Порядок предоставления жилья для переселенцев и беженцев в рф

Порядок предоставления жилья для переселенцев и беженцев в рф

Предоставление жилья фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения, устанавливаются двумя законами.

Условия предоставления беженцам и вынужденным переселенцам жилых помещений временного пользования

Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.

Статус «беженец» и «вынужденный переселенец»

К вынужденным переселенцам принадлежат граждане России, которые оставили место постоянного проживания из-за насилия или любой травли по отношению к ним или членам их семейств. Учитывая это определение, к данной группе относятся граждане России, которые жили на территории другой страны и были вынуждены покинуть ее в силу вышеперечисленных причин, а также российские граждане, которые были вынуждены переселиться из одного субъекта РФ в другой.

Также к этой категории могут относиться граждане бывшего СССР, которые на постоянной основе проживают на территории бывшей республики СССР, получившие статус беженца в РФ и утратившие его после получения российского гражданства, если имеют место обстоятельства, которые препятствуют их обустройству на территории России.

Этот статус также может быть присвоен иностранному гражданину или особе, которая не имеет гражданства, при условии постоянного проживания на законных основаниях в России и смене места проживания в пределах РФ.

Согласно российскому законодательству беженцем является особа, которая не имеет российского гражданства и в силу возможности преследования из-за расы, гражданства, политических взглядов, вероисповедания или прочих признаков не может находиться в государстве собственной гражданской принадлежности и не пользуется зашитой данной страны в результате опасений за личную безопасность; или, если человек без гражданства не может пребывать в стране, где он проживал ранее, что является следствием таких опасений. Однако важно понимать, что статья 2 ФЗ «О беженцах» устанавливает, что действие закона не относится к некоторым особам, которые отвечают определению беженца:

если есть весомые причины полагать, что особой было содеяно преступление, направленное против мира или человечества, или военное преступление, определение которым дано в документах международного уровня, подготовленным для принятия соответствующих мер в случае совершения подобного деяния;

  • если особа содеяла тяжкое преступление, не имеющее политического окраса за пределами территории России и случилось это до того, как человек попал в РФ в качестве лица, которое ходатайствует о получении статуса беженца;
  • если человек совершил поступок, который противоречит задачам и принципам ООН;
  • в случае признания компетентными властями за особой прав и обязанностей, которые взаимосвязаны с его гражданством;
  • если человек уже имеет защиту или получает помощь иных органов или структур ООН, помимо Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Порядок предоставления жилья временного пользования

Процедурные моменты выделения жилища для вынужденных переселенцев и особ со статусом беженца из числа помещений для временного поселения устанавливается двумя документами, разработанными специально для этой категории:

  • Положение о жилищном обустройстве, которое было утверждено Правительством России (Постановление №845 от 08.11.2000 г.);
  • Положение о фонде жилья и его использовании, утвержденном Правительством РФ (Постановление №275 от 09.04.2001 г.).

Эти документы содержат одинаковые нормы, которые определяют механизм формирования жилищного фонда, проведение учета особ для предоставления им из данного фонда жилья и непосредственно выделения помещений. Положения устанавливают, что получить помещение для возможности временного поселения семейства вынужденного переселенца/беженца можно в таких ситуациях если:

  • они не в состоянии самостоятельно определиться с новым местом проживания в России;
  • никто из членов семейства не является обладателем жилья, которое предоставляется по контракту наема;
  • никто из семейства не обладает собственническими правами на жилое помещение.

Выделение жилища из фондов временного поселения возможно исключительно на период, когда действителен статус беженца. Он составляет 36 месяцев.
Решение о выделении жилого помещения принимается комиссией по месту учета тех, кто испытывает нужду в выделении жилья для временного поселения. Плата за эксплуатацию жилища из фондов временного поселения и коммуналку проводится по тарифам, которые установлены для помещений социспользования структурами местного самоуправления по месту нахождения жилья.

Учет вынужденных переселенцев или беженцев, нуждающихся в жилье временного пользования

Учетом беженцев и вынужденных переселенцев, которые нуждаются в получении жилища для поселения на определенное время, занимается комиссия территориального органа по распределению жилых помещений при Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в определенном Министерством порядке. Эта же комиссия выносит решение о возможности выделения такого жилья. Обращаться нужно в орган, который находится по месту пребывания таких особ.

