Временная регистрация по месту пребывания и трудовое право

Временная регистрация по месту пребывания и трудовое право

Временная регистрация по месту пребывания и трудовое право

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Работник (гражданин РФ) имеет регистрацию по месту жительства в другом регионе. Имеет ли работодатель право требовать от работника документы, подтверждающие регистрацию последнего по месту временного пребывания? Имеет ли работодатель право требовать такие документы у лиц, только принимаемых на работу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе требовать от работника документы, подтверждающие регистрацию последнего по месту временного пребывания. Это справедливо как для лиц, только принимаемых на работу, так и для тех, с кем трудовые договоры уже заключены.

Обоснование вывода:
Перечень документов, предъявляемых гражданином работодателю при заключении трудового договора, определен в части первой ст. 65 ТК РФ. Согласно части третьей указанной статьи требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных трудовым законодательством запрещается. При этом указаний на документы, подтверждающие регистрацию принимаемого на работу лица по месту жительства или пребывания, данная норма не содержит.
Также отметим, что нормативных актов, запрещающих работодателям принимать на работу граждан, зарегистрированных по месту жительства в других регионах (при отсутствии регистрации по месту пребывания), в российском трудовом законодательстве нет.
Таким образом, работодатель не вправе требовать от лиц, принимаемых на работу (либо уже работающих в организации), документы, подтверждающие наличие регистрации по месту жительства или пребывания.
Данная позиция высказывалась и Верховным судом РФ: так, согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным.
Согласно действующему законодательству работодатели не наделены полномочиями на осуществление контроля в сфере регистрационного учета граждан, поэтому требования работодателя о предъявлении своими работниками документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или пребывания, не будут основаны на нормах закона.
Отказ в приеме на работу по причине отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания может повлечь административную ответственность работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ, а также в некоторых случаях – уголовную ответственность по ст. 136 Уголовного кодекса РФ.
Отметим, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, п. 4, п. 9, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, обязанность по оформлению регистрации по месту жительства или пребывания возложена на самих граждан.
Согласно ст. 19.15 КоАП РФ граждане несут административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания без регистрации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

21 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Временная регистрация и трудовое право

В российском законодательстве все еще сохраняется институт учета перемещения граждан по стране через временную регистрацию по месту пребывания.

Это создает неравенство при приеме на работу, когда имеющие прописку люди фактически находятся в привилегированном положении перед имеющими лишь временную регистрацию. С правовой точки зрения, такое неравенство недопустимо.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Правовое обеспечение права на труд лиц с временной регистрацией

Право на труд обеспечено гражданам и гостям России 37 статьей Конституции. Также это право прописано в 12 статье Трудового кодекса РФ. Государство гарантирует гражданам социальную защиту при потере работы, гарантии от незаконного увольнения или предвзятого отношения работодателя.

Временная регистрация – это запись об учете в ФМС, которая нужна для ведения статистики перемещений граждан по стране. Проблемы при устройстве на работу часто возникают у лиц с отсутствием временной регистрации.

Нет никаких законных оснований отказать работнику с отсутствием постоянной регистрации, если он подходит на должность по деловым качествам. На это указывает 64 статья ТК РФ. Нет ограничений и для тех, у кого она имеется.

Можно ли обращаться в центр занятости людям с временной регистрацией?

Центр занятости – это государственная организация, которая ведет учет занятых и безработных, а также помогает последним найти постоянное место работы.

Человек может быть официально признан безработным, подав ряд документов в это учреждение. В таком случае он может рассчитывать на получение пособия, а также на помощь службы занятости в подборе вакансий.

Процедура признания человека безработным описана в 3 статье ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации”. В списке документов, нужных для постановки на учет в центре занятости, нет справки о регистрации по месту жительства.

Это значит, что отказ сотрудников центра в постановке вас на учет неправомерен. Вы свободно можете встать на учет по месту пребывания и получать бесплатную помощь в поиске новой работы, включая бесплатное переобучение и медицинское освидетельствование.

Права гражданина с временной регистрацией при трудоустройстве

Каждый гражданин России имеет право на непредвзятое отношение со стороны работодателей и социальные гарантии при устройстве на работу. В трудовом законодательстве не проводится разделения на людей с пропиской и регистрацией. Оно гарантирует защиту прав каждому. Подтверждение этому можно найти в 12 статье ТК РФ.

Работодатель не имеет права не принять на работу человека на основании отсутствия или наличия у него временной регистрации.

Ответственность работодателя за дискриминацию

Отказывая в приеме на работу человека за его временную регистрацию, работодатель нарушает 5.27 статью КоАП. За это для юридических лиц предусмотрен штраф размером от 30 до 50 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц штрафы выписываются от одной до пяти тысяч рублей.

