Публичный сервитут и частный сервитут - чем они отличаются?

Публичный сервитут и частный сервитут – чем они отличаются?

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Содержание

Что такое сервитут?

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи», «служение её»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению (договору, который лучше официально зарегистрировать в палате) между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости” (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Собственник земельного участка (а также землепользователь, землевладелец) при проведении различных операций со своим участком (например, при передаче его в аренду или оформлении договора ссуды по земельному участку) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3статьи 23Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Видео-комментарий к теме о сервитутах

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

По Гражданскому кодексу собственник земельного участка имеет полное право распоряжаться им.

Но могут возникнуть ситуации, когда необходимо в интересах других собственников воспользоваться территорией чужого земельного надела. Данная процедура вводит некоторое ущемление прав владельца участка.

В этой статье будут рассмотрены такие виды обременений, как частный и публичный.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что могут данные ограничения?

Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

В статье 23 ЗК, пункте 3 определяются основания, при которых возможно применение публичного сервитута:

  • проход или проезд к водному объекту;
  • возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур;
  • дренажные работы;
  • прогон скота;
  • сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям;
  • осуществление охоты и рыболовства;
  • проведение исследовательских и изыскательских работ.

Частный сервитут

Данный вид ограничений основывается на заключение документа между двумя частными сторонами. Ими могут быть также юридические лица. В случаях, когда основания для установления сервитута отпали, он должен быть прекращен заявлением одной из сторон.

Примеры частного обременения:

  • при осуществлении работ на территории рядом лежащего участка требуется проход или проезд;
  • проведение водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка;
  • проведение электросетей.

Законодательные акты, на которые опираются данные обременения

Сведения о правах, ограничивающих использование земли, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах.

В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.

В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

Читать еще:  Как выкупить землю у администрации для Вас

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:

  • номер участка в кадастровой палате;
  • персональная информация о сторонах, заключающих данный документ;
  • цели и условия для установления обременения;
  • срок сервитута;
  • права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.

Отличия данных видов

В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

Цели установления

Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

Основание


Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа
, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Описание процедуры установления

Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

Публичный

При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

Частный

Частное ограничение устанавливается путем подписания соглашения о стеснении прав пользования земельным наделом заинтересованными сторонами. Соглашение оформляется в письменном виде и заверяется его составителями. Оно может быть зарегистрировано у нотариуса по требованию одной из сторон, но данная процедура не является обязательной.

Если стороны подписали соглашение, то далее вместе с кадастровым планом, в который вносятся изменения, связанные с ограничениями, документы подаются в Росреестр . Если стороны не смогли мирным путем заключить соглашение, рассмотрение этого дела передается в суд (о том, как составить исковое заявление для суда, вы узнаете здесь).

Список документов, требуемых для регистрации:

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо проведение межевания на всех участках, подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны кадастровые инженеры. На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на кадастровом учете. К межевому плану прилагается межевой проект с указанием кадастровых номеров всех участков, которые будут затронуты обременением.

Другие отличия

Возмещение за ограничение пользования при частном обременении вводятся практически всегда, при публичном – только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.

Различными являются стороны, которые заинтересованы в установлении ограничений. Для частного сервитута – это конкретные собственники земли или организации, которым принадлежит земельный участок. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.

Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.

В случаях постановки на кадастровый учет госпошлина оплачивается только для частного обременения. Для юридических лиц она равна 6000 рублей, для физических – 1500 рублей согласно статье 333.33 НК п.31.

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит плата средств за пользование чужой территорией ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Проблема столкновения интересов частного сектора и общественных нужд встала давным-давно — еще в период появления частной собственности. Дилемма была решена умами древних римлян, которые ввели отрасль сервитутного права.

В современном российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужую землю в связи с законной необходимостью. Юридические рамки устанавливает нормативная база.

Необходимость пользования чужим имуществом возникает по разным жизненным обстоятельствам. Это может быть общественная или индивидуальная нужда и, соответственно, за это отвечают публичный и частный земельный сервитут.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Публичный сервитут

Причиной установления публичного сервитута стали государственные и общественные нужды. Например, в процессе электрификации поселка нужно проложить сети через частные земельные участки. Этот случай предусмотрен на законодательном уровне.

