Сокращение мчс в 2018 году - последние новости

Сокращение мчс в 2018 году – последние новости

Полное сокращение Региональных Центров МЧС до конца 2018 года

МЧС России до конца 2018 года упразднит все свои региональные центры, завершив переход на трехуровневую систему управления. Об этом сообщил и.о. замглавы МЧС Игорь Кобзев.

С 1 января 2017 года МЧС России начало переход с четырехуровневой на трехуровневую систему управления (министерство – субъект РФ – пожарно-спасательный гарнизон), тогда были упразднены Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский и Дальневосточный РЦ. Сейчас в системе МЧС четыре региональных центра – Центральный, Южный, Сибирский, которым были переданы функции упраздненных РЦ, а также Северо-Западный.

“До конца 2018 года планируется завершить второй этап этой работы и осуществить переход на трехуровневую систему управления путем передачи полномочий оставшихся региональных центров Главным управлениям МЧС по субъектам РФ. Приказом МЧС России создана рабочая группа по проведению мероприятий, связанных с ликвидацией региональных центров и их Центров управления в кризисных ситуациях. Ее возглавил первый заместитель министра Александр Чуприян”, – сообщил Кобзев.

Он уточнил, что полномочия ЦРЦ будут переданы ГУ МЧС по Москве в пределах Центрального федерального округа и ГУ МЧС по Нижегородской области в пределах Приволжского федерального округа. В то же время задачи СРЦ будут возложены сразу на три Главных управления МЧС: ГУ МЧС по Новосибирской области будет отвечать за Сибирский федеральный округ, ГУ МЧС России по Свердловской области – за Уральский федеральный округ, а ГУ МЧС России по Хабаровскому краю – соответственно за ДФО. По словам Кобзева, по такому же принципу будут распределены функции Северо-Западного регионального центра МЧС, которые будут переданы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Южного регионального центра МЧС, задачи которого будет выполнять ГУ МЧС по Ростовской области в пределах Южного федерального округа и ГУ МЧС по Ставропольскому краю в пределах Северо- Кавказского федерального округа.

Кобзев пояснил, что Главные управления МЧС России по субъектам РФ, спасательные воинские формирования, поисково-спасательные подразделения, за которые отвечали Центральный, Северо-Западный, Сибирский и Южные РЦ, будут переподчинены ГУ МЧС России по Москве, Санкт-Петербургу, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областям, Хабаровскому и Ставропольскому краям. Авиационно-спасательные центры будут подчиняться напрямую Управлению авиации МЧС России. “Что касается Центров управления в кризисных ситуациях РЦ, то их правопреемниками станут ГУ МЧС по Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирской и Ростовской областям”, – уточнил Кобзев.

Увеличение штатной численности МЧС России увеличит штатную численность своих главных управлений по субъектам РФ, которым передаются функции упраздненных региональных центров, сообщил Игорь Кобзев.

“Главным приоритетом остается сохранение кадрового потенциала, востребованность знаний и опыта сотрудников в системе министерства и его территориальных органов. Благодаря передаче полномочий региональных центров восьми головных ГУ МЧС России по субъектам, штатная численность последних будет увеличена”, – сказал Кобзев. Он заверил, что военнослужащие, сотрудники Федеральной противопожарной службы (ФПС) и сотрудники Федеральной гражданской государственной службы с учетом их профессиональных качеств и заслуг будут трудоустроены в системе МЧС России.

“Работники региональных центров, то есть гражданские специалисты, могут быть трудоустроены в службы, которые входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). С каждым специалистом будет проводиться адресная работа по его дальнейшему трудоустройству и определению места прохождения службы в соответствии с вакантными должностями”, – сообщил Кобзев. Он отметил, что в приоритете будут многодетные семьи, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, сотрудники, воспитывающие детей-инвалидов, и другие категории, которые нуждаются в социальной поддержке.

“Все кадровые решения по переназначению военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС будут приниматься только по решению Центральной аттестационной комиссии МЧС России. Для разъяснения всех вопросов сотрудники могут обращаться в ликвидационные комиссии, созданные на базе Центрального, Северо-Западного, Южного и Сибирского региональных центров, а также через раздел “Обращения граждан” на официальном сайте МЧС России и по единому телефону доверия министерства: 8 (495) 400-99-99″, – сказал Кобзев. Он добавил, что еженедельно все вопросы по реорганизации региональных центров будут рассматриваться на селекторных совещаниях министерства. При этом анализ обращений личного состава региональных центров будет в обязательном порядке рассмотрен и учтен при принятии кадровых решений, добавил он

Повышение уровня работы МЧС По данным за последние 10 лет, на территории субъектов произошли события, из которых 70% ЧС носили межмуниципальный уровень, 20% – региональный и 10% – федеральный уровень. “Трехуровневая система управления уже зарекомендовала себя положительно и принесла конкретные результаты в виде качественного повышения уровня работы МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”, – сказал он.

