение цены на нефть вызвало существенное падение и получаемых им экспортных пошлин.

Свое практическое значение эта попытка приобрела в “налоговом маневре”, в рамках которого МинФин перевел основной вес налоговой нагрузки на НДПИ, по сути ликвидируя постепенно экспортные пошлины. И этот налоговый маневр, грубо говоря, заработал с июля месяца.
Итого, компании платят повышенный НДПИ, и уже больше ничего не выстраивает паритет внутренних доходов (включая затраты на переработку на зачастую устаревших и убыточных НПЗ) и внешних доходов, которые ожидаемо выросли с ростом цены на нефть до 80 долларов баррель.
Ожидаемое следствие просто — нефтедобытчикам-экспортерам в разы выгоднее экспортировать нефть, чем ее перерабатывать и продавать в РФ по фиксированным ценам (т.к. НДПИ получается уплачен одинаковый, что там что тут, а вот продавать нефть можно аж по 80 долларов за баррель, а не за сратые 42 рубля за литр соляра, да еще и с затратами на переработку и перевозку, да за вычетом акцизов и содержания заправок)

Таким образом, налоговый маневр привел к существенному дисбалансу интересов, а ни один торгаш в мире патриотизм на хлеб не намазывает.
Чтобы как-то исправить эту ситуацию, в механизме “маневра” был предусмотрен компенсатор, по которому компаниям, за их, грубо говоря, “патриотическое” сохранение части нефти в РФ, предполагалась компенсация из бюджета, причем, что кстати разумно, большая по размеру для тех кто совершенствует свои НПЗ.

Кстати, Минфин прямо и не скрывал, что цель налогового маневра — “прекратить скрытое субсидирование экономики”(!) и прекратить потери от беспошлинного вывоза нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского союза (плата за наш империализм).

Но гладко было на бумаге — резкий рост курса рубля параллельно росту цены на нефть (как “внезапно” для наших чиновников) привет к ситуации, когда нефтедобытчики — экспортеры начинают требовать с государства все большей “компенсации”, которая естественно измеряется в рублях. Грубо говоря, складывается ситуация, когда государство, имея в определенном смысле фиксированный НДПИ на определенный промежуток времени, вынуждено будет выплачивать “обратно” гигантские суммы “недополученной” прибыли на тот тоннаж нефти, который остался внутри страны.

Т.е. альтернатива и следствие из налогового маневра получается проста:
1) рост цен на горючее внутри страны до общемировых (это район 80-90рублей за литр)
2) компенсация нефтедобытчикам их “недополученной прибыли” — это порядки сотни миллиардов рублей+ в месяц при текущем курсе и уровне цен на нефть.

Что в лоб, что по лбу. Допустить такой рост цен на горючее правительство не может (хотя один черт, ближайшие выборы уже прошли), но и выплачивать такие суммы из бюджета оно не в состоянии.
В итоге, я полагаю, начнутся опять “устные договоренности”, в результате которых
а) постепенно цены на горючее еще подрастут, возможно умеренно, в “рамках инфляции” на 2-3-4-5 рублей (тем более что рост акцизов никто не отменял)
б) государство выплатит нефтяникам только часть причитающихся им денег взывая к патриотизму и намекая на кнут в руке. Собственно аллюзии на это уже звучат в выступлениях публичных лиц, о нереальной рентабельности нефтедобычи на текущий момент — с соответствующим ростом котировок Роснефти, Лукойла, Татнефти и т.д.

Подведем сухой вывод.
1) Государственные мужи в очередной раз оказались неспособны при разработке “налогового” маневра учесть все возможные варианты развития событий, и затыкая одну дырку, проделали другую
2) Политика договоренностей “по понятиям” в значительной степени провоцирует такую вот “работу” со спущенными рукавами, типа если что пойдет не так — договоримся
3) В очередной раз, просчеты правительства будут затыкаться “нашими” деньгами — в пользу сверхдоходов нефтянки.
4) Будет удивительно, если при сохранении такой диспропорции экспортных и внутренних доходов в среднесроке, цены на моторное топливо все же не начнут постепенно подрастать.

Читать еще:  Как не платить налог с продажи квартиры для Вас

Всем доброго дня, внимания к происходящему в нашей стране, не бухаем за рулем.
Ставим лайки, делаем репосты, бережем карму.

Налоговый манёвр. Зачем нужна нефтяная реформа?

В июле 2018 года Госдума приняла законопроект о налоговом манёвре в нефтяной отрасли. Изменения Налогового кодекса РФ и закона «О таможенном тарифе» вступили в силу с 1 января 2019 года.

Давайте разберёмся, в чём смысл нововведения Минфина, и как трансформация налогообложения влияет на нефтяную отрасль.

