Что такое формирование земельного участка для Вас

Что такое формирование земельного участка для Вас

Формирование земельного участка

Образование земельных участков производят путём видоизменения старых участков и формирования новых по решению органов власти. Для правильного формирования надела необходимо соблюдение ряда требований.

Для того, чтобы окончательно провести процедуру образования нового участка, нужно его обязательно поставить на учёт в Росреестр недвижимости и присвоить номер.

Основания для образования наделов

Образование земельных участков происходит на законных основаниях с последующей регистрацией новых объектов недвижимости в Росреестре.

Предусмотрены следующие способы образования земельных участков.

  1. Образование земельных участков, которые не эксплуатируются и находятся в ведении муниципальных образований и госорганов.
  2. Искусственное создание земель на водных объектах, которые принадлежат федерации, путём подвозки или намыва грунта. Образование признаётся участком после введения в эксплуатацию.
  3. Раздел – возможность образования нескольких участков из одного. Формирование земельных участков предусматривается посредством обращения в геодезическую организацию, которая производит межевание территорий, создавая границы между новыми землями. Собственником остаётся прежний владелец или несколько новых выгодоприобретателей (допустим, вследствие раздела участка наследниками), при этом старый надел снимается с учёта и прекращает существование.
  4. Выдел возможен по желанию участника долевого владения. Он становится полноценным собственником своей доли, а старый участок меняет свои границы.
  5. Объединение – осуществляется путём заключения договора между собственниками. Оно предполагает прекращение существования нескольких участков как отдельных объектов, пребывающих в собственности. У субъектов, которые владели ранее наделами, в случае, если они не отчуждали свои участки другим субъектам, возникает право совместной собственности на землю. Объединить несколько своих наделов может и собственник единолично, обратившись с документами к регистратору.
  6. Перераспределение участков между субъектами, у которых земля находится во владении. Происходит образование земельных участков с новыми границами по решению органов власти. Для этого запускается целый механизм, позволяющий выявить фактических или зарегистрированных в Росреестре собственников, наличие ограничений и обременений на земли. Субъекты, которых коснулись преобразования, должны дать своё согласие и пройти процедуру оформления прав на новый надел.

Новые участки возникают из уже используемых земель при прекращении существования старых наделов. Также наделы создаются на ещё не эксплуатируемых территориях, которые находятся на балансе госорганов или муниципалитетов.

  • габариты участка не должны выходить за пределы градостроительных регламентов (кроме установленных случаев, допустим, в отношении участков под природными объектами, относящимися к культурному наследию, этот критерий может не соблюдаться);
  • границы наделов не должны накладываться на объекты муниципальных владений, пересекаться с населёнными пунктами, природоохранными зонами, территориями добычи ископаемых;
  • недопустимо образование земельного участка, который перекроет проход к зданиям;
  • новый объект должен использоваться в соответствии со своим целевым назначением;
  • нужно избегать изломанных границ, вклинивания наделов, участок должен быть удобен для его застройки домами или и другими недвижимыми объектами.

К земельным участкам и их созданию проявляются определённые требования, нарушение которых может быть обжаловано, так как оно мешает эффективному использованию земли по её целевому назначению.

При образовании нового надела постановка на учёт и регистрация прав собственности происходят единовременно.

Для этого требуются следующие документы:

  • заявление лица, желающего зарегистрировать новообразованный объект;
  • правоустанавливающая документация, если данных о недвижимости ранее в Реестре недвижимости не было;
  • согласие иных лиц, если оно необходимо;
  • документация, выданная в результате проведения межевания участка и согласования его границ;
  • разрешительные документы на ввод в эксплуатацию;
  • если участком обладают долевые собственники, необходимо предоставить также проект межевания, согласованный между ними, подтверждающий доли владельцев.

В случае, когда существует несколько субъектов, которые желают изменить границы, перераспределить земли или объединить их, нужно подать в орган регистрации дополнительную документацию, подтверждающую волеизъявление этих собственников.