Когда беженцы/вынужденные переселенцы принимаются на учет как особы, которые нуждаются в жилом помещении для временного поселения, в расчет берутся члены их семейств, которые в определенном порядке отнесены к этой же категории, а также их дети, которые не достигли совершеннолетия.
Для того чтобы люди, принадлежащие к данной категории были приняты на учет и могли претендовать на жилище, они должны лично подать в комиссию заявление, форма которого утверждена Министерством, в ведомстве которого находится данная комиссия. Если с заявлением обратится лицо, которое не состоит на учете в определенном территориальном органе этого Министерства, как вынужденный переселенец, его обращение рассматриваться не будет.

Прекращение срока действия договора найма

Когда договор найма жилья заканчивает срок своего действия, проживающие в помещение должны в течение месяца освободить его и провести сдачу по акту. Если они откажутся освобождать помещение в добровольном порядке, к ним будет применено выселение по решению суда.
Важно знать, что законодательством предусмотрена возможность досрочного расторжения договора, причиной для этого может быть:

  • заявление, поданное нанимателем;
  • наличие соответствующего решения комиссии из-за потери особой статуса беженца;
  • покупка или получение иного жилья;
  • выявление в документах, которые были предоставлены, сведений, которые не соответствуют действительности и т.д.;
  • решение судебной инстанции, принятое в результате спора между сторонами.

Иск в судебную инстанцию может подаваться только после того, как истец сделал все возможное, чтобы ситуация была урегулирована в досудебном порядке. Для этого ответчику отправляется заказное письмо с просьбой покинуть помещение с указанием причин для этого (окончание срока действия контракта, утрата статуса беженца и т.д.). Если в течение 30 дней от ответчика не будет получен ответ или полученный ответ не будет соответствовать требованиям, выдвигаемым истцом, он имеет полное право обращаться в суд.

Льготы при покупке жилья для переселенцев в РФ в 2020 году

При переезде в другую страну переселенцев волнует вопрос, где им остановиться на новом месте и какие перспективы в дальнейшем обзавестись собственной недвижимостью. В данной статье рассмотрим, какие льготы при покупке жилья для переселенцев в РФ в 2020 году предусмотрены и на каких условиях граждане могут получить жилье.

Переселение граждан в РФ

В РФ на постоянной основе действует программа переселения соотечественников в РФ, направленная на поддержку лиц, желающих переехать на постоянное место жительство из других стран. Все, кто хотят получить гражданство РФ и пребывать на территории РФ могут поучаствовать в этой программе. Переселенцы по этой программе, прибывшие в РФ из другого государства либо региона РФ имеют возможность получения ипотеки на льготных условиях.

Ипотека для переселенцев

Государство сотрудничает с банками для поддержки льготных категорий граждан, которые не могут самостоятельно в полном объеме взять и погасить банковский кредит на покупку жилья.

Какие категории переселенцев имеют право на льготы при покупке жилья в РФ

Специальных программ для переселенцев при покупке жилья в РФ не существует. Таким лицам помощь предоставляется в рамках программы по переселению в качестве стимулирования смены места жительства при условии выполнения всех требований. Получить льготы при оформлении ипотеки переселенец может в случае, если он относится к категориям социально незащищенных граждан на тех же основаниях. Ниже перечислены следующие льготные категории граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и не могут это осуществить за собственные средства:

  • многодетные семьи;
  • молодые семьи (один из супругов младше 35 лет);
  • военные;
  • молодые учителя;
  • лица, проживающие в коммуналках и общежитиях, квартире или доме, находящемся в аварийном состоянии.

Критерии для переселенцев, оформляющих ипотеку на приобретение жилья

Существуют определенные критерии и правила, которые должен соблюсти переселенец для того, чтобы получить ипотеку на жилье, а именно:

  • получить статус переселенца;
  • доказать факт того, что он действительно нуждается в жилье;
  • поселиться в регионе, который принимает участие в программе переселения граждан;
  • не иметь непогашенной судимости;
  • иметь постоянную работу;
  • иметь стабильный источник дохода.
Читать еще:  Где найти список очередников на получение земельного участка многодетным семьям и как узнать свой номер в очереди?

