Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 – Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Читать еще:  как правильно рассчитать дату ухода в декретный отпуск?

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дата публикации: 26.02.2019 2019-02-26

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Тулуш А. М. К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 140-143. — URL https://moluch.ru/archive/246/56761/ (дата обращения: 08.03.2020).

В данной статье рассматривается дисциплинарный проступок как причина привлечения гражданских госслужащих к ответственности по нарушению дисциплины. Мы рассмотрели и проанализировали порядок законодательства, обнаружили индивидуальности нормативного закрепления причин ответственности за нарушение дисциплины, привели различные виды дисциплинарных взысканий. По нашему мнению, обоснованное привлечение гражданских госслужащих к ответственности за нарушение дисциплины считается одной изо важных задач для возглавляющего госорган. Сохранение дисциплины в различных государственных органах — важное условие для его действенной и устойчивой службы.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.

This article considers disciplinary offense as a reason for bringing civil civil servants to justice for misconduct. We reviewed and analyzed the procedure for legislation, found the individuality of the normative fixing of the reasons for responsibility for breaching discipline, and led to various types of disciplinary actions. In our opinion, the reasonable involvement of civil servants to responsibility for the violation of discipline is considered one of the most important tasks for the head of the state body. Maintaining discipline in various government bodies is an important condition for his efficient and sustainable service.

Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary misconduct, civil servants, service discipline.

Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих ориентируется возрастанием значения дисциплины и правопорядка среди них, а еще потребностью предстоящего улучшения института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

Читать еще:  Как лишают родительских прав мать?

Ответственность государственных служащих приходит за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Применительно к законодательству, служащие имеют все шансы быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Говоря о привлечении государственных служащих к ответственности за нарушение дисциплины, нужно обратится к взгляду экспертов. Так, В. М. Грибовский ориентировал: «В Российской Федерации дисциплинарные мероприятия ответственности виноватых в совершении коррупционных преступлений госслужащих давно характеризовались многообразием и бескомпромиссностью. Среди них: вычеты из жалованья, смещение с высокой должности на низкую, устранение от службы без разъяснения обстоятельств, если чиновник подозревается, а его вина никак не имеет возможность быть подтверждена фактами. При данном использование схожих мер никак не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами» [3, c. 128]. Как считал А. А. Гришковец, рассуждая о дисциплинарном проступке, муниципальные служащие отвечают со стороны нарушения дисциплины не только за действия, сопряженные с несоблюдением либо ненадлежащим осуществлением собственных официальных прямых обязанностей в момент несения службы, однако и за безнравственные проступки за пределами служебного времени [5, c. 147]. А. В. Пятаков показывал на надобность распространения дисциплинарной ответственности на проступки, не представляющимися нарушениями дисциплины, однако несопоставимые с их должными положениями [8, c. 148]. Дисциплинарная ответственность — это ответственность сообразно подчинённости.

Главным вариантом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность (за свершение должностного проступка), так как выполнение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины имеют отношение к важным обязанностям работника [6, с. 20]. Дисциплинарная ответственность налагается на муниципальных служащих конкретным руководством (начальниками), которые обладают возможностью принимать их на работу. Свершение проступка считается законным обстоятельством для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в России регулируется законодательными актами. Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ [2], за свершение дисциплинарного проступка, т. е. за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение гражданским служащим по его вине препорученных на него должностных обязательств, представитель нанимателя обладает правом использовать последующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о недостаточном должностном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы; 5) сокращение с гражданской службы на базе п. 2 (многократное несоблюдение гражданским служащим в отсутствии уважительных причин официальных обязанностей, в случае если он обладает дисциплинарным взысканием), п.п. «а, г» п. 3 (пропуск — отсутствие на служебном месте в отсутствии уважительных оснований наиболее 3 часов подряд в течение служебного дня; выход на службу в состоянии алкогольного, газонаркотического либо другого токсического опьянения; разглашение данных, составляющих государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, и служебных сведений, ставших известными гражданскому служащему в отношении с исполнением им официальных обязанностей; свершение сообразно месту службы хищения (в том числе небольшого) чужого имущества, траты, предумышленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленных вступившим в законную силу вердиктом суда либо распоряжением органа, который уполномочен для рассмотрения дела об административном преступлении), п. 5 и 6 ч.1 (осуществление гражданским служащим, который замещает обязанность гражданской службы осуществляемой «руководителями», безосновательного решения, повлекшего повреждение сохранности имущества, незаконная его эксплуатация либо другое нанесение вреда имуществу муниципального органа; единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, замещающим обязанность гражданской службы группы «руководители», собственных официальных повинностей, повлекшее принесение ущерба муниципальному органу и нарушение законодательства Российской Федерации) ст. 37 указанного ранее закона. Установленный список взысканий считается подробным и использовании других мер взыскания в касательстве государственного служащего не позволяется. За свершенное преступление государственный служащий имеет возможность быть привлечен лишь один раз.