Раздел и выдел

  • лицо, которое занимается комплексным освоением территории по договору;
  • владельцы на праве общей собственности, которые определились со своими долями;
  • граждане, входящие в некоммерческую организацию (к примеру, такую, как общество садоводов);
  • разделять свои земли могут муниципалитеты и госорганы.

Выдел для образования земельного участка могут производить только долевые владельцы, за исключением тех, у кого есть помещение в многоквартирном доме.

Раздел или выдел невозможен, когда участок или постройки на нём являются неделимыми, так как это приводит к потере целостности объекта или невозможности использовать его по целевому назначению.

При выделе или разделе земли, которая находилась в совладении, каждый имеет право прекратить совместное владение и потребовать свою долю.

Порядок образования земельных участков обязывает владельцев недвижимости, что пребывает в совместной собственности, сначала определиться с долями, которые полагаются каждому из них или желающему прекратить совместное владение. Разделение надела или выдел происходит вследствие соглашения или решения суда.

Формирование земли, которая принадлежит муниципальным образованиям и госорганам, осуществляется в пределах старых границ. Субъект, который пользуется такими землями на законных основаниях (допустим, арендует их), подаёт заявление с целью утвердить расположение надела на кадастровом плане. Кроме этого заявитель подаёт саму схему и копии документов на надел, если он ещё не был зарегистрирован в ЕГРН. У органа власти есть месяц, чтобы отказать землепользователю или утвердить схему.

Законодатель предоставляет возможность заявителям самим составлять межевой план, который касается даже многоконтурных участков. Это земли, которые находятся в одном населённом пункте и состоят из нескольких наделов. Они могут быть разделены между собой, иметь вкрапления и их границы могут не иметь точек соприкосновения (допустим, частный дом и участок разделены дорогой).

При формировании такого надела присваивается всем частям единый номер для постановки на кадастровый учёт. Сделки проводятся с таким наделом как с единым целым.

Объединение наделов

Формирование земли путём объединения возможно одним и несколькими собственниками. Прежние участки прекращают своё существование и оформляются на одного или нескольких собственников, которые владеют образованным наделом на праве общего владения.

Образование земельных участков через объединение является популярной процедурой по таким причинам:

  • получение налоговых льгот невозможно для нескольких участков сразу;
  • нельзя построить большой дом сразу на двух наделах, так как последуют проблемы с его регистрацией;
  • вырастает цена на большой участок при его продаже;
  • для одного собственника не нужно формировать отдельные пакеты документов на недвижимость;
  • уменьшение земельного налога.

Требования к объединяемым участкам:

  • все участки должны иметь одинаковый правовой статус (допустим, нельзя объединить земли в бессрочном владении и в наследуемом), кроме случая, когда их объединяет одно лицо;
  • наделы должны быть смежными;
  • границы объединяемых земель должны быть точно определены, в этом случае кадастровому инженеру не понадобится выезжать на объект, он может составить план межевания по имеющимся схемам;
  • наделы должны принадлежать к одной категории (допустим, выдаваться под поселение);
  • участки могут находиться в пределах одной административной единицы;
  • новые участки должны соответствовать всем требованиям к формированию новых земельных наделов (не допуская вклинивая, нарушений размеров и т.д.)

Порядок формирования земельных участков предполагает предоставление заявлений всех их владельцев о намерении создать один надел.

Перераспределение

Между органами госвласти и самоуправления возможно перераспределение земли в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, интересы третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашения между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий. Получить участок без оплаты, к примеру, могут многодетные граждане, религиозные и благотворительные организации.

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Иные случаи формирования участков

Часть участка считается по законодательству отдельным земельным объектом.