Глава МЧС начал структурную реформу

Приказ о пилотном проекте по переходу территориальных органов и сил МЧС России на «новую организационно-штатную структуру» Евгений Зиничев подписал 25 марта, сообщил РБК источник в территориальном управлении МЧС. Копия приказа есть у РБК, его подлинность подтвердил другой источник, близкий к ведомству. В документе говорится, что новая структура будет опробована в девяти регионах — Москве, Мордовии, Ставропольском и Хабаровском краях, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Курганской и Липецкой областях.

В управление организации информирования населения МЧС РБК сообщили, что такая работа проводится и после ее завершения будут даны подробные комментарии.

Как будет проводиться эксперимент

В приказе отмечено, что реализовать пилотный проект необходимо в целях совершенствования структуры ведомства. Зиничев распорядился создать рабочую группу, утвердить план перехода на новую структуру, внести изменения в бюджетную смету и разработать штатное расписание. Пилотный проект начнется 5 апреля и продлится до декабря.

Общее руководство будет осуществлять рабочая группа руководителей МЧС. Им поручено контролировать переход «пилотных» управлений на новую структуру. Зиничев поручил участникам рабочей группы доложить о результатах до 25 сентября 2019 года.

В приказе министра говорится, что все мероприятия необходимо осуществлять «в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год». Ответственным за исполнение приказа министр назначил своего заместителя Андрея Гуровича. Гурович до работы в МЧС руководил управлением Федерального казначейства по Москве, сообщал РБК.

Что хочет реформировать министр

Пилотная схема новой структуры главного управления по региону (есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник, близкий к ведомству) в целом совпадает с существующими, но есть ряд важных отличий, сказал РБК источник, близкий к ведомству. «Новая «штатка» станет шаблоном для всех управлений и призвана упорядочить структуры ГУ МЧС в различных субъектах, свести их воедино», — рассказал источник.

По словам источника, близкого к МЧС, в структуре главных управлений появятся новые отделы по вопросам профилактики коррупционных нарушений; их руководители будут подчиняться Главному управлению собственной безопасности МЧС (ГУСБ). Сейчас антикоррупционные отделы есть не во всех региональных управлениях, а лишь в регионах с крупными городами, добавил собеседник. Ранее РБК сообщал, что одним из решений нового главы МЧС Зиничева, после президентских выборов сменившего на этом посту Владимира Пучкова, стало создание ГУСБ.

Новая структура главных управлений МЧС в регионах также предполагает, что его руководителю будут подчиняться шесть замов: первый заместитель, замначальника главного управления по гражданской обороне и защите, по федеральной противопожарной службе, по надзорной деятельности и профилактической работе, по оперативному реагированию, а также заместитель руководителя территориального органа.

Источник, близкий к министерству, сообщил, что планируется усилить финансово-экономические, юридические отделы и отделы документационного обеспечения. «На эти отделы ляжет нагрузка после ликвидации юридических лиц, оформленных для различных подразделений МЧС», — рассказал источник.

По его словам, переход на новую структуру главных управлений МЧС повлечет за собой ликвидацию множества юридических лиц, зарегистрированных под подразделения. Например, до реорганизации министерства каждый отряд противопожарной службы оформлялся как отдельное юрлицо. «Теперь в регионах планируется создать единое юрлицо, под которым будет работать местный главк», — рассказал собеседник. Все остальные управления или отряды станут структурными подразделениями главка и не будут иметь отдельные юрлица. «Сокращений не планируется, наоборот, количественный состав подразделений увеличат на 5%», — отметил собеседник РБК.

Любое объединение юридических лиц приводит к экономии, говорит первый зампред комиссии Общественной палаты по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов. «В частности, министерство будет экономить на расходах на бухгалтерию. Содержать централизованный финансово-экономический отдел гораздо выгоднее, чем нести расходы на многочисленных бухгалтеров и делопроизводителей», — уверен Кирьянов. Объединение юрлиц улучшит логистику в рамках работы управлений и их администрирование, отметил эксперт. По словам Кирьянова, МЧС долгие годы вбирало в себя различные структуры и это «привело к юридическому хаосу».

Предыдущая реформа завершилась в прошлом году

В 2018 году МЧС России упразднило все свои региональные центры, завершив переход на трехуровневую систему управления (министерство — регион — пожарно-спасательный гарнизон), сообщал и.о. заместителя министра МЧС Игорь Кобзев. Полномочия региональных центров, которые охватывали сразу несколько регионов, были переданы главным управлениям МЧС. Также были ликвидированы центры управления кризисными ситуациями, работавшие в составе региональных центров.