Читать еще:  Могут ли уволить единственного кормильца в семье?

Эти штрафы актуальны для случаев, когда дискриминация происходит впервые. Для всех последующих случаев положены в два раза большие штрафы.

Как купить квартиру за наличные и при этом не попасть в руки аферистов, вы узнаете в нашей статье!

Как использовать передаточный и какова сила этого документа при совершении сделки купли-продажи недвижимости? Ответ в материале на нашем сайте.

Риски для работников и работодателей

Прописка в паспорте потенциального работника не спасает организацию от его некомпетентности. Для мегаполисов вроде Москвы или Санкт-Петербурга, куда стремятся переехать люди из других городов, практика найма на работу людей с регистрацией распространена, и это не наносит предприятиям огромного ущерба.

А вот риск нарваться на большой штраф от трудовой инспекции является довольно серьезным.

Для работника гораздо больше рисков, ведь его могут незаконно не взять на работу, а суд будет длиться долгое время и не обязательно вынесет справедливое решение.

Подведем итоги. Временная регистрация по месту жительства никак не должна определять отношение работодателя к потенциальным сотрудникам. Центр занятости же должен поставить такого человека на учет, но не может выплачивать пособие.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Трудоустройство с временной регистрацией для граждан РФ: права и обязанности работника и работодателя

Для того чтобы государство могло наиболее качественно оказывать различные услуги своим гражданам, в том числе когда последние перемещаются по территории государства, создан институт временной регистрации. Постоянная и временная регистрации были введены в 1993 году вместе с принятием Закона Российской Федерации, позволяющего гражданам РФ свободно передвигаться по территории государства и выбирать себе место жительства. Именно тогда понятие «прописка» было ликвидировано как юридическая категория, а ей на смену пришли термины постоянной и временной регистрации. В соответствии с положениями этого закона граждане РФ, у которых оформлена временная регистрация по месту пребывания, в своих правах и обязанностях приравнены к лицам, обладающим постоянной регистрацией.

Однако в сфере трудовых правоотношений временная регистрация нередко является помехой для качественного трудоустройства, хотя дискриминация на основании наличия постоянной или временной регистрации является незаконной. Какими правами в сфере трудовых правоотношений обладает гражданин РФ с временной регистрацией, и каким образом такие права регулируются?

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Право на труд и его законодательная защита

С точки зрения действующего на территории Российской Федерации законодательства, все граждане государства, достигшие возраста совершеннолетия, имеют право на труд. При этом какая-либо дискриминация в отношении таких людей не допускается.

Условие отсутствия какой-либо дискриминации в отношении граждан Российской Федерации при осуществлении ими своей непосредственной трудовой обязанности прямо продиктована в статье 37 Конституции Российской Федерации, выступающей в качестве основного гаранта достойных прав человека и гражданина.

Право на труд для всех граждан РФ, которые такое право хотят реализовать, гарантировано также и в рамках статьи 12 Трудового Кодекса РФ.

Оба указанных нормативных акта говорят о том, что осуществление дискриминационных мероприятий в отношении граждан РФ, у которых по каким-то причинам оформлена временная регистрация, является недопустимым. Об этом, в частности, прямо указано в статье 64 Трудового Кодекса.

На основании вышесказанного можно отметить, что любой работодатель, который отказывает в приеме подходящему по деловым характеристикам человеку на основании отсутствия у него постоянной регистрации, а также какой-либо прописки вообще, поступает неправомерно, а такой отказ может быть обжалован в суде соответствующей инстанции как ущемление предусмотренного конституционным законодательством права человека и гражданина.

Временная регистрация и взаимодействие с Центром занятости

При рассмотрении вопроса о реализации своего права на труд, которое предусмотрено для гражданина РФ Конституцией Российской Федерации, нередко встает вопрос о том, как быть безработным гражданам государства.

Вопросами помощи в плане подбора возможных мест трудоустройства для безработных граждан на сегодняшний день занимаются Центры занятости населения – государственные учреждения, созданные по всей территории Российской Федерации и реализующие в своей деятельности положения Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Центры занятости населения обязаны оказывать помощь обратившимся к ним гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, если таковые не имеют постоянной работы по каким-либо причинам.

Для граждан Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Центры занятости предоставляют ряд услуг, воспользоваться которыми можно как по месту постоянного проживания, так и по месту временного пребывания (ограничения, формируемые сотрудниками таких учреждений, кроме специально установленных действующим законодательством, в этом случае будут считаться незаконными).

В частности, гражданин Российской Федерации с временной регистрацией имеет право:

  • на всестороннюю помощь в подборе возможных вариантов трудоустройства на основании его образования, квалификации и последних мест работы по той или иной специальности;
  • на переобучение (при необходимости) для изменения полученной специальности или повышения или изменения имеющейся квалификации у человека;
  • на прохождение медицинского обследованияпо направлению Центра занятости для установления фактического состояния здоровья.

В соответствии с законодательством в сфере занятости населения на сегодняшний день в отношении граждан РФ, вставших на учет по месту временной, а не постоянной регистрации, накладывается только одно ограничение: они не смогут получать пособие по безработице, так как оно выплачивается только тем гражданам РФ, которые встают на учет по месту своего постоянного проживания.

В остальном ограничения или отказы в постановке на учет как безработного лица будут считаться полностью недействительными, а действия сотрудников Центров занятости – неправомерными и могут быть оспорены в суде.

Права гражданина при трудоустройстве в контексте наличия постоянной и временной регистрации

Как уже говорилось выше, никакая дискриминация, которая осуществляется на основании наличия постоянной регистрации, не является допустимой. Единственным исключением из этого правила считается прием на работу граждан Российской Федерации, если их деятельность будет прямо или косвенно касаться защиты безопасности государства.

Принять на работу человека с действующей постоянной или временной регистрацией для соответствующих государственных органов будет более приоритетным, нежели взять человека, который нарушает действующее регистрационное законодательство и не имеет ни постоянной, ни временной прописки.

В таком случае проводимая дискриминация может быть оправдана, но только с позиций необходимости защиты интересов государства (потому что человек, не обладающий ни постоянной, ни временной регистрацией, может очень легко скрыться, получив какие-либо важные сведения, разглашение которых может стать угрозой для государства и его безопасности).

В остальных случаях отказ в приеме на работу лица без постоянной или временной регистрации, если такое лицо обладает гражданством Российской Федерации, будет считаться неправомерным.

Риски для работника и работодателя

Временная регистрация при приеме на работу грозит определенными рисками как для работника, который пытается трудоустроиться, так и для его потенциального работодателя.

Если говорить о работнике, то для него ключевым риском при наличии временной регистрации или при отсутствии любого вида прописки может стать отказ в приеме на работу даже в том случае, если по своим профессиональным и деловым качествам он полностью соответствует тем требованиям, которые установлены работодателем в объявлении о наличии открытой вакансии.

Читать еще:  Какое наказание за прогул на работе будет правомерным согласно тк рф?

В том случае, если риск отказа в приеме на работу все же был реализован, гражданин Российской Федерации, пострадавший от такого немотивированного отказа, вправе обратиться в суд для оспаривания решения работодателя.

Отсюда появляется второй существенный риск – длительное затягивание судебного процесса, осуществляемое по инициативе потенциального работодателя, в результате чего истец может упустить время для трудоустройства в другую организацию, которая может его принять даже при полном отсутствии регистрации. Кроме того, суд, вынеся решение в пользу истца, не сможет дать гарантий того, что в последующем проигравший суд потенциальный работодатель не построит свое взаимодействие с работником таким образом, что работнику придется уволиться по собственному желанию.

Если речь идет о работодателе, то для него риски отказа в приеме на работу лицу с временной регистрацией или без таковой вовсе выглядят следующим образом:

  • судебные разбирательства с потенциальным работником, которому было отказано;
  • проверки по факту нарушения действующего трудового законодательства, осуществляемые Государственной инспекцией по труду;
  • наложение в случае выявления действительных нарушений действующего трудового законодательства существенных штрафов в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях.

Что грозит работодателю за отказ в приеме на работу?

Если говорить о конкретных размерах штрафных санкций, которые могут быть наложены на потенциального работодателя за отказ в приеме на работу человека с временной регистрацией или без прописки вообще, то, как уже говорилось выше, накладываются они в соответствии с положениями КоАП РФ, а именно в соответствии с положениями статьи 5.27.

На основании статьи 5.27 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве работодателя, за первичное нарушение накладывается штраф в диапазоне от одной до пяти тысяч рублей. В том случае, если нарушение повторится, то размер штрафа увеличится вдвое. Если речь идет о юридическом лице, то для него размер штрафа составляет от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (за первичное нарушение) и до ста тысяч рублей, если нарушение будет выявлено повторно.

В том случае, если руководитель организации уклоняется от исполнения решения суда по трудоустройству гражданина РФ с временной регистрацией, то в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по соответствующей статье.

Если же человек взят на работу без какой-либо регистрации, миграционные органы могут обязать работодателя оформить своему сотруднику временную регистрацию по месту пребывания. Однако такое оформление для регистрируемых граждан РФ является абсолютно бесплатным, в результате чего никакой финансовой нагрузки на юридическое лицо не будет.

Временная регистрация или полное ее отсутствие не является препятствием для реализации гражданином Российской Федерации его права на труд, предусмотренного Конституцией Российской Федерации. В том случае, если это право ущемляется по причине наличия только временной регистрации или полного отсутствия прописки, такое ущемление может быть обжаловано в суде с помощью специального искового заявления.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Временная регистрация: вправе ли работодатель требовать ее при трудоустройстве?

Российская экономика устроена таким образом, что миллионы россиян вынуждены работать вдали от дома.

Кто-то едет на заработки в Москву и Санкт-Петербург, кто-то — в северные регионы, а кто-то — в областной или районный центр. По мнению экспертов, негативные тенденции в российской экономике могут спровоцировать новую волну внутренней трудовой миграции. Нередко, приезжая на поиски работы в другой город, граждане сталкиваются с дискриминацией из-за отсутствия регистрации по месту пребывания — так называемой временной регистрации.

Как оформить временную регистрацию?

Конституция Российской Федерации (ст. 27) гарантирует каждому гражданину свободу передвижения и выбора места жительства. Приезжая в другой регион и находясь там до 90 дней, гражданин не обязан оформляться, вставать на регистрационный учет и т. д. Однако если в другом регионе пришлось задержаться дольше, то такая обязанность возникает в силу Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Процедура оформления регистрации по месту пребывания для граждан РФ достаточно простая и проходит без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Главная проблема — это найти жилье, собственник которого согласится вас зарегистрировать. Как показывает практика, это не так просто. Если же эта проблема решена, то подать заявку на получение временной регистрации можно и в режиме онлайн — для этого необходимо авторизоваться на сайте госуслуг (http://www.gosuslugi.ru/), выбрать соответствующую услугу, а дальше просто следовать инструкциям.

Среди требуемых документов — документ, удостоверяющий личность, заявление о постановке на регистрационный учет и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении. Это может быть договор найма или заявление собственника о согласии предоставить жилое помещение.

Налагается ли штраф за отсутствие временной регистрации?

Важно знать, что проживание без регистрации влечет за собой административные последствия как для самих граждан, временно прибывших в другой город или регион, так и для собственников, предоставивших им жилое помещение без оформления регистрации.

В соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 250 000 до 750 000 рублей. Штрафы будут выше, если административное право- нарушение произошло в Москве или Санкт-Петербурге.

Административная ответственность не распространяется на граждан, проживающих без оформления регистрации у близких родственников, являющихся собственниками этого жилого помещения. Не требуется временная регистрация для граждан, переехавших из одного населенного пункта в другой в границах одного субъекта Федерации. Кроме того, москвичи могут не регистрироваться в Московской области, а петербуржцы — в Ленинградской, и наоборот.

Нужна ли временная регистрация при устройстве на работу?

Приезжая в другой регион в поисках работы, люди в последнюю очередь думают о временной регистрации. Главное — это найти работу, без которой и регистрироваться будет незачем. Однако работодатели нередко требуют от соискателей рабочих мест наличия регистрации по месту жительства или пребывания. Об этом пользователи неоднократно жаловались юристам 9111.ru, спрашивая, законно ли это.

Нет, такое требование незаконно. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 65) четко регламентирует перечень документов, требуемых для заключения трудового договора. Это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, страховое свидетельство, трудовая книжка (для тех, кто уже имеет трудовой стаж и устраивается на работу не по совместительству), документ воинского учета, документ об образовании, справка об отсутствии судимости и уголовного преследования.

Это исчерпывающий список документов. Работодатель может его сократить — обычно хватает паспорта, страхового свидетельства и трудовой книжки. Но дополнять его у него нет права. Поэтому требование к соискателю иметь временную или постоянную регистрацию является незаконным ограничением трудовых прав гражданина, о чем прямо говорится в статье 64 ТК РФ.

Читать еще:  Как получить декретные выплаты разным категориям населения?

Аналогичной позиции придерживается и Верховный суд РФ, постановивший 17 марта 2004 года обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора на основании отсутствия регистрации по месту пребывания или жительства является незаконным, поскольку нарушает право россиян на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ, а также противоречит Трудовому кодексу.

Однако проблема состоит в том, что требование наличия регистрации может иметь скрытый характер, в противном случае такой отказ в приеме на работу (а соискатель может потребовать от работодателя оформить мотивировочную часть отказа в письменном виде — ст. 64 ТК РФ) можно будет обжаловать в суде. Если вина работодателя будет доказана, то его ждет административное наказание по статье 5.27 КоАП РФ, предполагающее штраф за нарушение трудового законодательства для должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей и для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

По материалам сайта «Юридическая консультация онлайн»

Прием на работу без прописки

Вопрос того, как оформить и принять на работу человека без прописки и можно ли это сделать, волнует многих кадровых специалистов и работодателей. Российское законодательство дает достаточно правовых механизмов, регулирующих порядок трудоустройства без временной или постоянной регистрации, следовать которым должны как работодатели, так и сотрудники. Во избежание нарушения существующих нормативов и привлечения к ответственности как самого соискателя, так и работодателя, следует знать, чем грозит организации и сотруднику прием на работу без прописки.

Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование

В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:

  • Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
  • Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
  • Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
  • Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.

Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.

Возможной проблемой можно назвать дополнительные сложности проведения процессуальных процедур, требующих обязательного уведомления сотрудника. Так, работодателю будет тяжело доказать факт уведомления работника, если таковое необходимо, например, в случае направления ему приказа об увольнении.

Когда нельзя принимать на работу без прописки

Законом запрещается устанавливать ограничения при приеме на работу без прописки российских граждан. Однако в отношении иностранцев трудовое законодательство имеет свои аспекты правового регулирования. В частности, одним из основных нормативных документов, который применяется в данном вопросе, является ФЗ №115 от 25.07.2002, устанавливающий общий порядок нахождения иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) на российской территории и основные принципы осуществления ими трудовой деятельности.

Работодатель, трудоустраивающий иностранца, имеет право потребовать от него документы, подтверждающие законность его пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, прием на работу иностранца также должен сопровождаться в первую очередь проверкой его статуса. И если таковой статус подразумевает ограничения в возможностях трудоустройства иностранного сотрудника, работодатель обязан проверить наличие у него регистрации при приеме на работу и отказать при отсутствии таковой или несоответствии региону осуществления трудовой деятельности.

Не требуется проверять регистрацию иностранца или же сопоставлять её с местом деятельности предприятия для работодателей лишь в следующих случаях:

  • При оформлении трудовых взаимоотношений с любыми иностранными гражданами, имеющими оформленный в законном порядке вид на жительство. Таковые лица устраиваются на работу на общих основаниях наравне с российскими гражданами, и единственным отличием их приема на работу является обязательное уведомление органов МВД при заключении договора или его расторжении.
  • В случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС. Так, например, прием на работу белорусов не требует от последних ни регистрации в России, ни миграционной карты или каких-либо иных документов, при этом трудоустройство подобных сотрудников также может сопровождаться лишь уведомлением исполнительных органов по вопросам миграции и не требует проведения иных процессуальных процедур.

Чем грозит организации прием на работу без прописки и ответственность самого сотрудника

Как можно понять из вышеизложенной информации, ответственность организации за прием на работу без постоянной или временной регистрации по месту пребывания или проживания в отношении граждан России исключена.

Опасения, связанные с трудоустройством без прописки в паспорте, имеют в своих истоках фактическое существование таковых нормативов и наказаний в советском трудовом законодательстве, которым частично могут руководствоваться некоторые кадровые специалисты с большим стажем.

Однако сейчас никаких подобных нормативов нет – более того, если сотруднику будет отказано в приеме на работу по причине отсутствия прописки или несоответствия её региону осуществления трудовой деятельности, он может оспорить данный отказ в судебном порядке и привлечь работодателя к ответственности.

А вот прием на работу иностранца с нарушением установленного порядка действий, в том числе прием на работу нерезидента России без регистрации и прописки, когда таковая необходима, может повлечь за собой уже реальные негативные последствия. В частности, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает штрафы вплоть до 1 млн. рублей, налагаемые на юридическое лицо за незаконное трудоустройство иностранцев, в том числе за отсутствие у таковых работников прописки и полного необходимого при приеме на работу пакета документов.

Несмотря на то, что организации при приеме на работу сотрудника без прописки и регистрации ничего не грозит, сам работник все же может быть привлечен к ответственности за отсутствие у него регистрации – как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Таковая ответственность предполагается положениями статьи 19.15.1 КоАП РФ и статьи 19.15.2 КоАП РФ. К ней может быть привлечен как сам гражданин, у которого нет прописки, так и собственник помещения, в котором он проживает. Работодатель, в свою очередь, может привлекаться к ответственности по означенным статьям только в том случае, если он предоставляет своим работникам жилые помещения для их фактического проживания или временного пребывания.

Ссылка на основную публикацию