Беззаконное виновное несоблюдение либо ненадлежащее выполнение государственным служащим препорученных на него официальных повинностей, никак не влекущее уголовной ответственности, (полагается называть должностным проступком. Однако опять же под должностным проступком подразумевается не любое несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, а лишь то, которое случилось в итоге виновных и беззаконных деяний государственного работника. При данном принципиально знать, что предписание (приказ) либо распоряжение о дисциплинарном взыскании, указывая его мотивы его внедрения оглашается государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку [7, c.363]. В том случае, когда происходит наложение дисциплинарного взыскания, гражданский служащий имеет право его апеллировать в соответственный вышестоящем государственном органе либо в суде. Однако по настоящее время не явен порядок обжалования взысканий, и в данном случае в практике используется ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая общий распорядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [8, c. 133].

Потому нужно знать о имеющейся судебной практике, устанавливающей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что несоблюдением работников в отсутствии уважительных причин трудовых обязанностей считается несоблюдение либо ненадлежащее выполнение по вине сотрудника возложенных на него трудовых повинностей (нарушение условий законодательства, обязательств сообразно трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, официальных инструкций, положений) [5, с. 34].

Еще нужно отметить, что индивидуальной стороной проступка считается вина. Вина содержится в действии государственного работника, когда он свершает проступок специально либо безрассудно. Если чиновник совершает специально проступок, он осознаёт беззаконный характер действия, ожидает его вредные результаты, желает либо преднамеренно допускает их наступление, или относится к ним равнодушно. В качестве образца совершения проступка умышленно можно назвать распивание алкогольных напитков на службе, табакокурение. Однако в практике в основной массе ситуаций муниципальные служащие совершают преступления по неосмотрительности. Невозможно говорить о должностном проступке, когда несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей произошло сообразно первопричинам, никак не зависящим от муниципального работника (к примеру, из-за неимения соответствующих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного работника) [1].

Говоря о видах дисциплинарных взысканий на территории Российской Федерации в целом, мы думаем, что их нужно различить сообразно группам. К первой группе возможно отнести такие виды, как замечание, выговор, предостережение о недостаточном должностном соответствии, т. е. использование каких преследует цель воздействия на муниципального работника, на его персону. Ко 2-ой группе имеется возможность отнести взыскания — освобождение от занимаемой должности и сокращение, конкретно данными взысканиями ограничиваются полномочия государственных служащих на смену должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.

Дисциплинарная ответственность считается главным видом ответственности государственных служащих в сегодняшнем российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, своевременности и способности учета определенной обстановки преступления осведомленным лицом — начальником муниципального служащего.

При использовании мер дисциплинарной ответственности гражданского работника появляются конкретные трудности. Объясняется это тем, что в настоящий момент недостает особого закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в РФ. Непременное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в муниципальном органе и должностного распорядка регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе». На наш взгляд, вернее было именовать указанное поведение служащих — режимом законности.

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. // СПС КонсультантПлюс
  3. Агапов А. Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2013. — 880 c.
  4. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). — Одесса:Техник, 1912 (издание в ИПС «Гарант»).
  5. Гришковец А Л. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: Учебный курс. — М., 2003. С. 147.
  6. Козбаненко В. Л. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. — М., 2003. С. 133.
  7. Морозова П. Л. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.
  8. Пятаков А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. С. 148.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в 2020 году

К дисциплинарной ответственности можно привлечь только сотрудника, серьезно нарушившего трудовую дисциплину – работодатель должен опираться на закон, а устанавливать подобное наказание на свое усмотрение запрещено. Однако, следует учесть и то, что на некоторые категории трудящихся распространяются иные нормы – специализированные законы. Это относится и к государственным служащим. Давайте выясним, какие могут быть применены меры дисциплинарной ответственности государственных служащих.