Читать еще:  В чем отличие коллективного договора от трудового договора?

Ложь во спасениИ: сокращения в МЧС продолжились, а зарплаты за 4 года не выросли

Итог провала реформы в МЧС: катастрофа в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово и отставка министра Владимира Пучкова

Аналитическая служба «Реального времени» год назад уже писала о ситуации, связанной с сокращениями кадров и медленным ростом (а временами даже падением) зарплат в МЧС в последние 3 года. В 2017 году положение почти не изменилось. Реальные зарплаты фактически «заморожены» с 2013 года и индексируются разве что на размер инфляции, тогда как сокращения происходят ежегодно, делая территориальные органы службы все более неукомплектованными. Реформа чрезвычайной службы, по сути, провалилась, и следствием этого стала не только трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», но и отставка министра Владимира Пучкова.

Сокращения не сокращаются

Сокращение сотрудников МЧС в прошлом году продолжилось. Напомним, в 2013—2016 годах было сокращено 28% спасателей, в 2017 году за ними последовали еще 6% — более 1 тыс. человек. Таким образом, численность сотрудников территориальных органов МЧС составила чуть более 17 тыс. человек (сюда не входят гражданский персонал и сотрудники государственной противопожарной службы).

Самые серьезные сокращения произошли в Ставропольском (в 2017 году уволено почти 40% персонала) и Хабаровском краях (-35,7%), Нижегородской (-34,2%), Рязанской (уволена почти четверть сотрудников) и Свердловской областях (-17,6%). Сокращения прошли в 74 регионах РФ. Только в четырех субъектах РФ, в том числе в Башкортостане, численность сотрудников МЧС в 2017 году не изменилась. В восьми регионах она незначительно выросла, а вот в Камчатском крае увеличилась более чем в 4 раза, со 126 до 425 человек. Причем не сказать, что это как-то коррелирует с большим количеством чрезвычайных ситуаций в регионе: напомним, в нашем исследовании статистики ЧС в РФ отмечалось, что на Камчатке в 2016 и 2017 годах произошло по одной ЧС с общим числом жертв 25 человек, хотя еще в 2015 году в семи ЧС погибли 165 жителей края.

Татарстан потерял в 2017 году еще 5% сотрудников МЧС — численность их в РТ составила теперь немногим более 300 человек. Не считая Нижегородской области (см. выше: численность сотрудников местного МЧС сократилась в 2017 году с 509 до 335 человек), это самое серьезное сокращение в ПФО. Всего с 2013 года под кадровый «нож» попала почти треть татарстанских спасателей (31%).

Больше всего за 4 года пострадали территориальные подразделения МЧС в Хабаровском крае (уволено почти 60% сотрудников) и Ставропольском крае (-54%), Нижегородской (-53%) и Свердловской областях (почти половина работников).

Но сотрудников территориальным подразделениям МЧС не хватает

В прошлом году мы обращали внимание на то, что сокращения никак не коррелировали с укомплектованностью персонала, а проводились фактически ради повышения зарплаты. На кадровую политику последние 2 года действовал и указ президента РФ от 2016 года, в соответствии с которым предельная численность работников территориальных органов МЧС устанавливалась в 20,3 тыс. единиц (ранее она составляла 26,3 тыс. человек). На тот момент, к началу 2016 года, в них работали 21,2 тыс. человек. «Закатав рукава», кадровые службы выполнили и, кажется, перевыполнили план: уже к концу 2016 года было уволено более 3 тыс. человек, а в 2017 году, как уже отмечалось, еще тысяча. Таким образом, нынешняя численность сотрудников региональных МЧС не добирает до предельной 3 тыс. человек. И это еще не предел: план на 2018 год — сократить до 10%. Правда, в ведомстве уверяют, что сокращения коснутся лишь руководящего состава территориальных подразделений.

Неудивителен и результат: в целом по России к концу 2017 года укомплектованность (отношение фактической численности к штатной) оказалась самой низкой с 2013 года, составив 89,6% (не хватает около 1 700 человек). В 2013 году укомплектованность составляла 93,7%, а лучшим годом в этом смысле был 2014-й, когда она доходила до 95,3%.

