Защита профсоюзами трудовых прав работников для Вас

Защита профсоюзами трудовых прав работников для Вас

Способы защиты профсоюзами трудовых прав работников

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 86-90

А.С. СТЕПАНОВА,

аспирант Сочинского государственного университета tta 70@ mail . ru

Рассматриваются основные способы защиты нарушенных прав работников и виды ответственности работников по законодательству Российской Федерации. Установлено, что наиболее действенным способом защиты трудовых прав являются профсоюзы.

Ключевые слова: работник, профсоюз, ответственность, социальное партнерство, трудовые правоотношения.

Ways of Workers Trade Unions Protection of the Labor Rights

The author considers the main ways to protect the violated rights of workers and basic types of liability for employees with Russian legislation. The most effective way to protect labor rights are the unions is proved.

Keywords: worker, trade union, responsibility, social partnership, labor legal relationship.

Ключевым направлением развития трудового законодательства вне зависимости от содержания его правовых институтов является защита прав и интересов сторон трудового отношения. В рамках этой задачи используются такие традиционные способы защиты, как самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита.

В условиях социально-экономических преобразований существенно возрастает роль профсоюзов в представительстве и защите социально-экономических интересов своих членов. Защитная функция профсоюзов осуществляется в случае нарушений (угрозы нарушения) прав, свобод и законных интересов как индивидуального работника, так и коллектива работников в целом. Нарушения трудовых прав работника (работников) могут быть выявлены в ходе осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства, который имеет место как при установлении (изменении) условий труда, так и в ходе правоприменительной деятельности.

В связи с этим очень важной представляется подробная законодательная регламентация основных прав профсоюзов, прежде всего права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Реализация профессиональными союзами данного права является одной из важнейших при решении вопроса о мотивации профсоюзного членства, так как от того, насколько хорошо, быстро и эффективно осуществляются профсоюзными организациями такие представительство и защита, зависит количество работников, принявших решение о вступлении в члены профсоюза.

12 января 1996 года был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон № 10-ФЗ), который в дальнейшем был изменен и дополнен в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Предметом регулирования Закона № 10-ФЗ являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Таким образом, профсоюзы представляют собой объединения граждан.

Закон № 10-ФЗ впервые четко определил, в каком случае и кого защищают и представляют профсоюзы. Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

В соответствии с нормами ТК РФ и Закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации для осуществления своей правозащитной функции наделены правами представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения, участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм труда, добиваться улучшения условий и охраны труда, участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и др.

Профессиональные союзы осуществляют полномочия, закрепленные в ст. 370 ТК РФ, через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые и технические инспекции труда.

Профессиональные союзы вправе представлять и защищать интересы своих членов при заключении трудового договора. Так, работник вправе при приеме на работу привлечь представителя профессионального союза, который смог бы объяснить работнику условия предлагаемого им трудового договора, проинформировать о действии коллективного договора и пр. Профессиональные союзы непосредственно участвуют в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени, графиков сменности и т. д., решают вопрос о согласовании в исключительных случаях сверхурочных работ и пр. В области коллективных прав и интересов профессиональные союзы в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке представляют всех работников организации.

Указанные положения получили закрепление в трудовом законодательстве. Так, ст. 29 ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Статья 30 ТК РФ закрепляет право работников, не являющихся членами профсоюза, уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Приведенные нормы полностью соответствуют международным стандартам. Так, в соответствии с Рекомендацией Международной организации труда (далее — МОТ) № 91 «О коллективных договорах» (принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-й сессии Генеральной конференции МОТ) положения коллективного договора, заключенного профсоюзом, распространяются на всех работников организации, независимо от их членства в профсоюзе, если самим коллективным договором не предусмотрено иное. Поскольку реализацию данного права можно рассматривать как основополагающее направление деятельности профсоюза, право представлять и защищать интересы работников в коллективно-трудовых отношениях должно в обязательном порядке закрепляться в уставах профсоюзов[1].

Право на представительство и защиту интересов работников в коллективно-трудовых отношениях может быть получено профессиональным союзом на общем собрании (конференции) коллектива организации, а также путем сбора подписей и иными способами, не противоречащими действующему законодательству.