Причины обременения

Приведем перечень основных «легальных» причин для наложения публичного обременения на объект недвижимости:

  • расположения на частной земле ж/д путей;
  • необходимость поставить геодезические обозначения и подъезд к ним;
  • необходимые дренажные работы;
  • прогон или выпас скота;
  • частная территория является береговой границей водоема, обеспечивающей доступ к воде для населения;
  • изыскательные работы в научных и практических целях;
  • рыболовство и охота;
  • расположение на частной территории водоема для водозабора или водопоя;
  • для государственных нужд (ремонтные, строительные, восстановительные, дорожные).

Процедура

Правовое применение публичного сервитута лежит в рамках ГК, ЗК и прочих нормативных актов РФ. Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  • подача заявления с просьбой установить сервитут;
  • рассмотрение заявление госорганами;
  • решение выносится на слушании;
  • положительное решение подлежит государственной регистрации.

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли. Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд. Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Читать еще:  Порядок заполнения раздела 6 декларации по ндс

Основания для прекращения

Правовая причина для снятия публичного сервитута:

  • устаревание причин наложения обременения;
  • окончание срока действия, если он был предусмотрен договором (при срочном сервитуте).

Также действие сервитута прекращается из-за уничтожения земельного участка в результате природных катаклизмов (землетрясение, потоп и т. д.).

Независимо от причин прекращения действия обременения, действие закрепляется правовым актом от структур, вынесших изначально решение. Также документ проходит государственную регистрацию.

Для отмены сервитута не требуются общественные слушания, если иное не прописано в местном законодательстве.

Частный сервитут

В юридической практике чаще встречается частный сервитут. Причина жизненны — споры между собственников земельных участков или владельцем и сторонними юридическими лицами. Компромиссом является частный сервитут.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость. Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве. Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Причины обременения

Необходимость ограниченного права использования чаще связана с обоснованными нуждами владельца главенствующего надела:

  • свободный проезд через соседский участок к своему;
  • прокладывание систем коммуникаций или необходимых кабелей;
  • пользование колодцем на территории соседнего участка, если нет иных вариантов.

При оформлении такого сервитута всегда указывается его цель, потому что нужна веская причина, чтобы ограниченно пользоваться чужим объектом недвижимости.

Процедура оформления

Если стороны пришли к общему решению и приняли все условия, они могу заключить письменный договор. В нем обязательно нужно указать сроки обременения, в противном случае, сервитут автоматически будет считаться бессрочным. Также в документе указывается сумма, которую должно платить лицо, в чью пользу устанавливается сервитут.

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.

Аккредитив при покупке недвижимости является выгодным и надежным способом расчета.

Покупка земли сельхозназначения имеет свои особенности. Подробно о них мы рассказали здесь.

В некоторых случаях договор купли-продажи может быть расторгнут. Читайте об этом в нашей статье.

Ключевые отличия

Хоть понятия публичного сервитута и частного во многом схожи — они преследуют одну цель, но их правовые «рамки» отличаются. Сравнение представлено в виде таблицы:

Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
Объект земля любая недвижимость
Субъект неограниченный круг лиц конкретное лицо
Срок действия
Основание установления законодательный акт
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника земли при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина интерес государства, местной власти, населения интерес отдельного лица
Способ установления
  • общественные слушания
суд;

договор;

Компромиссное решение проблем — признак цивилизации. Как примирить общественные интересы с частными, придумали древние римляне. Этим способом пользуется и современная юриспруденция, активно применяя сервитутное право. Но сервитут — сервитуту рознь. Для защиты частной собственности и общественных нужд введены разные меры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Сравнение публичного и частного сервитутов: основные различия

По ст. 216 ГК, наряду с собственностью, существует вещное право – сервитут, по которому гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, недвижимостью. Сервитуты бывают частными и публичными.

Частный сервитут (ЧС)

Вопросы, связанные с установлением частного сервитута, его сохранением при переходе прав собственности и прекращением рассмотрены в ст. 274-276 ГК.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

В основном, эти вопросы относятся к земельному участку. При этом законом установлено, что собственник недвижимости (участка) может потребовать от владельца соседнего участка сервитута – возможности ограниченного использования этого участка.

В ГК перечислены некоторые основания для установки частного сервитута. К ним относятся:

  • проход и проезд к соседнему земельному участку;
  • возможность строительства или ремонта на соседнем участке;
  • другие функции, которые не могут быть осуществлены без сервитута.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между соседями, причем наличие сервитута не ограничивает прав собственности владельца на его участок. Он может также потребовать плату за использование его участка. В случае отсутствия согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.

По закону (ст. 131 ГК) сервитут должен регистрироваться в ЕГРН. После регистрации сервитут становится неотъемлемой частью недвижимости (участка).