Татарстанское МЧС — одно из самых неукомплектованных в ПФО

Самыми неукомплектованными структурами в 2017 году стали территориальные подразделения МЧС в Якутии (укомплектованность составила всего 76,2%), Магаданской (76,3%), Мурманской (77,7%) и Тверской областях (78,9%). И даже в Крыму, несмотря на отдельное внимание российских властей к региону, она снижается не первый год: с 88,8% в 2015 году она упала до 80,4% к 2017-му. Самая низкая укомплектованность в ПФО теперь в Нижегородской области — 88,2% (еще в 2016 году она составляла 95%). Второй по неукомплектованности регион в ПФО — Пензенская область (88,8%), а на третьем месте, увы, Татарстан — здесь не хватает 10% сотрудников (отметим, что только в 2016 году в татарстанском МЧС сократили 12% сотрудников).

Наиболее укомплектованы подразделения МЧС в кавказских регионах — в Карачаево-Черкесии (97,1%), Ингушетии (97,9%), Кабардино-Балкарии (98%), а также в Орловской области (97,2%). Отметим, в число самых укомплектованных территориальных подразделений вошли МЧС сразу четырех регионов ПФО: Чувашии (96,8% — редкий случай, здесь она в 2017 году выросла на 1,25%), Ульяновской области (96,6%), Марий Эл (96,4%), Удмуртии (96,3%).

Впрочем, ни в одном регионе РФ по итогам 2017 года нет полностью укомплектованного территориального подразделения, хотя в прошлом году таковых было четыре: Северная Осетия, Ингушетия, Саратовская и Орловская области. Но в 2017 году в Саратовской области сократили 7% сотрудников и численность спасателей уменьшилась с 229 до 213 человек. В итоге укомплектованность составила там 91,8%.

Второй по неукомплектованности регион в ПФО — Пензенская область (88,8%), а на третьем месте, увы, Татарстан — здесь не хватает 10% сотрудников. Фото Олега Тихонова

На бумаге оклады выросли в 2,5 раза, а реальные зарплаты упали

Итак, мы имеем дело с парадоксальным решением властей — продолжать увольнять сотрудников МЧС при ежегодном снижении укомплектованности территориальных подразделений. Объяснить это предположением, что кадровые службы действительно стараются увольнять административных работников (управленцев), а не рядовых сотрудников, которые работают в тяжелых условиях, нельзя.

В голову приходит более очевидное объяснение. Если верить рядовым сотрудникам МЧС, в регионах они не получают и 20 тыс. рублей, в отличие от все тех же управленцев и работников федеральных структур МЧС. Иначе говоря, пока желание властей повысить зарплату толком не воплотилось в жизнь, при одновременном плановом сокращении персонала из МЧС идет и «добровольное сокращение», то есть оттуда продолжают убегать кадры, не желающие работать в экстремальных условиях за маленькие оклады.

Напомним, что с 2012 года по поручению президента РФ был разработан план, в соответствии с которым зарплата сотрудников МЧС до 2018 года должна была вырасти вдвое. Значимые изменения, считают эксперты, произошли в 2015 году, тогда оклады младшего состава выросли (правда, на бумаге) в 2,5 раза. Руководству, старшему составу размер выплат увеличили в 1,5 раза. Однако согласно подсчетам аналитической службы «Реального времени», даже в 2015 году рост средней зарплаты составил в регионах лишь 0,7% (ниже инфляции).

Спасателям пообещали рост зарплаты… на уровень инфляции

В 2016 году, как мы писали в нашем прошлом материале, зарплаты даже снизились (на 3,6%). В 2017-м они, однако, вновь начали расти: средняя зарплата сотрудников региональных подразделений РФ увеличилась на 6%: с 59,5 тыс. до 63 тыс. рублей. Отметим, что президентский план фактически потерпел катастрофу: за 4 года ни о каком росте зарплат «в 2,5 раза» даже на бумаге речи не идет. Всего с 2013 года средняя зарплата регионального работника МЧС выросла на 9%, а с учетом инфляции (с 2013 по 2017 год она составила более 38%) реальная зарплата снизилась почти на треть. В 2018 году зарплаты работникам МЧС тоже планировали увеличить, но лишь проиндексировав их на уровень инфляции. Изначально на 3,7%, но после «рассмотрения в Госдуме текущего положения в МЧС» индексацию подняли аж до 4%. С учетом прогнозируемой в этом году инфляции (3,5—4%), работники никакого повышения в итоге не заметят.

Самая высокая номинальная средняя зарплата — у сотрудников федерального уровня управления. В 2017 году она составляла 164,4 тыс. рублей, увеличившись за год на 10,8%, а с 2013 года — на треть. Если президент РФ имел в виду повышение зарплат московским генералам, то, чего уж там, оно действительно состоялось! Подобные зарплаты получают сотрудники только тех регионов, где предусмотрена «северная надбавка» за работу в тяжелых природных условиях: на Чукотке (132,8 тыс.), в Магаданской области (120,5 тыс.), Якутии (111,6 тыс. рублей). Любопытно, что именно в Якутии и Магадане самые неукомплектованные подразделения — то есть высокие зарплаты, очевидно, получают лишь местные управленцы, в противном случае в МЧС была бы очередь из желающих там работать. Высокие зарплаты и в других регионах с «северной надбавкой» — в НАО, ЯНАО, ХМАО, Мурманской области (в районе 100 тыс. рублей).