На каких основаниях можно привлечь к дисциплинарной ответственности государственного служащего

Выбор формы дисциплинарного взыскания будет зависеть от того, какое именно нарушение допустил госслужащий. Для того, чтобы применить меры дисциплинарной ответственности, могут быть следующие основания, признаваемые законом:

  • допущение дисциплинарного нарушения;
  • отказ от выполнения или безответственное выполнение служебных, должностных обязанностей.

В частности, наказать госслужащего закон позволяет за совершение следующих проступков:

  • прогул рабочего времени;
  • систематическое опоздание на работу;
  • допущение аморального поведения со стороны госслужащего;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.

Процедура проведения дисциплинарного взыскания

Чтобы грамотно и в соответствии с законом применить меры наказания к провинившемуся государственному служащему, необходимо соблюсти процедуру, заключающуюся в следовании приведенной ниже схеме:

  1. Необходимости провести служебную проверку, в ходе которой будет выяснено, действительно ли имело место нарушение трудовой дисциплины. Необходимо также узнать, при каких обстоятельствах произошло нарушение.
  2. Руководство должно потребовать от госслужащего предоставления объяснительной записки с указанием причин недобросовестного отношения к работе.
  3. Далее начальство принимает решение о методе дисциплинарного наказания, в зависимости от содержащихся в объяснительной записке оправданий поступку.
  4. Издается приказ о применении в отношении госслужащего мер дисциплинарного взыскания.
  5. Госслужащий ставит свою подпись на приказе.
  6. Приказ вступает в силу, госслужащий привлекается к ответственности.

В какие сроки могут быть применены меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Закон позволяет принимать меры дисциплинарных взысканий в течение месяца после того, как госслужащий нарушит трудовую дисциплину, или как будет выявлено нарушение с его стороны.

Госслужащему дается 2 дня на то, чтобы предоставить работодателю объяснительную записку с того момента, как руководитель потребует ее написания. Отказ от составления заявления не избавит сотрудника от ответственности.

Читать еще:  Госпошлина за оформление права собственности на земельный участок и другие затраты

Период, в течение которого можно наказать госслужащего за проступок, может быть продлен, поскольку в него не включаются:

  • период временной нетрудоспособности, пребывания на больничном;
  • время нахождения в отпуске (не важно, ежегодный отпуск, или дополнительный без сохранения заработка);
  • время отсутствия на рабочем месте по иным уважительным причинам.

Какие бывают меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Закон позволяет применять следующие меры ответственности в отношении государственных служащих, допустивших нарушение трудовой дисциплины: выговор, замечание, увольнение.

Специальная дисциплинарная ответственность характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными следующими факторами:

  • спецификой деятельности государственного служащего;
  • тяжестью последствий, которые могли бы возникнуть после безответственного отношения к работе госслужащего.

Выбранная руководителем мера ответственности должна быть объявлена в письменной форме, о факте применения мер наказания можно сообщить в личной карточке в разделе под номером 10.

Если решено было, что выговора или замечания недостаточно, и госслужащего необходимо уволить, делается соответствующая запись в трудовой книжке. Увольнение является крайней мерой и применяется, как правило, если:

  • госслужащий явился на работу в нетрезвом состоянии;
  • госслужащий прогуливал работу, и руководству удалось это зафиксировать;
  • госслужащий не выполнил поручение или выполнил работу некачественно, из-за чего наступили достаточно серьезные последствия, такие как большие финансовые потери или смерти людей.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 27.04.2004 № 79-ФЗ О государственной гражданской службе
ст. 192 ТК РФ О запрете применения каких-либо иных мер дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих кроме тех, что предусмотрены законом и изложены в закрытом перечне

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель не сумел вовремя применить меры дисциплинарного взыскания к госслужащему по той причине, что тот прогуливал работу, не желая отвечать за свои поступки.

Комментарий: Если госслужащий отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, закон позволяет издать приказ о его наказании в его отсутствие.

Ошибка: Работодатель проводит служебную проверку перед тем, как применить в отношении госслужащего меры дисциплинарной ответственности, на протяжении 3 месяцев.