Льготы при покупке жилья для переселенцев в РФ в 2020 году

В зависимости от льготной категории, к которой принадлежит переселенец зависит и вариант поддержки от государства. Рассмотрим в таблице существующие льготы при покупке жилья для переселенцев в РФ в 2020 году.

№ п/п Вид льготы Описание
1 Молодые семьи Переселенцы могут принять участие в программе «Жилье для молодой семьи», согласно которой семье выделяется до 40% от стоимости жилья в регионе. Деньги можно потратить только на улучшение жилищных условий и процент от суммы рассчитывается в зависимости от региона. Также может быть предоставлена уменьшенная процентная ставка на получение субсидии, которая покроет первоначальный взнос
2 Многодетные семьи Многодетные переселенцы получают возмещение части кредита государством и низкие процентные ставки
3 Представители отдельных профессий Для привлечения нужных специалистов в регион, где ощущается их нехватка, местные органы власти предоставляют льготный кредит на покупку жилья, частичную либо полную компенсацию процентной ставки
4 Военные Переселенцы, проходящие военную службу в РФ, могут получить частичное покрытие кредита государством. Для этого нужно зарегистрироваться в накопительно-ипотечной системе. Через 3 года оформить заявку на получение льготной ипотеки. Накопленные средства будут направлены на оплату первоначального взноса, а ежемесячные взносы будут выплачиваться из средств специального фонда «РосВоенИпотека»
5 Молодые учителя Переселенцам-молодым учителям предоставляют сниженные процентные ставки по кредитам
6 Медицинские работники Переселенцы с медицинским образованием и опытом работы могут участвовать в программе «Земский доктор», цель которой – привлечение в малонаселенные регионы квалифицированных кадров и обеспечить их жилищными условиями. Также можно получить субсидию на покупку жилья

Рассмотрим пример. Семья медиков Петренко, проживающая в Армении, в рамках программы переселения соотечественников в феврале 2020 года переехала на территорию РФ в Карелию. Согласно государственной программы они получили квартиру в данном регионе и трудоустроились в местную поликлинику как специалисты, имеющие опыт работы в медицинском учреждении и высшее медицинское образование.

Понятие негосударственной льготной ипотеки

Переселенцы имеют право оформить ипотеку по негосударственным программам. Их предоставляют крупные компании для своих сотрудников, поэтому трудоустроившись в такую организацию, можно получить ипотеку. Основными условиями для получния льготной ипотеки от организации являются период работы в компании, характеристика сотрудника и заинтересованность в его дальнейшем росте и развитии.

Порядок оформления переселенцами ипотечного кредита на льготных условиях

Рассмотрим алгоритм действий переселенца при оформлении льготной ипотеки

Шаг 1 – Найти подходящее жилье.

Шаг 2 – Если переселенец имеет удостоверение участника Программы переселения в РФ, оформил РВП либо ВНЖ, то он имеет право на оформление заявки на ипотеку на льготных условиях. Порядок подачи заявления для переселенцев аналогичен с другими категориями граждан.

Шаг 3 – Обратиться в банковское учреждение. Банк выдает средства под конкретный объект, который будет выступать в роли залогового имущества. Заявка стандартного образца заполняется прямо в банке. К ней прилагается весь собранный пакет бумаг. Сотрудники банка особое внимание уделяют проверке кредитной истории заемщика, что влияет на принятие решения. После рассмотрения заявления банк принимает решение.

Шаг 4 – Подписать договор и оплатить сумму за жилье.

Документы, которые прилагаются к заявлению на льготную ипотеку:

  • Паспорт или ВНЖ;
  • Копия трудовой книжки;
  • Справка о доходах;
  • Справка о составе семи;
  • Документ, подтверждающий принадлежность переселенца к льготной категории;
  • Свидетельство о браке;
  • Свидетельства о рождении детей.

Также дополнительно к этому перечню банк может потребовать и другие документы на свое усмотрение для подтверждения платежеспособности.

Ипотека для переселенцев, которые не оформили ВНЖ или РВП в РФ, реальна к выдаче в иностранных представительствах финансовых учреждений в РФ. В большей же части российских банков основное требование – гражданство РФ. Коммерческие банковские учреждения могут выдать кредит при условии, что переселенец является налогоплательщиком в РФ. Для этого нужно иметь контракт с работодателем, иметь разрешение на работу в РФ и все подтверждающие документы.

Получить льготу при покупке жилья переселенцем в РФ в 2020 году вполне реально и для этого действует ряд программ для льготных категорий граждан и прочие варианты получения ипотеки. Для этого нужно соблюдать процедуру и иметь нужные документы.

Жилье для переселенцев и беженцев как социальная гарантия от государства

В последние несколько лет количество людей, которые приезжают из других стран для проживания в РФ, резко возросло, что вызвано различными причинами. Причем большинство из них являются беженцами и вынужденными переселенцами.

Это вызвало острую необходимость более тщательного правового регулирования статуса таких граждан и предоставления им определенных привилегий. В частности, одной из них является возможность получения от государства жилья, особенности которой стоит рассмотреть более подробно.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Законодательное регулирование вопроса

В частности, к ним относятся:

  • ФЗ «О вынужденных переселенцах»;
  • ФЗ «О беженцах».

Кроме этого, вопросам предоставления таким субъектам жилья на территории РФ посвящена отдельная ст. 108 Жилищного кодекса РФ. Также определенное регулирование может осуществляться и региональными законодательными актами.

Юридический статус беженца

Главное различие между беженцами и вынужденными переселенцами заключается в наличии или отсутствии у данных субъектов российского гражданства.

При этом свою страну такой субъект покинул при наличии опасений за свою жизнь (или своих близких) и при угрозе стать жертвой преследований по таким признакам:

  • раса;
  • вероисповедание;
  • национальность;
  • гражданство;
  • политические убеждения;
  • язык;
  • принадлежность к определенной социальной группе и т. п.

В силу этих причин он не может (или не желает) пользоваться защитой своей страны и возвращаться на ее территорию. Поэтому он вынужден находиться на территории другого государства и может пользоваться правами и свободами, которые ему при этом предоставляются.

Получение этого статуса дает данным субъектам право проживать на территории РФ, устраиваться на работу, пользоваться медицинскими услугами, снимать жилье и т. п. И хотя гражданами России они не являются, необходимости регистрировать свое временное пребывание в стране у них нет.

При наличии оснований и признаков, которыми должен обладать беженец, такой субъект должен обратиться в соответствующий орган с ходатайством и пакетом необходимых документов. Срок его рассмотрения составляет три дня.

В случае принятия положительного решения по данному обращению заявителю выдается удостоверение беженца, которое действительно в течение трех лет или до тех пор, пока он не вернется в свое государство. Именно на такой срок ему предоставляются все права и льготы, предусмотренные в законодательстве для данной категории лиц.

Статус вынужденного переселенца

Второй рассматриваемой категорией являются вынужденные переселенцы. В отличие от беженцев, они имеют российское гражданство, но в силу определенных причин вынуждены:

  • покинуть один из субъектов РФ и переехать в другой;
  • покинуть территорию иностранного государства, где они проживают, и вернуться в Россию.

Причины, по которым происходит такой переезд, аналогичны тем же, что и для беженцев. То же самое касается и процедуры получения статуса вынужденного переселенца.

Единственное различие состоит в перечне документов, которые необходимы для проведения данной процедуры, а также в периоде действия выданного удостоверения. Для переселенцев он составляет 5 лет.

Сделки с недвижимостью с участием несовершеннолетних — насколько это законно?

Как выделить долю в частных случаях, вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по ссылке.

Жилищные права

После оформления статуса беженца или вынужденного переселенца граждане получают примерно одинаковые права, в том числе и в жилищной сфере. В частности, они могут получить для проживания жилье из специализированного жилищного фонда, который формируется во всех регионах РФ.

Переселенец может получить жилье при таких условиях:

  • у него нет возможности самостоятельно найти себе новое место для проживания;
  • ни один из членов его семьи не имеет жилого помещения (как на правах собственности, так и по договору социального найма).

К беженцу, помимо данных требований, предъявляются еще и дополнительные.

Получение жилья происходит в порядке очередности, которая определяется территориальным органом миграционной службы. Наниматель может только пользоваться им, никаких других действий предпринимать он не может. Даже для подселения на свободное место третьих лиц ему требуется разрешение от миграционной службы.

Срок возможного пользования предоставленным помещением равен периоду, на который оформляется статус субъекта. То есть он составляет максимум 3 года и 5 лет для беженцев и переселенцев соответственно. После окончания данного срока договор найма может быть продлен, если то же самое произойдет и со статусом гражданина.

Таким образом, можно заметить, что более широкие жилищные права предоставляются, в первую очередь, переселенцам, поскольку они являются гражданами РФ. Что касается беженцев, то им для получения жилого помещения необходимо доказать тот факт, что они в нем действительно нуждаются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Читать еще:  В какой срок рассматривается апелляционная жалоба для Вас

Порядок предоставления жилья для переселенцев и беженцев в рф

ПЕРМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ

АДВОКАТ

МЕРКУЛОВ ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ

614039, г. Пермь, ул. Сибирская-49, оф.208

+7 (912) 881 19 61

Сайт адвоката Меркулова Валерия Юрьевича

АДВОКАТ В ПЕРМИ

Категории дел

Контакты

Мы ответим на любые Ваши вопросы

+7 (912) 881 19 61

Запишитесь к нам для личной консультации

с 9.00 до 21.00 ежедневно

Вы можете связаться с нами

Предоставление жилых помещений вынужденным переселенцам и беженцам

Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами Жилищный Кодекс РФ не регламентирует. В ст. 108 ЖК РФ установлена отсылочная норма, согласно которой указанные отношения регулируются федеральными законами.
Федеральный закон РФ “О вынужденных переселенцах”, а также федеральный закон РФ “О беженцах” непосредственно не регулируют отношения, указанные в ст. 108 ЖК РФ.
В настоящее время жилищные отношения с участием вынужденных переселенцев и беженцев регламентированы подзаконными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Оно определяет порядок формирования и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, в частности порядок предоставления жилых помещений из указанного фонда, порядок заключения и расторжения договора найма, права и обязанности лиц, которым предоставлены соответствующие жилые помещения. Действует также Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев.
Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений беженцам, урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 “О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании”. Порядок учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях, из фонда жилья для временного поселения и предоставления им указанного жилья утвержден Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 05.10.2001 N 83.
Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 “Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений”. Указанными типовыми договорами необходимо руководствоваться на практике при заключении соответствующих договоров найма с вынужденными переселенцами и беженцами.
Поскольку пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения обусловлено наличием статуса “беженец” или “вынужденный переселенец”, законодатель устанавливает ряд ограничений на его правовое регулирование. Оно не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду.

Правовой режим жилых помещений фонда
для временного поселения вынужденных переселенцев

К указанному фонду жилья относятся:
1) дома;
2) квартиры;
3) общежития;
4) другие жилые помещения.
Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 97 ЖК РФ жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном Федеральным законом порядке вынужденными переселенцами. Специальный фонд для вынужденных переселенцев создается органами государственной власти или местного самоуправления при непосредственном участии либо по согласованию с органом федеральной либо региональной миграционной службы. Жилые помещения этого фонда предоставляются лицам, которые в соответствии с действующим законодательством признаны вынужденными переселенцами.
В соответствии с Законом РФ “О вынужденных переселенцах” (ст. 1) вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По изложенным выше обстоятельствам вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем также признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившее место жительства в пределах территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в вышеназванном Законе.
Представляется необходимым отметить, что вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции по месту своего нового пребывания.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.
При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается свидетельство о регистрации его ходатайства.
Лицо, получившее статус вынужденного переселенца, вправе требовать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления кроме прочих предоставления полного перечня населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, а также информации об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Вынужденные переселенцы могут проживать в указанном жилом помещении в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Вынужденные переселенцы имеют лишь права пользования предоставленным им жилым помещением. Им не принадлежит право на приватизацию, обмен, бронирование, сдачу жилого помещения в поднаем, аренду или субаренду.
Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешается раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, управомоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Ограничения перечисленных полномочий указанных лиц установлены потому, что фонд жилья (если оно не арендуемое), к которому относиться предоставленное этим лицам жилое помещение, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца, обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Правовой режим жилых помещений фонда
для временного поселения лиц, признанных беженцами

Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, – это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанных беженцами, и членам их семей. Этот фонд предоставляется для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории Российской Федерации, в течение срока признания их беженцами. К фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения. Рассматриваемый фонд жилья, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 97 ЖК РФ жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, переданы для временного проживания лиц, признанных в установленном Федеральным законом порядке беженцами. Указанная статья ЖК РФ объединяет в одну категорию лиц как вынужденных переселенцев, так и лиц, признанных беженцами по тому критерию, что предоставляемые им жилые помещения предназначены им для временного поселения. В целом же жилищно-правовой статус, как и какой-либо иной статус указанных лиц, не одинаков, в силу чего он и определяется разными законами и разными нормативно-правовыми актами.
На основании Федерального закона “О беженцах” беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу влияния обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не может пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства, в результате подобных событий не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Положение Федерального закона “О беженцах” не распространяется на лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Признание лица беженцем осуществляется в порядке и по основаниям, которые определяются ФЗ “О беженцах”. Лицу, признанному беженцем, принадлежит комплекс прав, в том числе и право пользования жилым помещением, предоставляемым в порядке, определенном Правительством РФ. Поскольку лицу, признанному беженцем, передается лишь правомочие пользования, то жилое помещение из фонда жилья для временного поселения не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднаем. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешается раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Право пользования жилым помещение теряется в случае получения, найма другого жилья лицом, признанным беженцем. Утрата лицом статуса беженца или лишение такого статуса также влечет лишение права пользования жилым помещением.

Читать еще:  Как сделать временную регистрацию по месту пребывания

Порядок предоставления жилья для переселенцев и беженцев в рф

Овчар Александр Владимирович
Коноплёв Сергей Вячеславович
юристы, участники рабочей группы
«Красный ответ»

Сегодня десятки тысяч беженцев в России испытывают затруднения с поиском приемлего по цене жилья, а между тем данные лица имеют законную возможность получения жилья для временного проживания. Речь здесь идёт о жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, которые предоставляются соответствующим лицам путём заключения договора найма между ними и территориальным органом Минфедерации России. Вообще говоря, договор найма действует в пределах действия статуса беженца, а оплата за жильё и коммунальные услуги производится по ставкам и тарифам, установленным для жилых помещений социального использования органом местного самоуправления по месту расположения жилого помещения.

Процесс получения беженцем жилого помещения для временного поселения регламентирован

Сразу же сделаем небольшое отступление по поводу соответствующего уполномоченного органа, фигурирующего в Порядке – Минфедерации России. Дело в том, что Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 Минфедерации России упразднено, а его функции были переданы различным другим государственным органам. На сегодняшний день вопросы фонда жилья для временного поселения, предназначенного для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей регулируются статьёй 11 ФЗ “О беженцах” , в которой, в частности, за территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, установлена функция определения очерёдности предоставления жилого помещения из фонда. Так как территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции является территориальный орган ФМС РФ, а вышеназванный Приказ от 05.10.2001 N 83 не отменён и сохраняет свою силу, то представляется правомерным при осуществлении практических действий согласно анализируемому Порядку адресатом заявлений, обращений и, если шире, субъектом взаимодействия с беженцем считать вместо Минфедерации РФ (территориального органа Минфедерации РФ) соответственно ФМС РФ (территориальный орган ФМС РФ).

В данном материале используется установленное Порядком обозначание “Минфедерации РФ”, но при практическом использовании вышеизложенное отступлении следует принять во внимание.

Первым делом беженцу необходимо встать на учёт нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения (далееучёт), для чего он лично подаёт в комиссиию соответствующего территориального органа Минфедерации России заявление по установленной форме, к которому прилагаются документы, установленные пунктом 6 Порядка:

– удостоверения беженцев всех членов семьи, достигших возраста восемнадцати лет;
– свидетельство о браке или расторжении брака;
– акт проверки жилищных условий, составленный соответствующим органом местного самоуправления по месту жительства (пребывания) заявителя и членов его семьи на момент подачи заявления, или справка администрации центра временного размещения (ЦВР), подтверждающая факт проживания заявителя и членов его семьи в центре.

Обратите внимание, что датой подачи заявления считается день представления беженцем всех необходимых документов (п. 6 Порядка). Если всё в порядке, то заявление регистрируется комиссией в специальной книге регистрации, далее в течение 7 дней с даты подачи заявления комиссия обязана рассмотреть его и издать решение о принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения либо об отказе в принятии на учет (п. 7 Порядка).
Вышеуказанное решение оформляется протоколом, фиксируется в книге регистрации заявлений и в письменной форме доводится до сведения заявителя, впоследсвии оно может быть обжаловано в Минфедерации России или в суд (п. 8 Порядка).

На лицо, принятое на учёт, формируется т.н. учётное дело, в котором должны содержаться все документы (копии), являющиеся основанием принятия на учёт, а также решения комиссии, затрагивающие интересы этого лица (его семьи).
Однако беженец может быть снят с учёта решением комиссии, основания которого перечислены в пункте 13 Порядка:

а) личное заявление;
б) изменение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для принятия на учет, в том числе получение, приобретение, найм другого жилья в жилищном фонде любого вида;
в) утрата или лишение в установленном порядке статуса беженца;
г) снятие с учета территориального органа Минфедерации России в связи с выездом к новому месту пребывания за пределы данного субъекта Российской Федерации;
д) выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения.

Предоставление жилых помещений для временного поселения регламентируется нормами одноимённого 3-го раздела Порядка (п.п. 14 – 25), осуществляется в порядке очерёдности, исходя из его фактического наличия и по нормам, установленным жилищным законодательством.
Какая же положена площадь? Согласно ч. 4 ст. 11 ФЗ «О вынужденных переселенцах», жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Аналогичная норма содержится в ФЗ «О беженцах» (п. 4 ст. 11).
Согласно п. 18 Порядок учёта лиц, признанных беженцами. жилое помещение для временного поселения предоставляется исходя из его фактического наличия по нормам, установленным жилищным законодательством для общежитий, что составляет не менее 6 квадратных метров на человека (п. 11 Примерного положения об общежитиях (утверждено Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328).

Итак, при успешном прохождении предыдущих этапов и при осуществлении и наличии соответствующих условий (очерёдность, фактическое наличие жилья и его нормированность), комиссией принимается решение о предоставлении беженцу жилого помещения для временного поселения. О принятом решении данное лицо уведомляется в письменной форме с указанием даты прибытия в территориальный орган Минфедерации России для оформления документов на вселение. При согласии лица, признанного беженцем, на вселение в предложенное жилое помещение территориальный орган Минфедерации России заключает с ним договор найма в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор найма заключается на срок, не превышающий срока действия статуса беженца (п. 19 Порядка). Беженцы, проживающие в субъектах России, на территории которых не создан фонд жилья для временного поселения, могут обеспечиваться жилыми помещениями из соответствующих фондов других субъектов России, если такая возможность в этих субъектах существует и установлена Минфедерации РФ.

Важно учитывать обстоятельства, по которым договор найма расторгается досрочно (п. 23 Порядка):

а) по заявлению нанимателя;
б) по решению комиссии в случае:
утраты или лишения статуса беженца;
получения (приобретения) другого жилья или завершения строительства индивидуального жилья;
отсутствия (неиспользования предоставленного жилого помещения) без уважительных причин свыше шести месяцев;
выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для предоставления жилья;
в) по решению суда в случае возникновения спора.

Ну и:
По окончании срока действия договора найма или при его досрочном расторжении проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить его и сдать наймодателю по акту. В случае отказа от добровольного освобождения жилого помещения указанные лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения” (п. 24 Порядка).

Ссылка на основную публикацию