Право на часть участка появляется в следующих случаях:

  • при приобретении во владение дома или иной постройки, которые размещены на чужой земле, новый собственник получает права на ту ЧЗУ, где стоит здание;
  • при сдаче в аренду части надела;
  • если сервитут имеет отношение не ко всему участку;
  • когда на часть состояния, в том числе недвижимого, наложено обременение (в Росреестре должны быть такие сведения об участке).

Во всех вышеописанных ситуациях образование части земельного участка нужно зарегистрировать путём внесения информации о ней в Росреестр. Для этого нужно произвести межевание территории, составить с помощью специалистов план границ и поставить часть надела на кадастровый учёт.

Владельцы квартир выступают совладельцами земли, на которой возведён такой дом и постройки рядом с ним.

Относительно земельных участков под многоквартирными строениями, что сформировались до весны 2005 г., или тех, что уже зарегистрированы в Росреестре, то они принадлежат владельцам квартир.

Формирование земельного участка под многоквартирным домом, если он не занесён в Росреестр недвижимости, требует активных действий со стороны владельцев квартир.

Оформление происходит таким образом:

  • проводится общее собрание владельцев квартир;
  • принимается решение о необходимости сформировать участок и выбирается уполномоченный представитель собрания перед различными инстанциями;
  • составляется заявление об оформлении участка;
  • выбранное лицо направляется к регистратору с заявлением, паспортом и документацией, чтобы подтвердить и своё право владения квартирой;
  • кадастровый инженер готовит проект межевания;
  • проводится постановка на учёт.

Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.

Как образовывают участки органы власти?

Земли, собственником которых являются органы власти, формируются в связи с принятием одного из документов-оснований:

  • создание проектной документации по земельным участкам относительно их межевания;
  • формирование документов для лесных участков;
  • утверждённая схема положения наделов на кадастровых планах.

Проект межевания обязателен для таких земель:

  • для участка, образуемого из надела, предоставленного субъекту на основании договора об освоении и развитии земли;
  • для участка, выделенного некоммерческому образованию с целью ведения на нём хозяйства;
  • для территорий, предоставляемых с целью комплексного освоения;
  • в пределах поселения, на котором стоят многоквартирные дома;
  • для земель, где находятся или планируются линейные объекты.
Читать еще:  До какого числа нужно подать показания счетчиков для Вас

Формирование земельных участков

Формирование земельного участка представляет собой образование новой территории из числа государственных или муниципальных земель. Такой способ утвержден в ст. 11.2 ЗК РФ. Правоотношения распространяются на физических и юридических лиц.

Основанием для проведения межевания может выступать необходимость в получении площади для садоводческих (ЛПХ) или строительных нужд (ИЖС). Решение об образовании новых территорий принимается распорядителями недвижимой собственности – органами государственной или местной власти.

Порядок формирования участка

Формирование земельного участка подчиняется единому порядку и не должно нарушать установленные законом правила. В первую очередь речь идет об образовании территории до того момента, как она перейдёт в руки нового собственника.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задайте вопрос юристу в онлайн чате круглосуточно

Закажите обратный звонок, юрист перезвонит вам через 5 минут

Способы формирования земельных участков:

  1. Выделение земли на нужды ИЖС или ЛПХ;
  2. Разделение территории;
  3. Слияние двух и более наделов;
  4. Перераспределение земель из фонда.

Требования к новообразованным участкам включают в себя строгое соблюдение правил, которые вытекают из земельных правоотношений. Здесь необходимо отметить два условия:

  1. Исполнение предусмотренного законом перечня кадастровых работ. Землеустроительные работы проводятся геодезическими службами. В ходе мероприятий формируется так называемое межевое дело, куда включаются сведения об участке.
  1. Кадастровый учёт. Образованные земли поступают в государственный реестр недвижимости, доступный всем субъектам земельных правоотношений. Учет позволяет создать единую базу земельных наделов для индивидуального или публичного просмотра. Присутствующие в реестре территории могут быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землёй.