Права профессиональных союзов, связанные с принятием новых нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, являются не менее важными, так как профсоюзы имеют возможность выразить свое мнение о содержании тех или иных законопроектов, проанализировать, к каким социальным последствиям приведет их принятие. Конституция РФ не предоставила профессиональным союзам право законодательной инициативы. Тем не менее законодательство о профессиональных союзах предусматривает, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Иными словами, акты, затрагивающие права и интересы работников в социально-трудовой сфере, должны проходить правовую экспертизу в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органы законодательной и исполнительной власти не вправе произвольно отбросить мнение, высказанное профсоюзом. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направлено об этом мотивированное заключение. Представляется, что активное использование профессиональными союзами предоставленных им прав позволит добиться улучшения качества принимаемых в социально-трудовой сфере законов и иных нормативных правовых актов, что положительно скажется на уровне правовой защищенности работников.

Профсоюзам предоставлено право выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, должны рассматриваться органами государственной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Воспрепятствование профессиональным союзам в реализации данных прав является нарушением закона и может быть обжаловано в суд.

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена ТК РФ. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен статьей 193 ТК РФ. Административная ответственность устанавливается ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 3.11 КоАП РФ определяет дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Уголовная ответственность за нарушения прав профессиональных союзов Уголовным кодексом РФ не предусмотрена[2]. Это нарушает целостность правовой системы и в ряде случаев порождает безнаказанность руководителей, грубо нарушающих права профессиональных союзов, предусмотренных действующим законодательством. Представляется, что для устранения данного пробела профессиональные союзы должны объединиться и направить соответствующие предложения субъектам законодательной инициативы.

Кроме того, ст. 378 ТК РФ предусматривает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Иными словами, профессиональные союзы могут требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с нарушением виновными лицами законодательства о профсоюзах, невыполнением своих обязательств по коллективному договору, соглашению, нарушением должностными лицами законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытием несчастных случаев на производстве.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя правовое регулирование защиты трудовых прав и свобод профессиональными союзами является достаточно целостным, постоянно переосмысливается и дорабатывается законодателем, нельзя признать, что рассматриваемая система защиты трудовых прав является вполне эффективной и достигает своих целей.

Читать еще:  Как оформить в собственность земельный пай сельхозназначения

1 См.: Коршунова Т.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: произв.-практ. изд. — М., 2002. С. 156.

2 См.: Сидорова В.Н. Особенности правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства // Юрист. 2006. № 5. С. 28.

Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников

Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добиваясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизованном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов. Также при заключении соглашений на разных уровнях, при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой является профсоюзный орган как представитель работников) по регулированию социально-трудовых отношений обсуждает и апробирует проекты многих нормативных актов о труде.

Профсоюзный орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий труда работников, не допустить снижения установленных законодательством гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает их мнение по разработанному им проекту локального нормативного акта организации по вопросам труда.

Работодатель, создав проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его выборному профсоюзному органу, представляющему интересы большинства работников.

Профсоюзный орган в течение пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое мнение оказывается отрицательным или содержащим предложения по его изменению, то работодатель вправе в течение трех дней предложить профсоюзному органу прийти к соглашению путем совместных консультаций (ч. 3 ст. 372 ТК).

Таким образом, кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия – на учет мнения) при принятии локальных норм трудового права, но дает возможность ему более активно своим мотивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.

При недостижении согласия (это оформляется протоколом) работодатель вправе принять локальный акт в собственной редакции, но он может быть обжалован профсоюзным органом в соответствующую Гострудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, т.е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту локального нормативного акта делает юридическим фактом – основанием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разрешения согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллективных трудовых спорах.

Государственная инспекция труда в течение месяца должна провести проверку соответствия локального акта действующему законодательству о труде и в случае обнаружения противоречий выдать работодателю предписание об устранении нарушений. Следовательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о порядке их разрешения, так и государственным надзорным органом – государственной инспекцией труда или в суде. В то же время в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Согласно ст. 361 ТК решения государственных инспекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы.

Такое одновременное разрешение коллективного трудового спора о принятии работодателем (вопреки мнению профсоюзного органа) локального нормативного акта, хотя и заставляет работодателей считаться с мнением профсоюзного органа, но оно может создать ситуацию, когда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного трудового спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии.

Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетенции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требует законодательного уточнения. Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профсоюзного органа по его проекту.