Прекращение действия частного сервитута собственник недвижимости может потребовать в связи с пропаданием оснований, по которым сервитут был введен, или в случае, когда сервитут не позволяет использовать участок по назначению. В последнем случае может потребоваться судебное рассмотрение.

Публичный сервитут (ПС)

Определение и порядок использования публичного сервитута в основном регламентирован в ст. 23 ЗК.

При этом ПС может быть применен в интересах государства, местных властей или населения. Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний. В ЗК перечислены основные случаи использования публичного сервитута:

  1. Проход или проезд к водному объекту и его прибрежной полосе.
  2. Ремонт электролиний и сетей связи, а также транспортных коммуникаций.
  3. Размещение на земельном участке межевых знаков и другого геодезического оборудования.
  4. Забор воды и дренажные работы.
  5. Прогон скота.
  6. Заготовка сена, выпас с/х животных.
  7. Охота и рыболовство.
  8. Проведение геологических работ.

Если установка публичного сервитута приводит к трудностям использования участка, то его собственник вправе потребовать от органа власти, установившего сервитут, плату за неудобства. При необходимости собственник может обратиться в суд .

Различия ЧС и ПС

Основные различия ЧС и ПС приведены в таблице.

№№ Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
1 Заинтересованные лица В интересах большого круга лиц В интересах одного лица или ограниченного круга лиц
2 Как устанавливается Нормативно-правовыми актами с учетом общественных слушаний 1. Соглашением сторон

2. По решению суда 3 Компенсация Плата за сервитут органами власти при больших затруднениях использования участка с ПС Адекватная плата за использование сервитута для недвижимости (участка) 4 Прекращение Срок ПС для зарезервированных земель не должен превышать срока резервирования земли 1.При пропадании оснований для сервитута

2.При невозможности использования участка из-за сервитута 5 Государственная регистрация Обязательна Обязательна

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута

Права на земельный участок есть не только у собственника. В некоторых случаях они могут быть переданы другим лицам. Такие права использования ограничены. Фактически земля остается у владельца, но пользоваться ею может и другое лицо. Обременения такого характера могут устанавливаться по договоренности между физическими, юридическими лицами или государственными органами.

Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом

Сервитут – это обременение, устанавливаемое в отношении недвижимости, в том числе и земельных участков (подробнее о том, что такое земельный сервитут и как он оформляется, мы рассказывали здесь).

Суть его заключается в том, что другие лица смогут использовать территорию или её часть, например, для проезда.

Они по сути схожи, но все же имеют некоторые отличия, основным из которых является статус сторон сделки.

  • Частный сервитут – это соглашение, которое заключается между физическими лицами, в результате которого человек получает право использовать участок, который ему не принадлежит, например, для проезда к своему дому. Стороной индивидуального обременения может быть и юридическое лицо.
  • Установление публичного сервитута определено статьей 23 Земельного кодекса РФ. Суть его заключается в том, что в качестве стороны сделки выступает местный орган власти. Обременение может устанавливаться в отношении государственной или муниципальной земли. Больше информации о том, как происходит процедура установления публичного сервитута, найдете тут.

Более подробную информацию о существующих видах сервитута можете найти в этом материале.

Сходство этих видов правоотношений

Несмотря на разный статус участников сделки частный и публичный сервитуты имеют некоторое сходство. Оно заключается в том, что обременение касается земельного участка или его части.

В результате частичное право использования появляется у третьих лиц. При этом участники сделки могут не состоять между собой в родственных или семейных отношениях.

Чем они отличаются?

Несмотря на сходство частный и публичный сервитуты имеют ряд отличий. Прежде всего это касается целей установления. Разница заметна также в основаниях обременения, процедурах реализации сделки и границах действия.

Цель установления частного сервитута определяется его названием. Сделка такого характера заключается в интересах отдельного лица. Чаще всего это касается в возможности проехать или пройти через участок соседа к своему дому.

Частный сервитут может устанавливаться и других целях.

Цели установления публичного сервитута более глобальные. Они указаны в статье 23 ЗК РФ.

В такой список включены:

  1. Обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования и береговой полосе.
  2. Расположение на территории знаков межевания, геодезических, гравиметрических и нивелирных пунктов, а также доступа к ним.
  3. Выполнение работ по дренажу.
  4. Забор водных ресурсов.
  5. Прогон и выпас скота.
  6. Сенокошение.
  7. Охота, рыбалка и рыбоводство.
  8. Размещение электрических, тепловых и водонапорных сетей, линейных объектов системы газоснабжения и нефтепроводов.
  9. Складирование строительных материалов.
  10. Размещение временных или вспомогательных сооружений – ограждений, бытовок, навесов, а также строительной техники.
  11. Устройство пересечений автомобильных и железных дорог.
  12. Проведение инженерных изысканий.
  13. Размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.