Читать еще:  Исторические формы брака и семьи - как это выглядит в россии и других странах

В Татарстане спасатели получают одну из самых низких зарплат — 52,6 тыс. рублей, за год она выросла на 1,5% (с учетом инфляции — упала). Для сравнения, 4 года назад она составляла почти 52 тыс. рублей. То есть фактически не выросла даже номинальная зарплата, а с учетом инфляции упала с 2013 года довольно серьезно. Меньше, чем татарстанские коллеги, в ПФО получают только сотрудники МЧС Ульяновской области (52,5 тыс.) и Марий Эл (50 тыс.). Самые высокие зарплаты в 2017 году получали спасатели Башкортостана (60,6 тыс. рублей), Пермского края (58,9 тыс.), Кировской области (58,7 тыс. рублей). К слову, именно средние зарплаты могут объяснить неукомплектованность в Нижегородской области, здесь они в 2017 году упали даже номинально, составив 52,8 тыс. рублей. Сильнее всего номинально упала зарплата у сотрудников Камчатского края (на 13%). Здесь, к слову, тоже весьма низкая укомплектованность — 83,8%.

Рядовые сотрудники получают в два, а то и в три раза меньше. Фото Олега Тихонова

Оклад спасателя без опыта и стажа — 5,2 тысячи рублей

Еще раз напомним, что рядовые сотрудники получают в два, а то и в три раза меньше. Для примера см. таблицу с окладами по специальному званию сотрудников МЧС с 2018 года, где рядовой внутренней службы получает 5,2 тыс. рублей (сюда не входит прибавка за выслугу лет и ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание), младший начальствующий состав — от 6,2 до 8,8 тыс. рублей, средний — от 9,8 до 11,4 тыс. рублей, старший — от 12 до 13,5 тыс. рублей. Генералы МЧС — от 20,8 до 26 тыс. рублей.

Если, допустим, устроиться на работу в МЧС впервые, не будучи, разумеется, ни мастером (плюс 30% к окладу), ни даже специалистом 3 класса (плюс 5%), и, стало быть, не имея за душой никакого стажа (за 25-летний стаж к окладу добавляется еще 40% суммы; за стаж от 2 до 5 лет — 10%), то, даже работая сверхурочно и выполняя задачи, «связанные с риском для жизни и здоровья в мирное время» (за это тоже полагается надбавка), рядовой сотрудник МЧС вряд ли сможет получать хотя бы 10—15 тыс. рублей в месяц.

Результаты провалившейся реформы

Тем не менее власти продолжают уверять, что в 2019—2020 годах ожидаются еще две индексации, которые помогут поднять зарплаты. В 2018 году, напомним, на эти цели выделили 2,5 млрд рублей (большая часть пошла пожарным). В 2019 году выделят 3,1 млрд рублей, в 2020-м — 5,8 млрд рублей. Однако, учитывая предыдущие «повышения», надеяться на существенный рост зарплат сотрудникам территориальных подразделений МЧС не приходится. Разве что одновременно с индексацией уволят часть их коллег. Впрочем, и сокращения, как мы уже выяснили, не влекли за собой в последние годы реального и существенного роста заработной платы.

Ситуация в итоге абсолютно патовая. Хотя в конце марта забрезжил какой-то свет в конце тоннеля: даже лояльные к власти деятели, вроде режиссера Никиты Михалкова, резко раскритиковали ситуацию в МЧС и лично министра Владимира Пучкова после трагедии в кемеровском центре «Зимняя вишня» (в итоге были задержаны и местные руководители МЧС), заявив, что из-за сокращений в ведомстве «тушить пожары стало фактически некому». Так, в Кемеровской области численность спасателей и пожарных согласно штатному расписанию снизилась за 3 года на 32,2%: с 439 до 298 человек. Укомплектованность к началу 2018 года снизилась с 93,4 до 84,6%.

Пучкова не переназначили министром в новое правительство, сформированное в мае 2018 года. Фото Максима Платонова

Кемерово ли стало последней каплей или понимание, что реформа в МЧС провалилась, однако Пучкова не переназначили министром в новое правительство, сформированное в мае 2018 года. Новым руководителем МЧС стал экс-фсбшник Евгений Зиничев, ранее боровшийся с терроризмом. Тот самый Зиничев, который прославился тем, что пробыл губернатором Калининградской области всего 70 дней, после чего подал в отставку (не привык к публичной работе — говорили близкие к нему люди).