На заметку! Выделение, разделение, слияние и перераспределение земель существенно отличаются друг от друга. Но чаще всего формирование затрагивает именно государственную и муниципальную недвижимость.

Как происходит формирование земли?

Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:

  1. Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
  2. Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
  3. Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
  4. Составление новой карты с включением межевого плана границ;
  5. Оформление земельного дела.

Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ. В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории. Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.

По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.

Документы на формирование

Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:

  1. Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
  2. Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
  3. Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.

Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.

Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.

Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ. Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.). Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Как происходит формирование нового земельного участка, зачем это нужно

Формирование земельного участка — это, согласно ЗК РФ, образование новой территориальной единицы. Это становится возможным после выделения ее из числа земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Правом создания нового земельного образования наделены физические и юридические лица (ст. 11.3 ЗК РФ).

Кем принимается решение об образовании новых территорий

Как образуются земельные участки?

Решение об образовании новой территории принимает государственный или муниципальный орган власти. Основанием для этого становится заявление, поданное на имя конкретного учреждения со стороны садоводческого хозяйства или строительной организации.

Цель формирования – нужда в новой площади под земельные угодья или жилые дома. При этом проводится не просто физическое выделение земли из уже имеющегося участка путем слияния, уменьшения или увеличения его, а переписывания и переделывание всех документов.

Проводят геодезические работы (межевание), составляют новый кадастровый паспорт, изменяют данные о земле в государственном реестре недвижимости.

Осуществление государственного кадастрового учета и подготовка документов

При образовании нового участка:

  • представитель муниципальных или государственных органов власти ставит свою подпись и печать (если необходимо) на заявлении с просьбой о выделении земли;
  • потенциальные собственники или муниципальные службы приглашают геодезистов для измерения сформированной территории;
  • геодезисты проводят нужные измерения, которые становятся частью нового межевого дела.

Вновь сформированный участок ставят на кадастровый учет, его наименование и основные данные появляются в государственном реестре недвижимости.

Занесение сведений о сформированном наделе в ГКН (Росреестр) происходит при наличии следующих документов:

  • межевого дела, в том числе, акта о формировании границ;
  • чертежа нового участка (осуществляют на местности профессиональные картографы);
  • акта об установлении межи и знаков (в обязательном порядке присутствуют представители государственных органов власти).

Если все документы составлены правильно, то участок вносят в базу ГКН, а собственнику выдают кадастровый паспорт. Процедура выписки паспорта платная. Физическим лицам придется оплатить 200 рублей, а юр. лицам – 600 рублей.

Образование территории до того момента, как она перейдет в руки нового собственника

Формирование нового участка может происходить путем деления или объединения земель

Существуют следующие способы формирования новых территорий:

  • земля выделяется для нужд садоводческого общества и строительной организации (ИЖС и ЛПХ);
  • происходит простое разделение большей территории на несколько меньших по площади наделов;
  • два, три и более участка совмещают вместе в один большой надел;
  • земли, находящиеся в фонде, перераспределяют.

Далее производятся все необходимые для придания произведенным действиям юридической силы, процедуры – межевание, измерение площади, внесение данных в государственный реестр.

Государственный реестр недвижимости

Внесение данных в ЕГРН является единственным законным способом подтверждения прав на недвижимость конкретного лица. Сведения, содержащиеся в реестре общедоступны, они выдаются каждому желающему в виде выписки. Для получения ее достаточно уплатить госпошлину.

Важно! Новый участок может считаться окончательно сформированным только после занесения сведений о нем в ЕГРН.

Возможность территорий, присутствующих в реестре, быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землей

Создание единой базы земельных наделов позволяет любому физ или юрлицу рассматривать каждый включенный в нее участок, в качестве объекта для купли-продажи или аренды, любой иной формы гражданско-правовых сделок.

Пример. Участок №2345 существует на деле, но информация о нем не занесена в реестр, поскольку не были проведены соответствующие работы по межеванию и формированию его границ. Пользоваться наделом владелец право имеет, но продать, сдать в аренду, осуществить в его отношении иную гражданско-правовую сделку, он не может. Такая возможность появляется только после формирования надела и занесения сведений о нем в реестр.

Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ

ФЗ РФ №221-ФЗ обязывает собственника участка, который планируется измерить и сформировать по новому, уведомить о подобном действии владельцев всех соседних наделов. Порядок оперативного уведомления соседей определен в ст. 42.7 ФЗ РФ №221-ФЗ.

Согласно этой статье лицо, заключившее контракт на проведение кадастровых работ, обязано разослать всем соседям уведомление о таковых не позже, чем за 10 дней до появления на его участке геодезистов.

Если работы проводятся по заказу муниципальных органов власти, то информация о них размещается в официальных СМИ, на сайте конкретного ведомства или садового сообщества, на информационных щитах. Извещение должно содержать:

  • информацию о субъекте РФ;
  • сведения о муниципальном образовании и населенном пункте;
  • номер кадастрового квартала (уникален);
  • сведений о географическом положении территории, выбранной для проведения работ, а также о ее статусе (к примеру, название лесничества или поселка, номер лесного квартала или номер участка, по которому его можно разыскать на карте);
  • адрес и контакты лица, заказавшего измерение участка;
  • адрес и контакты исполняющей работы организации;

Придется указать конкретное число, на которое запланированы работы, а также дату их предположительного окончания.

Важно! Конкретную форму извещения собственников-соседей выбирает орган нормативно-правового регулирования сферы кадастровых отношений.

Формирование земельного надела с установлением границ участка и межевых знаков

Земельным наделом признается исключительно земля, границы которой определены установленным в ЗК РФ образом (ст. 11.1 ЗК РФ). Участок формируется в несколько этапов:

  1. Изучаются имеющиеся документы. При образовании нового надела ответственными органами, заказчиком работ, изучаются карты, кадастровые планы, созданные в процессе геодезических работ отчеты. Несмотря на то, что эти сведения могут быть устаревшими, определенное представление о земле, которую предполагается переделить, они предоставляют.
  2. Собственники соседних участков уведомляются о проведении работ по измерению и формированию новых границ земли.
  3. Устанавливаются новые межевые знаки во вновь определенных границах.
  4. Составляются новая карта. Этот документ содержит сведения из межевого плана.
  5. Оформляется земельное дело, межевой план.

С целью образования новой земли создается землеустроительная комиссия. Она состоит из сотрудников, представляющих земельный кадастр и лиц, участвующих в разделе земли (собственник, представитель муниципального органа власти).

Важно! Если новая территория была сформирована в установленном законом порядке, с соблюдением всех этапов, то проведенное межевание признают законным и сведения передают в ЕГРН.

В случае нарушения одного из пунктов, к примеру, несвоевременное сообщение о проведении кадастровых работ соседям, последние вправе оспорить законность осуществленной процедуры, поскольку они имели право присутствовать на всех ее этапах.

Читать еще:  Что делать если соседи дерутся для Вас

Если уведомление поступило, но собственники соседних участков его проигнорировали, права начинать спор, касающийся законности сформированного надела, они не имеют.

Проведение работ геодезическими службами для составления новой карты с включением межевого плана границ

Для внесения данных в Государственный земельный кадастр необходимо определить площадь и границы надела

С помощью геодезических измерений узнают такие сведения о наделе, как:

  • линейный размер;
  • форма;
  • площадь;
  • географическое положение.

Сведения необходимы для составления плана надела и землеустроительного дела. Геодезисты пользуются:

GPS приборы принимают сигнал со спутников, позволяя:

  • максимально точно определить положение участка на местности (координаты);
  • изменить расстояние;
  • составить точную карту местности.

Их используют в любых климатических условиях, даже, если идут дождь, снег, местность покрыта туманом. Выданные ими данные обрабатываются автоматически сразу после получения. Для управления приборами не нужны специальные технические знания.

С помощью оптики и лазеров измеряют расстояние, угол и высоту. Они такие же высокоточные, могут быть применены в любое время года.

Геодезическое измерение участка проводят в соответствии с проектом, частью которого является технологическая схема, позволяющая понять, как и в каком порядке осуществлять работы. Геодезическая съемка местности включает следующие этапы:

  • подготовительный (кадастровый инженер изучает возможность проведения работ, имеющиеся в наличии документы, составляя предварительный план границ);
  • уведомление заинтересованных граждан и юрлиц;
  • установление координат, по которым будут расставлены межевые знаки;
  • формирование площади участка;
  • создание межевого плана.

План составляет компетентный сотрудник кадастровой службы. При его составлении пользуются кадастровым планом территории или выпиской из кадастра. Этот документ состоит из графической и текстовой части.

Графическая часть – собственно план участка с нанесением на него всех расположенных на земле объектов, указанием границ и способа проезда. Текстовую часть составляют сведения, подлежащие занесению в кадастр, информация, которая позволяет судить о том, что существующие границы согласованы с владельцами соседних наделов.

Важно! Заключительным этапом межевания считаются камеральные работы, предполагающие составление землеустроительного дела, оформление отчетов и окончательную проверку правильности полученных сведений.

Ситуации, при которых возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Сформировать новый земельный участок могут с целью:

  • выделения земли под фермерские угодья;
  • образования новых наделов с последующей передачей их под строительство;
  • расширения или сужения конкретной территории.

Необходимость в формировании нового надела, к примеру, возникает, если есть нужда в искусственном создании земли на водном объекте, контролируемом федеральными органами власти. Для этого на выбранный объект подвозят грунт и землю. Сформированной земля считается после ввода ее в эксплуатацию. Иногда новый надел образуется посредством раздела старого.

Пример. Гражданин Роминов Д.Т. решил продать часть принадлежащей ему земли. Для этого ему потребуется провести измерение всего участка и только после этого разделить его на доли, превратив каждую из них в самостоятельный надел.

Формирование нового земельного участка – юридически обоснованная процедура, производимая с целью образования новой территориальной единицы. При этом производится слияние, раздел, выделение из старых границ нового земельного надела.

Для этого в муниципальные или государственные органы власти собственником земли направляется соответствующее заявление. Всеми дальнейшими работами занимаются кадастровые службы.

Как происходит формирование земельных участков, каковы требования к ним рассказано в данном видео:

Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности – это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:

  • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
  • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу) 1 .

Акт
выбора ЗУ
(пример)

Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ) 2 .

Постановление
об утверждении
Схемы (пример)
Схема
(пример)

В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения 3 . В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо 4 .
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2014 № 762 5 .
Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО “Кадастровый центр Дона” для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта “Межевание земель”.

По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта “Межевание земель”.
Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
– внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер 6 ;
– при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения 7 .
В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета) 8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области 9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

__________________
1 Исключение составляют случаи предоставления земельных участков, на которых находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения или сооружения
2 В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 3 пункта 5 статьи 31 ЗК РФ)
3 Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ)
4 Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2011 N Д23-1073 “О лицах, уполномоченных осуществлять разработку и изготовление схем расположения земельных участков”. Вместе с тем, следует принять во внимание, что в настоящее время Минэкономразвития Росссии разработан проект Приказа Минэкономразвития России “Об утверждении формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа”
5 Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 “Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе”, (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 № 36018). Начало действия приказа – 01.03.2015, поэтому соответствующие региональные акты (например постановление Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 336 “Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги “Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории”) должны быть приведены в соответствие с данным приказом.
6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
8 Специалисты ООО “Кадастровый центр Дона” при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке

Читать еще:  Что делать если соседи не подписывают межевание для Вас

Что такое формирование земельного участка для Вас

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации – регионом, состоящий в муниципальной собственности – муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Ссылка на основную публикацию