Комментарий: На проведение служебной проверки закон выделяет 1 месяц и не предусматривает возможности его продления.

Ответы на распространенные вопросы про меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Вопрос №1: Как быть, если государственный служащий не желает ознакомиться с приказом о применении в отношении него мер дисциплинарной ответственности и не хочет писать объяснительную записку?

Ответ: В таком случае мера дисциплинарного взыскания по-прежнему может быть применена. Приказ необходимо направить на адрес регистрации госслужащего заказным письмом с уведомлением о вручении. А если он не желает писать объяснительную, составляется соответствующий акт с подписями свидетелей его отказа.

Вопрос №2: Руководитель потребовал от госслужащего предоставления объяснительной записки с указанием причин регулярных опозданий на работу, но тот не написал заявление в течение 2 положенных дней. Является ли это поводом к еще одному дисциплинарному взысканию?

Ответ: Нет, отказ от написания объяснительной записки нельзя расценивать как нарушение трудовой дисциплины или как неподчинение начальству.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Нарушения трудовой дисциплины с одинаковой частотой случаются как в частных организациях, так и в структурах муниципалитета. Каждое нарушение подлежит анализу, юридической оценке, расследованию и применению взыскания. В статье разбираются особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Предстоит ответить на вопросы о методах воздействия, применимых в данной сфере, этапах привлечения госслужащего к ответственности, законах, которыми следует руководствоваться.

В чём заключается дисциплинарная ответственность государственного служащего

Оперативно реагировать на каждое нарушение дисциплины – задача любого работодателя. Если этого не делать, рано или поздно может быть утрачен контроль над рабочим процессом, что приведёт к необратимым последствиям.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это одна из форм принуждения к служебному подчинению, применяемая в отношении специальной категории работников, нарушающих трудовую дисциплину. За невыполнение ведомственных приказов или распоряжений к нарушителю могут применяться дисциплинарные взыскания.

Проступком здесь считается противоправное, виновное действие или бездействие работника, нарушающее локальные правовые акты, правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения, инструкции.

К типичным нарушениям можно отнести:

  • Коррупционные действия.
  • Пребывание на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Невыход на работу.
  • Утеря, неаккуратное хранение или использование табельного оружия.

Законодатель различает общий и специальный субъекты дисциплинарной ответственности. Если к первой категории причисляются все компании, то ко второй – лишь те, чья деятельность регулируется специальными законами. Например:

  • ФЗ № 58 «О государственной службе».
  • ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ».
  • ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел РФ…».
  • ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  • ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего».

Список не считается исчерпывающим. Сюда также относят нормативные и ведомственные акты МЧС, ФСБ, службы судебных приставов, службы исполнения наказаний и т.д.

Проверочные мероприятия реализуются специальным подразделением в составе ведомственного органа. Обычно таким выступает собственная или внутренняя безопасность. В обязанности сотрудников этого подразделения входит реагирование на жалобы граждан в отношении госслужащих, расследование внутренних коррупционных проявлений, проведение собственных расследований и т.д.

Порядок расследования дисциплинарных проступков госслужащих, какие документы оформляются

Специфика работы государственных учреждений построена на строгом соблюдении внутренних локальный актов. Здесь важно выполнять не только традиционные правила внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, но также ведомственные приказы, кодексы профессиональной этики.

Юридический отдел и служба безопасности присутствуют в каждом учреждении. В задачи этих подразделений входит снижение рисков нанесения ущерба, вызванного неправомерными действиями сотрудников.

Порядок расследования выглядит дисциплинарного проступка следующим образом:

Принятие решения. При возникновении чрезвычайного происшествия (далее – ЧП), ответственное подразделение направляет рапорт в адрес руководства. Документ содержит информацию о случившемся, предварительную оценку действий сотрудников, в отношении которых потребуется проведение служебного расследования (СР). Основанием для этого может послужить жалоба граждан, сообщения других государственных органов и другое.

  • Издание приказа, создание комиссии. Перед тем, как приступать к расследованию, потребуется получить соответствующее разрешение руководства, проверочные мероприятия нельзя реализовывать без резолюции начальника. Если решение положительное, отдел внутренней безопасности готовит приказ о расследовании ЧП, формирует комиссию, выполняет сбор информации о случившемся. В составе комиссии могут быть только незаинтересованные лица. Нельзя привлекать к процессу, к примеру, начальника подразделения, если проверка проводится по деятельности подчинённого этого отдела.
  • Проведение проверки. На этой стадии важна аналитическая работа, слаженность работы членов комиссии, внимательность к деталям. Сотрудники, перечисленные в приказе, имеют право получить у других подразделений информацию, касающуюся инцидента. Отдел безопасности получает письменные объяснения от возможных виновников ЧП, а также другие требуемые документы.
  • Принятие решения. Итог работы комиссии должен всегда находить отражение в виде акта проверки или заключения служебного расследования. Требования к оформлению такого документа могут отличаться, исходя из требований ведомственных локальных актов.
  • При проведении проверки от участников происшествия необходимо получить письменные объяснения. Если сотрудник отказывается от предоставления документа, то исполнитель должен зафиксировать этот факт специальным актом. Делается это в присутствии не менее двух свидетелей. В дальнейшем бумага прилагается к материалам проверки.

    Итоги проверки влияют на применение дисциплинарных взысканий. Если сотрудник не согласен с принятым решением, он может обратиться за защитой своих интересов в комиссию по трудовым спорам или в суд.

    В такой ситуации весомое значение будет иметь процесс документирования проверки. Суд в первую очередь изучит материалы служебного расследования. Во избежание проблем управленцу нужно отразить проведённые действия, приложив к документу доказательства вины, объяснения и другие, имеющие значение материалы.

    Чем качественней составлено заключение, тем меньше шансов у виновного лица доказать правоту в судебных инстанциях.

    Дисциплинарная ответственность муниципального служащего может наступить в результате рассмотрения жалобы гражданина. В таком случае важно провести расследование в срок и оповестить заинтересованное лицо о его результатах.

    Особенности применения взысканий за нарушение трудовой дисциплины для госслужащих

    На заключительной стадии расследования комиссия уже знает, какую меру наказания применить в отношении виновного лица. Но сделать это можно только после издания приказа о применении взыскания, который должен основываться на материале служебного расследования.

    Дисциплинарными взысканиями по ст. 192 ТК РФ считается замечание, выговор, увольнение. Эти методы воздействия широко применимы коммерческими организациями.

    Но если говорить о государственной службе, то также используется:

    Строгий выговор. Применяется в армии или правоохранительных органах. Регулируется ст. 28.4 ФЗ № 76 или ст.50 № 342. Это взыскание отличается применением дополнительных мер воздействия, таких как, например, лишение поощрительных надбавок, занесение информации в трудовую книжку или возможность увольнения при совершении повторного проступка.

  • Понижение в звании или классном чине. Виновный подлежит разжалованию. По закону можно восстановить прежнее звание по ходатайству руководителя подразделения, но не раньше, чем через полгода после применения взыскания.
  • Перевод на нижестоящую должность. Применяется в органах внутренних дел и реализуется как факультативный (дополнительный) вид наказания.
  • Важно понимать, что действия органов внутренних дел находятся под надзором прокуратуры. При этом вопрос применения взысканий в отношении сотрудников не исключение. Некачественно проведённое расследование, нарушение сроков могут вылиться в дополнительную проблему.

    Для военнослужащих также применяются последующие виды наказаний:

    • Лишение нагрудных знаков отличия.
    • Дисциплинарный арест.
    • Снижение в воинском звании на одну ступень, с понижением в воинской должности или без таковой.
    • Лишение очередного увольнения.
    • Предупреждение о неполном служебном соответствии.

    Анализируя возможные взыскания, наибольшая вариативность наблюдается при прохождении военной службы. Это объясняется повышенной опасностью и важностью задач, выполняемых военными по защите государства.

    Порядок привлечения государственных работников к ответственности схож с общим алгоритмом. Здесь важна полнота материалов проверки, подлинность документов, наличие письменных объяснений. Работодатель может применить расширенный набор взысканий только на основании специальных законов, которыми руководствуется учреждение.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается повышенной строгостью, так как сотрудники в повседневной работе руководствуются не только ведомственными актами, но и морально-этическими кодексами, что заставляет придерживаться особого поведения.

    Ссылка на основную публикацию