Сотрудникам МЧС теперь остается надеяться, что замкнутый и суровый «спецслужбист» сможет наконец воплотить мечты правительства РФ об идеально работающей структуре МЧС с работниками-профессионалами, получающими высокую зарплату.

Реформа МЧС: «Десять генералов командуют одной пожарной машиной»

Что означает ликвидация региональных центров МЧС по всей стране? Будут сокращения?

МЧС упраздняет третью часть своей всероссийской структуры — региональные центры. Информацию нашего агентства об этом уже после выхода нашей новости подтвердила пресс-служба ведомства, однако понятнее, что означает реформа, не стало. «URA.RU» объясняет, будут ли сокращения в МЧС и станет ли оно работать лучше.

Что происходит с МЧС? Какие структуры упраздняют?

В Министерстве чрезвычайных ситуаций долгие годы существовало три уровня управления: само министерство — региональные центры МЧС (зона их ответственности была примерно равна федеральным округам) — главные управления МЧС в субъектах РФ. Два года назад в качестве эксперимента были ликвидированы три региональных центра — Приволжский, Уральский и Дальневосточный. Согласно приказу главы МЧС Евгения Зиничева, сегодня ведомству предстоит избавиться от четырех оставшихся региональных центров (Центральный, Сибирский, Северо-Западный и Южный). Вместе с ними ликвидируются и входившие в их структуру Центры управления в кризисных ситуациях.

Зачем нужна эта реформа?

Все опрошенные «URA.RU» спикеры (как источники внутри министерства, так и внешние эксперты) объясняют реформу экономией бюджетных средств, нехватка которых в МЧС в последнее время ощущается очень остро. При этом многие соглашаются, что упразднение целого уровня управления по большому счету не скажется на эффективности работы МЧС: региональные центры всегда были некой «надстройкой», необходимость которой вызывала вопросы.

«Это, наверное, справедливое решение, поскольку регцентры не имеют никакого отношения к безопасности», — заявил «URA.RU» источник в центральном аппарате МЧС. По его словам, в региональных центрах «чиновников было больше, чем спасателей». «Там доходило до смешного, когда десять генералов командовали одной пожарной машиной, — говорит собеседник. — По сути, эти структуры создавались с одной целью — обеспечить бездельников рабочими местами».

Еще более жесткие оценки дают рядовые спасатели. «Давно пора было эти региональные центры разогнать, — заявил агентству сотрудник одной из уральских спасательных служб. Он напомнил, что под громоздкую структуру региональных центров МЧС строились отдельные здания, в которых были предусмотрены, например, огромные залы с экранами для ЦУКСов — Центров управления в кризисных ситуациях.

«Знаете, как в народе называли эти ЦУКСы? „Центры управления картинок и слайдов“», — шутит спасатель.

Но есть и другие мнения. «Вряд ли эта экономия окажется полезной, — заявил „URA.RU“ генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — В данном случае мы пытаемся сократить не траты, а инвестиции. Это очень нехороший симптом». По его словам, речь идет о разрушении целой технологической системы, которая была создана МЧС и в которую вложили немалые средства. «Что в итоге мы имеем? Государственные деньги потрачены впустую, поставленные цели, судя по всему, так и не были достигнуты», — сказал собеседник.

Что будет с людьми и зданиями?

Согласно заявлению на сайте МЧС, планируется перевод представителей региональных центров на вакантные должности в органах МЧС субъектов РФ. При этом ряд сотрудников будет уволен. «Государство вкладывало деньги в развитие региональных центров, готовило людей, необходимых специалистов, — заявила „URA.RU“ замруководителя аналитического агентства „Национальный Эксперт“ Елена Варламова. — Сейчас все это в одночасье могут свернуть». По ее словам, какая-то часть подготовленных людей с большой долей вероятности «останется на улице».

Между тем на Урале уже есть опыт прохождения этой реформы: два года назад был ликвидирован Уральский региональный центр МЧС — УРЦ (вместе с Центром управления в кризисных ситуациях). Тогда это было сделано путем слияния с Сибирским региональным центром МЧС, которому подчинили ликвидируемые Уральский и Дальневосточный регцентры МЧС. Миссия сообщить о сокращениях и увольнениях легла тогда на руководителя СРЦ МЧС Сергея Диденко, которого после этого прозвали «ликвидатором МЧС».