Основание

В качестве основания для установления публичного сервитута выступает законодательный акт или иной нормативный документ, разработанный органом власти на уровне Федерации, региона или субъекта, например, постановление или решение.

В свою очередь частный сервитут – это волеизъявление двух лиц, которое оформляется в виде договора.

В качестве основания установления частного обременения может выступать и судебное решение. Это характерно для случаев, когда стороны не пришли к взаимному согласию, а необходимость сервитута актуальна.

Подробнее об основаниях для возникновения сервитута читайте в этой статье.

Описание процедуры установления

Процедуры установления обоих сервитутов реализуются по-разному.

Для установления публичного сервитута, необходимо провести топографические работы. Результаты передаются в службу кадастра и картографии, с целью внесения изменения в план и определения границ обременения.

Такие работы необходимо провести независимо от того, кто выступает инициатором установления сервитута. Если инициатива исходит от физического лица или группы, то в местный орган власти направляется индивидуальное или коллективное обращение.

Инициаторы обращения информируются о времени и месте рассмотрения заявления. По результатам выносится решение об отказе или удовлетворении требований. Документ должен быть опубликован в СМИ и размещен на интернет ресурсе органа власти. Необходимые данные должны быть переданы в Росреестр. После этого сервитут считается установленным.

Частное обременение несколько проще. Достаточно заключить двухсторонний договор между собственником участка и заинтересованным лицом. До этого можно направить письменное предложение владельцу территории. Хотя закон не обязывает инициатора чести переписку с собственником.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место заключения.
  2. Сведения о сторонах сделки или их законных представителя.
  3. Предмет договора. В данном случае это будет установление частного обременения.
  4. Стоимость и порядок расчетов. Собственник вправе требовать денежную компенсацию за неудобства, связанные с установлением обременения.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок урегулирования споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Договор оформляется в трех экземплярах, по одному для каждого из участников и регистрирующего органа. Соглашение можно заверить у нотариуса. Это не является обязательным правилом.

Завершающим этапом является обращение в Росреестр.

В перечень документов, необходимых для регистрации изменений входят:

Информация в базу данных будет внесена в течение семи рабочих дней, с момента поступления обращения.

Подробнее о том, как происходит установление частного и публичного сервитутов, мы рассказывали тут, а здесь вы сможете более детально ознакомиться с процедурой регистрации обременения.

Границы зон действия

В случае с публичным обременением оно может затрагивать участки нескольких собственников и кадастровые работы проводятся в отношении каждого из них. Частный сервитут касается территории одного владельца.

Если частное обременение устанавливается в отношении части земли, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

О том, как на кадастровом плане отображают схему границ действия сервитута, мы рассказывали тут.

Другие различия

Отличия обременений заключаются ещё и в финансовой стороне вопроса. В случае с частным оплата устанавливается практически всегда, при публичном – только при наличии существенных препятствий, например, если в результате установления обременения собственник не сможет выращивать часть культур.

О том, каким образом определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом, узнаете тут.

Различие заключается и в статусе участников сделки.

  • Частный сервитут имеет место между физическими или юридическими лицами.
  • В установлении публичного ограничения должен принимать участие местный или федеральный орган власти.

Отличаются сервитуты и количеством лиц, чьи интересы затрагиваются. В частном случае это конкретные люди или организации, в публичном – количество не ограничивается числом.

Публичный сервитут устанавливается в отношении земельного участка, частный – в отношении любой недвижимости. Юридическое лицо оплачивает больший размер пошлины, чем физическое.

Сравнительная таблица

Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
Объект земля. любая недвижимость.
Субъект неограниченный круг лиц. конкретное лицо.
Основание установления законодательный акт.
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника земли при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут.
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина
  • интерес государства;
  • местной власти;
  • населения.
интерес отдельного лица.
Инициаторы физические лица или органы власти. физические лица.

Публичный и частный сервитуты – это обременения, которые устанавливаются по отношению к объектам недвижимости. В основном это связано с обеспечением доступа к земельным участкам. Несмотря на идентичную суть, сервитуты имеют много отличий. Они касаются не только статуса участников или оплаты, но и целей установления.

Читать еще:  Переуступка прав собственности на квартиру в строящемся доме
Ссылка на основную публикацию