Профсоюзы как наиболее массовая организация трудящихся вышли за рамки представительства интересов только членов профсоюзов. Они стали представлять интересы всех рабочих и служащих, тем самым косвенно представляя интересы и членов их семей. Таким образом, профсоюзы выступают как одна из наиболее представительных организаций общества.

К профессиональным интересам трудящихся следует отнести, прежде всего, их стремление улучшать условия труда, повышать моральную и материальную заинтересованность в результатах работы. С этими стремлениями тесно связано желание человека чувствовать себя не рядовым исполнителем воли администрации, а быть полноправным членом коллектива, желание улучшать условия не только труда, но также быта и отдыха с учетом своей профессиональной деятельности.

Следовательно, рабочие и служащие имеют особые профессиональные интересы, как в области труда, так и в области производства, быта и культуры. В этих сферах профсоюзы и представляют интересы всех рабочих и служащих, что имеет большое практическое значение. Так коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия, независимо от их членства в профсоюзе.

Профсоюзы особо учитывают интересы таких больших групп трудящихся, как женщины, молодежь и пенсионеры, обусловленные физиологическими особенностями организма, особой социальной ролью женщины в семье, адаптацией лиц, впервые пришедших на производство, к новым условиям, совмещение молодежью работы с обучением и т.д.

Особое социальное свойство профсоюзов представлять интересы не только своих членов, но и профессиональные интересы всех рабочих и служащих включает в себя способность профсоюзов влиять на формирование этих интересов, выявлять, выражать и защищать их. Для этого профсоюзы используют средства массовой информации, различные опросы, а также такие традиционные формы как собрания, конференции, пленумы и съезды.

Право профсоюзов на содействие занятости и трудоустройству воплощается путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников, высвобождаемых из предприятий и организаций при их ликвидации или реорганизации; осуществления контроля за занятостью работников и соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и увольнение работника может быть осуществлено с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ТК ст. 373).

Приняв решение об увольнении работника, работодатель направляет в профсоюзный орган данной организации проект приказа и иные документы, послужившие причиной увольнения. Профсоюзный орган должен в течение недели направить свое письменное мнение работодателю. Если указанный срок пропущен или ответ не содержит мотивированного мнения, то это не служит препятствием к увольнению работника.

При несогласии с принятым решением работодателя об увольнении работника, выраженным в мотивированном мнении, профсоюз в трехдневный срок организует дополнительное обсуждение этого вопроса с работодателем, результаты которого отражаются в протоколе. Если эти процедуры не привели к общему решению, работодатель по истечении десяти дней со дня уведомления профсоюзного органа вправе принять окончательное решение. Но оно может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней должна рассмотреть заявление профсоюзного органа.

При обнаружении незаконности увольнения государственная инспекция труда выдает работодателю предписание о восстановлении работника в прежней должности и оплате работнику времени вынужденного прогула. Работодатель также вправе обжаловать предписание государственной инспекции труда в суд.

Законом предусмотрено право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени представляемых работников; проведение профсоюзного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; направление представлений работодателям, их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в случаях нарушений условий коллективных договоров и соглашений, которые должны быть рассмотрены адресатами в недельный срок. Профсоюзы участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, в организации и проведении забастовок, митингов, собраний, манифестаций, шествий, демонстраций и других актов общественного протеста, связанных с нарушениями трудовых прав работников и защитой их социально-трудовых прав и законных интересов.

Право профсоюзов на социальное партнерство с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления заключается в установлении взаимодействия в вопросах установления условий труда; выбора в представительные органы власти и управления; участия в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; контроля за их использованием по целевому назначению; проведения и организации оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения, отдыха, туризма, физкультуры и спорта.

Право на взаимодействие с представительными органами работников организации, органами управления организацией строится на основе сотрудничества.

Формирование в организациях различных представительных органов работников не может явиться препятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюзных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей для участия в представительных органах данной организации. Но такое участие не лишает возможности профсоюзным органам обращаться непосредственно к работодателю для решения вопросов, касающихся трудовых отношений работников, участвующих в коллективном труде.

Профсоюзы имеют право на получение от работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся социально-трудовых вопросов. Полученную информацию профсоюзные органы могут обсуждать с использованием средств массовой информации. Привлечение СМИ очень активно использовалось при обсуждении проектов нового Трудового кодекса РФ.

Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые права работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового договора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков); ст. 144 (при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за работу в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормирования труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).

На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осуществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Профессиональный союз — добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного’требования и принятых мерах.

Читать еще:  Как оплачивается больничный при производственной травме?

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

-беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

-проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

-защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

-осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

-принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

-принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

66. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Трудовое законодательство предусматривает несколько форм самозащиты трудовых прав работников.

Работник имеет право на отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.В этомслучае работник вправе выходить на работу, не выполняя своих трудовых обязанностей, либо прекратить выходить на работу, предварительно известив об этом работодателя в письменной форме. На время самозащиты за работником сохраняется средняя заработная плата на все время самоза­щиты.

Работник имеет право на отказ от выполнения рабо­ты, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. В данном случае работодатель обязан предоставить работ­нику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам не­возможно, работодателем оплачивается время простоя до ус­транения опасности для его жизни и здоровья. Отказ работ­ника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых ра­бот и работ с вредными и опасными условиями труда, кото­рые не предусмотрены трудовым договором, не влечет за со­бой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

На время отказа от указанной работы за работником со­храняются все права, предусмотренные действующим тру­довым законодательством.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществ­лении ими самозащиты трудовых прав. Преследова­ние работников за использование ими допустимых законо­дательством способов самозащиты трудовых прав запре­щено.

Работник обязан письменно предупредить представителей работодателя о самозащите трудовых прав, указав в заявлении о правонарушении, допущенном представителями работодате­ля. Получив заявление, представители работодателя вправе пре­кратить действия или бездействие работника либо обжаловать в суде “или государственной инспекции труда. Признание дей­ствий или бездействий работника по самозащите трудовых прав незаконными соответствующими органами обязывает работни­ка прекратить используемые им способы самозащиты трудовых прав. В противном случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В случае, если судом или инспекцией труда самозащита работника признается законной, названные органы могут обязать представителей работодателя устранить допущенные нарушения прав работников.

В ином случае представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответ­ственности.

67. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Трудовой спор — поступившие на разрешение юрисдикци- онного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или ус­тановлении в партнерском порядке новых условий труда.

Среди форм разрешения противоречий выделяют:

-выступления на собраниях коллектива;

-проведение де­монстраций; обращение в прессу;

-обращение к выше­стоящему руководству организации; предъявление требова­ний через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов;

Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.Закрепление этого права служит важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции РФ гаран­тирует каждому гражданину судебную защиту его прав и сво­бод, закрепляет положение, гласящее, что решения и дей­ствия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех трудовых споров.

Критерии классификации трудовых споров:

-по характеру спора:

1.на споры работников с работодателями или их пред­ставителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллектив­ных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;

2.споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушен­ное право работника или коллектива работников

-по правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:

1.возникающие из трудовых правоотношений;

2.из правоотношений по трудоустройству;

3.из правоотношений по надзору и контролю за соблюде­нием трудового законодательства и правил охраны труда;

4.из правоотношений по подготовке кадров и повыше­нию квалификации работников;

5.из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;

6.из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здо­ровья на работе или нарушением его права на труд;

7.из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;

8.из правоотношений коллектива работников с работо­дателем;

9.из социально-партнерских правоотношений.

Правильная классификация трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношени­ям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности, т.е. органа, правомочного рассматривать и разрешать данный трудовой спор.

68. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ОРГАНЫ ПО ИХ РАССМОТРЕНИЮ.

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по во­просам применения законов и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмот­рению индивидуальных трудовых споров.

Стороны индивидуального трудового спора — работник и работодатель.

Действующее законодательство предусматривает не­сколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда спор разрешает­ся в вышестоящем органе.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в случае, если работник самостоятельно или с уча­стием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Норматив­ной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивиду­альных трудовых споров, является трудовое законодатель­ство, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодатель­ством Российской Федерации.

КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об ин­дивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полага­ющегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.

КТС образуютсяпо инициативе работников и (или) ра­ботодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по тру­довым спорам избираются общим собранием (конференци­ей) работников организации или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руко­водителем организации.

Организационно-техническое обеспечение деятельно­сти КТСосуществляется работодателем.КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разре­шить спор по существу.

69.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Коллективный трудовой спор — неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и рабо­тодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), за­ключения, изменения и выполнения коллективных догово­ров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работ­ников при принятии локальных нормативных актов.