Всего в ходе той «оптимизации» работу потеряли примерно 400 сотрудников УРЦ МЧС (для сравнения: штатная численность регионального поисково-спасательного отряда — 90 человек). Те из «управленцев» УРЦ МЧС, кто остался, были приняты в штат Главного управления МЧС по Свердловской области. Этому же управлению было передано и новое здание Уральского регионального центра МЧС, построенное на улице Шейнкмана в Екатеринбурге.

Читать еще:  Как оформить землю многодетной семье для Вас

Что будет с региональными поисково-спасательными отрядами?

Во время событий двухлетней давности на Урале тех, кто хорошо знаком с деятельностью МЧС, больше всего волновала судьба Уральского регионального поисково-спасательного отряда (УрПСО) — подразделения, сотрудники которого лично выезжают на спасательные операции и ликвидацию катастроф, тушат лесные пожары и так далее. Его структура хорошо сбалансирована: при минимуме руководящего и обслуживающего персонала (начальник отряда, небольшая бухгалтерия, водители) все остальные — люди, работающие «на земле» (дежурные смены).

Однако сокращения должны были коснуться и их: когда «ликвидатор МЧС» из Сибири приехал в Екатеринбург и устроил уральским спасателям взбучку (поводом стали прически, не понравившиеся новому начальнику), он озвучил и планы по сокращению штатов поисково-спасательного отряда. Однако им не было суждено сбыться. Слова Диденко «неважно, скольких вы спасли, главное — прическа» и вообще вся эта история вызвали огромный резонанс — в итоге жесткие кадровые решения не состоялись.

Уральский региональный центр с 2017 года больше не существует. Уральский поисково-спасательный отряд в ходе ликвидации УРЦ МЧС подчинили Главному управления МЧС по Свердловской области. Отряд продолжает сегодня работать в прежнем режиме: по данным «URA.RU», его штатная численность практически не претерпела изменений. По мнению экспертов, возможно, это и есть лучший результат реформы. «Главное, чтобы не сокращали те звенья, от которых зависит безопасность», — говорит источник в МЧС.

Ликвидировали ликвидатора

Ирония судьбы в том, что предстоящая реформа касается и Сибирского регионального центра МЧС, начальник которого Сергей Диденко «издевался» над уральскими спасателями. Причем правопреемником Центра управления в кризисных ситуациях бывшего Сибирского регионального центра станет ГУ МЧС не в Красноярске (где дислоцировался СРЦ МЧС), а в Новосибирске. Таким образом, структура Диденко будет не только сокращена, но и перекинута в другой регион. «Ликвидатора ликвидировали», — смеются рядовые спасатели. По информации «URA.RU», на одном из недавних селекторных совещаний сам Диденко уже попрощался со своими коллегами.

Что будет с Главными управлениями МЧС в субъектах РФ?

Ничего страшного — в информации МЧС о проводимой реформе региональные спасательные главки упоминаются лишь в качестве правопреемников того, что останется от подразделений региональных центров МЧС. Им отойдут дополнительные функции и финансирование. Так, по данным «URA.RU», ГУ МЧС по Свердловской области получат примерно + 150 специалистов к существующей штатной сетке.

По мнению экспертов, уверенность государства (в лице МЧС) в региональных главках основана на доверии, вызванном десятилетиями успешной и эффективной работы. «Даже когда существовали региональные центры МЧС, функционал областных главков практически не менялся», — говорит источник в аппарате министерства.

Вряд ли стоит ожидать кадровых изменений: руководители ГУ МЧС в ряде областей, краев и республик обновились после прихода нового главы ведомства Евгения Зиничева. Так, руководитель общественного совета при свердловском ГУ МВД Алексей Антошин заявил «URA.RU»: «С того момента, как руководителем ГУ МЧС по Свердловской области стал Виктор Теряев, в управлении — спокойная, ровная, рабочая атмосфера, без истерик».

По словам Зиничева, руководитель главка предпринимает целый ряд мер, чтобы доукомплектовать штаты пожарных и спасательных подразделений, которые «порезаны» во времена, когда МЧС руководил Владимир Пучков. И результат уже есть. «Возьмем к примеру, ситуацию, когда в Екатеринбурге горел 16-этажный дом, — говорит Антошин. — Для многих территорий эта ситуация могла бы быть проблемной — наши пожарные и спасатели отработали ее четко, профессионально, без каких-либо потерь».

Пожарным вернут фуражки вместо беретов и разрешат комплектовать штат на местах

Cмена руководства в МЧС России уже привела к серьезным изменениям внутри министерства и в его работе. Как стало известно “Ъ”, целый ряд приказов и распоряжений бывшего главы ведомства Владимира Пучкова, касающихся как формы одежды пожарных, так и комплектования штата сотрудников, отменен. В ближайшее время в МЧС ждут и других изменений. Руководство министерства попросило всех руководителей региональных главков представить в центр доклады с подробным описанием проблем, с которыми сталкивается пожарная служба.