Суть налогового манёвра

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».

К тому же, правительство рассчитывает увеличить доходы в федеральный бюджет, а также сформировать более эффективную систему налоговых льгот и субсидий.

В конечном итоге с помощью нефтяного манёвра в России планируют достичь более выгодного экспорта, а также частично избавиться от зависимости цен на нефть на глобальном рынке.

НДПИ будет расти с введением поправочного коэффициента: с 0,167 в 2019 году до 1 в 2024 году. Экспортная пошлина снижается следующим образом: сейчас поправочный коэффициент составляет 0,883, в 2020 году он снизится до 0,666 и в 2024 упадёт до нуля.

Другими словами, федеральный бюджет будет получать доходы от «нефтянки» за счёт НДПИ, а не экспортных пошлин. Как рассказывал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов в интервью агентству Reuters, в результате введения нефтяного манёвра федеральный бюджет в следующие 6 лет может дополнительно получить около триллиона рублей (при условии, что баррель нефти будет стоить $40).

Налоги и НПЗ

Замещение экспортной пошлины налогом на добычу полезных ископаемых провоцирует рост стоимости нефти и нефтепродуктов на российском рынке.

Для снижения налоговой нагрузки на НПЗ государство предусмотрело обратный (возвратный) акциз. Он рассчитывается с учётом объёмов нефтепереработки и территориального расположения предприятия.

Получить обратный акциз смогут только часть нефтеперерабатывающих заводов. Во-первых, он выплачивается НПЗ при условии, если за один квартал из общего объёма производства предприятия на долю бензина стандарта «Евро 5» или нафты приходится как минимум 10%.

Более того, завод должен поставить хотя бы 5 тысяч т этих продуктов на российский рынок.

Во-вторых, акциз могут получить предприятия, попавшие в санкционные списки США. В-третьих, обратный акциз распространяется на НПЗ, которые переработали в 2017 году не менее 600 тысяч т нефти.

И в-четвёртых, компания может получить право на возвратный акциз, если инвестирует в модернизацию производства более 60 млрд рублей (начиная с 2015 года), причём для этого нужно заключить соглашение с Минэнерго.

Вместе с обратным акцизом может применяться демпфирующая компонента – в случае, если НПЗ не повышают стоимость на нефтепродукты выше 10% от установленных государством уровней.

В целом выплата возвратных акцизов при росте цен на нефть способна частично компенсировать потери в пошлине относительно ДНС.

Кто против?

Налоговый манёвр в нефтегазовой отрасли не всем пришёлся по вкусу. Главным оппонентом Минфина с планом совершения «налоговой рокировки» стало Министерство энергетики.

Глава ведомства Александр Новак ещё в марте 2018 года заявил, что проводить нефтяной манёвр есть смысл только после 2023 года, когда все российские НПЗ уже пройдут модернизацию.

По мнению самих нефтяников, постоянные колебания налоговой нагрузки негативно влияют на работу НПЗ. В частности, нефтяным компаниям в новых условиях становится всё труднее привлекать инвесторов для реализации проектов модернизации, поддерживать стабильные объёмы переработки. Для отдельных предприятий и вовсе возникает риск закрытия, в первую очередь речь идёт о независимых компаниях.

Наглядный тому пример – Антипинский НПЗ(«Новый поток»), который в мае 2019 года объявил о банкротстве. Президент Группы компаний Дмитрий Мазуров связал финансовые трудности именно с инициативой Минфина.

Так, в письме к премьер-министру Дмитрию Медведеву он подчеркнул, что с 2019 по 2025 год НПЗ из-за налогового манёвра в общей сложности потеряет $1,7 млрд.

Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.

Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.

Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

В целом налоговый манёвр – беспрецедентная в мировой истории попытка отрегулировать нефтяной рынок. В любом случае, ранее не отработанная схема начала демонстрировать изъяны, требующие серьёзных доработок.

Нефтяной налоговый маневр. Что это простыми словами.

Алексей Зайцев Последние изменения: февраль, 2020 Мировая экономика 0 1,646 Время чтения: 3 мин.

21 июня 2018 года правительство РФ начало поэтапное снижение пошлины на экспорт нефти, с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) . Суммарная нагрузка на нефтяников не меняется и налоговый маневр, на первый взгляд, имеет как сугубо бухгалтерский аспект (одного налога платится больше, другого меньше, сумма не меняется) и не интересна не только рядовым гражданам, но даже самим нефтяникам. Но это только на первый взгляд.

Рост внутренних цен

Так как все нефтепродукты — это глобальный биржевой товар, то внутренние цены на топливо из нефти должны повышаться или понижаться вслед на мировыми ценами. Но реально этого не происходило, так как величина экспортной пошлины «колебалась» вместе с колебаниями мировых цен. Фактически, вне зависимости от мировых цен, российским нефтяникам доставалась практически неизменная величина (после уплаты экспортных пошлин) от продажи нефти. Около 30 долларов с одного барреля нефти.

Соответственно, исходя из принципа равной доходности, и на российские заходы нефть поступает по неизменной стоимости около 30 долларов за баррель. При такой ситуации себестоимость производства нефтепродуктов оставалась стабильной и значительно ниже среднемировых уровней.

Но при обнулении экспортной пошлины внутренние цены должны сравняться с мировыми, с поправкой на налогообложение (акцизы и так далее). Это и начало происходить начиная с лета 2018 года. Но к такому варианту российское государство не было готово не экономически не социально-политически.

Дотирование нефтяной отрасли

Формально это звучит так, как будто небо упало на землю. Ведь совсем недавно Обама, который на тот момент еще возглавлял США, обзывал Россию страной бензоколонкой. То есть страной, которая существует только благодаря тому, что получает доходы от нефтепродуктов. И тут выясняется, что Россия будет тратиться на нефтепродукты! Причем объем этих трат очень существенный около 500 млрд. рублей. Точная цифра будет известна только в конце года, так как зависит от мировых цен на нефть.

Читать еще:  Что будет если не платить транспортный налог для Вас

Как же так получилось, что в результате «чисто бухгалтерской процедуры», Россия будет накапливать убытки от торговли нефтью, по крайней мере внутри страны, вместо получения прибыли?

Белорусский фактор

«Чисто бухгалтерская процедура», в реальности, имеет как существенный положительный экономический эффект, так и политический.

Дело в том что ранее Белоруссия получала российскую нефть без уплаты таможенных пошлин.

Изначально предполагалось что Белоруссия будет получать нефть без таможенной пошлины только в объеме равному ее внутреннему потреблению. Сверх этого объема она должна была возвращать переработанные нефтепродукты по внутрироссийским ценам обратно в Россию. Но Белоруссия предпочитала продукты нефтепереработки не возвращать в Россию, а продавать их в третьи страны, где их цена, естественно, была и есть выше! Из-за этого возникали периодические очаги напряженности между Минском и Москвой.

Но когда налоговое бремя перенесли с экспортной пошлины, которая стала равна нулю, на НДПИ, Белоруссия стала получать нефть из России по мировым ценам. Политические цели и последствия такого шага, оставим за рамками этой статьи. Остановимся на экономических.

Итоговый баланс

В итоге Росия стала получать суммарно больше налогов так как под дополнительное налогообложение попали объемы как внутрироссийского потребления, так и объемы, которые будет потреблять Белоруссия.

А вот выгода от налогообложения минских объемов, пойдет в доход государства российского. И по закону сохранения денег, у Минска денег станет меньше. В такой ситуации белорусское правительство имеет две возможности:

  1. Поднять внутрибелорусские цены на топливо.
    Этот шаг имеет как катастрофические последствия:
  1. Экономические — белорусские товары, из-за топливной составляющей, резко поднимутся в цене и буду не конкурентоспособны на российском рынке.
  2. Политико-социальные — населению Белоруссии очень не понравится рост цен на АЗС. К тому же из-за потери российского рынка, (п. I) начнут сокращаться рабочие места.
  • Изыскать у себя финансы для дотирования топлива внутри своей страны.
    Но если Россия их получила «автоматически», от увеличения НДПИ, то в Белоруссии их нет.

График изменения цен на топливо в России и Белоруссии

Как видно из графика, за последний год, относительно цены в России, топливо в Белоруссии выросло на 10%. И этот рост продолжится, так как, для примера, по сравнению с соседней Польшей, бензин пока еще в 2 раза дешевле!

© 2019, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли 2019 года

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности. Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж. Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет. В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки.

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);

в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаЧто это такое емых), с сохранением действующих льгот и преференций;

для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;

предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК. Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ. Вступят в силу новые правила с января 2019 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки; налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;

в период с 2019 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;

на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);

Читать еще:  Какой транспортный налог в дагестане для Вас

дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);

вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);

планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

доля высококачественного топлива в общем объеме производства предприятия;

мировые цены на нефть и продукты переработки;

усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;

ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны. Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ. Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);

введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;

введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

ИМХО вышеуказанный маневр решает следующие задачи:

1. Увеличение количества и доли сырой нефти в экспорте России, чтобы помочь Западу.

2. Сокращение производства топлива в России.

3. Рост российских цен на топливо и всё остальное.

4. Подготовка России к англосионистскому перевороту в 2025-м году (наряду со многими другими решениями, в частности, по пенсиям).

Что за налоговый маневр в нефтяной отрасли и зачем он нужен?

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

Ссылка на основную публикацию