Этапы порядка разрешения коллективного трудо­вого спора: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посред­ника; в трудовом арбитраже. Каждая из сторон в любой мо­мент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудо­вого спора. Решение о создании комиссии оформля­ется соответствующим приказом (распоряжением) работо­дателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента из­дания приказа (распоряжения) о ее создании. Решение при­мирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполня­ется в порядке и сроки, которые установлены решением при­мирительной комиссии. При недостижении согласия в при­мирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж— временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, ко­торый создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора при­мирительной комиссией или посредником. Спор рассматрива­ется в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию кол­лективного спора передаются сторонам в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров ста­новится соглашение. Оно оформляется письменно и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Защита профсоюзами трудовых прав работников для Вас

ЗАЩИТА ПРОФСОЮЗАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

PROTECTION OF TRADE UNIONS WORKERS ‘ RIGHTS

Автор: Арманшин Ильнур Дамирович-Российская Федерация, РБ, г.Уфа, «Башкирский государственный университет», магистрант, юриспруденция, направление подготовки адвокатская и правозащитная деятельность.

Аннотация. В научной статье анализируется роль профсоюза в обеспечении прав и свобод работников, функций профсоюзов, раскрываются понятие профсоюз, защита профсоюзами трудовых прав работников.

Ключевые слова. Федеральный закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», функций профсоюзов, сущность профсоюзов.

Защита профсоюзами трудовых прав работников представляет собой способ защиты трудовых прав граждан, который основан на объединении граждан в общественной организации – профессиональные союзы, призванные отстаивать их интересы перед работодателями, местным самоуправлением, а также государством. Профсоюзная функция защиты трудовых прав граждан заключается в реализации интересов и прав работников при представительстве таковых в суде.[2, 148с].

Важно отметить, что права и законные интересы граждан при этом признаны главными. Основанием для данной трактовки послужил Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что обозначил перед профсоюзами две стратегические цели – представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов граждан.[1,144с].

По нашему мнению для защиты трудовых прав граждан нужно серьезно вдуматься в понятие защиты, ведь от деятельности профсоюзной организации зависит защита работника в разных конфликтных и жизненных ситуации. При современном социально-экономическом строю для профсоюза невыгодно чтобы работник грамотно владел самостоятельным хозяйствованием на производстве. Эти функции были исключены оказались не нужными. Многие работники теряя свои рабочие места не могут устроится по специальности. Поэтому нужно создавать рабочие места для именно для таких рабочих, чтобы человек не почувствовал не востребованность его знаний и не нужность его обществу.

Среди важнейших функций профсоюзов, опираясь на положения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», можно отметить: содействие занятости населения (ст. 12); проведения коллективных переговоров, а также заключение соглашений и коллективных договоров с дальнейшим контролем за их исполнением (ст. 13); активное участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14); осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19); осуществление социальной защиты (ст. 22); защита интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).[1, 148с].

Сущность профсоюзов также рассматривалась как их особая защитная функция, что сопровождалось осуществлением правовых отношений по представительству, являвшемуся наиболее общим правом профессиональных союзов.

Представительство в самом общем виде можно определить как совершение уполномоченным лицом различных действий в интересах других лиц, которые порождают, изменяют и прекращают права, обязанности, ответственность непосредственно у представляемого лица.[3, 217с].

Читать еще:  Временная регистрация ребёнка для детского сада: стоимость и сроки

Все это свидетельствует о защите как цели создания профсоюзной организации. В том случае, когда защита трудовых прав работников представлена как функция профсоюзов, восприятие профсоюзного представительства является не столь однозначным, подобная неустойчивость понятийного аппарата берет свое начало еще в советской эпох е.[4, 8с].

Профсоюз является общественной организацией в целом ряду многочисленных объединений граждан, что функционируют в Российской Федерации и в качестве своей главной цели ставят регулирование своей деятельности по представительству и защите своих прав и интересов на основе трудового и гражданского права.

Указание на представление профсоюзами интересов работников в российском трудовом праве вызвано в очередной раз интересом относительно целей создания и деятельности данных организаций по отношению к работникам. Способ защиты трудовых прав, законных интересов работников в целом характеризует специфику правозащитной деятельности уполномоченных субъектов строго в зависимости от трудового и правового статуса таков.[6, 148с].

Таким образом, профсоюзная защита в качестве способа защиты трудовых прав работников представляет собой деятельность профсоюзов, которая направлена на обеспечение реализации трудовых прав работников в случае их нарушения, как путем устранения указанных нарушений, так и путем совершения иной деятельности в интересах работников. Защита профсоюзами работников является процессом реализации профсоюзами прав, что представлены им законом, обеспечиваясь комплексом гарантий. Защита, как и представительство, являются двумя тесно связанными правовыми явлениями, двуединой правовой конструкцией, причем и представительство не может осуществляться без защиты, и защита не может существовать без представительства, поскольку первое не имеет своей формы, а второе не имеет своего цели.

Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с посл. изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.
  2. Цмай В.В. Механизм использования гражданско-правовых способов для защиты трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 4. С. 40.
  3. Мун В.А. Проблемы реализации защиты трудовых прав и свобод в Российской Федерации // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2014. № 2. С. 217 – 221.
  4. Приженникова А.Н. Защита работников: актуальные вопросы // Apriori. 2014. № 4. С. 1 – 9.
  5. Утяшев М.М. Теория прав человека. Уфа.: БГУ (Уфа), 2016. 98 с.
  6. Белокурова Е.В. Способы защиты гражданских, семейных и трудовых прав граждан на основе правовых компенсаций неимущественного вреда // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 9. С. 130.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Конституция РФ закрепляет положение о том, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, на предприятиях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников (в бюджетных организациях профсоюзные организации чаще всего имеются). Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профсоюза. Для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Глава 58 Трудового Кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профсоюзами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. Федерального закона № 444-ФЗ от 22 декабря 2014 г.) определяет, что профсоюз создаётся для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырёх организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной формой реализации защитной функции профсоюзов.

Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют следующие права:

  • проводить независимую экспертизу условий труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учёта мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В организации создаётся первичная профсоюзная организация, которая представляет собой добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Данное определение позволяет выделить характерные черты первичной профсоюзной организации.

Во-первых, она представляет собой добровольное объединение членов одного профсоюза. Это значит, что первичная профсоюзная организация, как правило, является частью более крупного профсоюза. Вместе тем необходимо учитывать, что данное понятие во всех без исключения случаях наличие вышестоящего профсоюза не предполагает. Как и любая общественная организация, она может быть создана гражданами для реализации общих целей независимо от вхождения в какой-либо другой, более крупный, профсоюз. В последнем случае первичная профсоюзная организация выступает как самостоятельный субъект права.

Таким образом, первичные профсоюзные организации составляют первое, наиболее многочисленное звено профсоюзного движения и на уровне отдельно взятого предприятия именно они представляют интересы работников через свои органы.

Во-вторых, если территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз могут объединять работников различных организаций, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, то первичная профсоюзная организация, как правило, состоит из членов профсоюза, работающих в одной и той же организации.

В-третьих, указанные объединения членов профсоюза могут создаваться практически в любых организациях независимо от формы собственности и подчиненности. Так, например, существует Профсоюз работников народного образования и науки РФ, Профсоюз работников органов безопасности Российской Федерации, Профсоюз адвокатов России.

В-четвертых, для первичной профсоюзной организации предусмотрена возможность действия либо на основании отдельного положения, либо на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

В соответствии со статьей 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Иными словами, по смыслу ТК РФ, первичная профсоюзная организация — это профсоюз (в широком смысле слова), который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующего профсоюза (часть 1 статьи 30 ТК РФ).

Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников:

  • введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест (ст. 74);
  • увольнение работников — членов профсоюза (ст. 82);
  • привлечение работников к сверхурочным работам (ст. 99);
  • составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
  • привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • установление системы стимулирующих выплат (ст. 144);
  • установление повышенной заработной платы в ночное время (ст. 154);
  • введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  • утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
  • утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301).

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трёх дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта (в публикации от 15.05.2015 г. указывалось о правомочности таких проверок).

ТК РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профсоюзу предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК, производится с учётом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учёта мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю своё мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение (например, указано только «не согласен») работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Данный орган в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

«Функция защиты» недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только «защитной функцией», например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки «защиты», представляется возможным говорить о функции «обеспечения прав и интересов работников».

Ссылка на основную публикацию