О нововведениях, на деле означающих возвращение к практике работы, существовавшей до прихода в МЧС Владимира Пучкова, руководству главков объявили на селекторном совещании 25 мая. По словам собеседников “Ъ”, его проводил Александр Чуприян, который до назначения министром бывшего замглавы ФСБ РФ Евгения Зиничева был на позиции замминистра, а сейчас стал и. о. первого заместителя главы МЧС.

Бывший глава МЧС Владимир Пучков

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Одно из распоряжений генерал-полковника Чуприяна касается возвращения к форменным фуражкам вместо оранжевых беретов. Береты стали обязательной формой одежды при министре Владимире Пучкове. «Не сочтите за мелочь, но тем не менее — вернуть головной убор фуражку»,— процитировал указание Александра Чуприяна собеседник “Ъ”, слышавший выступление первого заместителя главы ведомства на селекторном совещании.

«Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,— сказал “Ъ” пожарный, просивший не упоминать его имени.— Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства. Так что их отмена имеет символическое значение: это сигнал о том, что политика полностью меняется. Поэтому Чуприян и начал с беретов».

Как МЧС попало в надежные руки ФСБ

Еще одно распоряжение Александра Чуприяна касается комплектования штата пожарной охраны. При прежнем министре присвоение новых званий и пополнение штата было замкнуто на Центральную аттестационную комиссию (ЦАК), которую возглавлял лично глава ведомства. Теперь, говорят собеседники “Ъ”, с этой практикой решено покончить. По их словам, на совещании господин Чуприян отметил, что ознакомился с ситуацией по резерву сотрудников и некомплектом: «Замминистра сказал, что шокирован числом вакансий и некомплектом по штату».

Как ранее сообщал “Ъ”, последние несколько лет в МЧС проводилась так называемая оптимизация. На деле это означало сокращение численности сотрудников — с 2015 года было уволено 59,8 тыс. человек. При этом на вакантные должности никого не принимали, а тех, кому исполнилось 45 лет, увольняли.

Экс-глава кафедры пожарной тактики в Академии государственной противопожарной службы МЧС Александр Подгрушный в беседе с “Ъ” отметил, что последние пять лет в системе МЧС почти не присваивали новые звания. Были запрещены перемещения по должностям и из субъекта в субъект.

«У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула — это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал. Теперь же звания до подполковника будут присваивать на местах. Кроме того, министерство уже кинуло клич, что те, кто был уволен в последние годы, могут вернуться на службу»,— отметил господин Подгрушный.

На совещании Александр Чуприян запросил данные по этой статье за несколько лет и сообщил, что с практикой экономии, начавшейся в 2015 году, будет покончено. Ранее пожарные говорили “Ъ”, что из-за экономии в частях перестали заниматься выездными практическими занятиями на объектах. Отсутствие практики затрудняло работу подразделений в чрезвычайных ситуациях. Как выяснилось после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», большинство пожарных, задействованных в тушении ТЦ, видели этот объект только на бумаге.

По словам источника “Ъ”, знающего о содержании селекторного совещания, Александр Чуприян подчеркнул, что экономия ГСМ нарушает тренировочный и учебный процессы и ведет к профессиональной деградации, и призвал положить этому конец.

« По сути, Чуприян объявил о том, что с оптимизацией покончено»,— прокомментировал “Ъ” итоги совещания начальник караула одной из московских пожарных частей.

Александр Подгрушный назвал решение господина Чуприяна «очень правильным и своевременным». «Мы упали на дно, с которого тяжело подниматься. Лет пять еще будем выбираться из нынешней ситуации. “Зимняя вишня” — результат отношения общества к пожарной службе. Он как пожарный знает проблемы. Все довольны и рады, что подвижки начались»,— сказал эксперт “Ъ”.

Главное о трагедии в Кемерово

Факты, основные версии, реакция властей и общества, последствия для бизнеса

На селекторном совещании Александр Чуприян также попросил начальников территориальных главных управлений МЧС доложить в центральный аппарат министерства обо всех существующих проблемах. Их обсуждение, по его словам, состоится на будущей неделе в рамках международного салона «Комплексная безопасность-2018». Салон пройдет в Ногинске 6–8 июня. Участие в нем примет и новый глава МЧС Евгений Зиничев.

«Прошу начальников территориальных органов приехать на сборы с готовностью побеседовать с открытым забралом. Состоится разговор о накопившихся, с вашей точки зрения, проблемах. Будем на них нормально, по-людски реагировать»,— обратился первый замминистра к подчиненным.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector