Лесной сервитут - право ограниченного пользования чужими лесными участками

Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными участками

Что нужно знать о сервитуте на лесной участок и что говорит о нем закон?

Если вы владеете лесными угодьями, то вы можете вступить в правоотношения с соседними собственниками – заключить лесной сервитут.

Его заключение дает вам как права, так и налагает обязанности.

О том, для каких целей требуется сервитут и как его заключить, пойдет речь в данной статье.

Кроме того, наши специалисты предоставят информацию о законодательных актах, на которые опирается право пользования сервитутом на лесной участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях. В зависимости от его вида, у вас может быть разный набор возможностей использования лесных ресурсов.

Виды права ограниченного пользования чужими участками

Сервитут подразделяют на публичный и частный. Публичный, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Помимо прочего, факт нахождения в лесу накладывает на граждан ряд обязательств. Например, они обязаны заботиться о пожарной безопасности лесополосы, не допускать засорения леса, вырубки деревьев и иных мероприятий, разрушающих инфраструктуры леса.

Частный лесной сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

Узнать, чем отличаются публичные и частные сервитуты можно в этой статье.

На какие законодательные акты он опирается?

Все граждане могут свободно находиться в лесу – это закреплено 21 статьей Лесного кодекса. Это относится, в первую очередь, к публичному сервитуту.

А вот частный сервитут контролируется статьями 274, 275, 276 и 277 ГК РФ. В том числе, опираясь на них можно установить порядок перемещения по соседнему лесному участку.

В чем смысл данного обременения?

Допустим, вы занимаетесь постройкой чего-либо в лесу. Для этого вам требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей.

Тогда вы можете установить с ними договор. Ваш сосед может позволить вам использовать его территорию в ваших целях, но, конечно, имеет полное право запросить с вас соответствующую оплату.

Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Примеры и основания установления

Основное их назначение– определить порядок и возможность использования лесных угодий, вам не принадлежащих. Поэтому сервитуты различаются, каждый из них может иметь различные цели и пути их реализации.

Сюда относят:

  • определение порядка проезда и прохода по соседним лесным территориям;
  • возможность прокладки линий электропередач;
  • прокладка газопровода;
  • развитие сетей дорожных коммуникаций – прокладка новых дорог и расширение (или удлинение) старых;
  • обеспечение коммуникации;
  • наладка водоснабжение, мелиорации;
  • любые другие изменения, которые модифицируют лесной участок и не могут быть достигнуты без заключения сервитута.

Чем может быть ограничено право публичного пользования?

Несмотря на общий характер лесных соглашений, граждане могут иметь некоторые ограничения в правах в связи со следующими факторами:

  1. Есть судебное решение, запрещающее заниматься некоторыми видами промысла (например, в заповедниках нельзя собирать редкие растения).
  2. Существуют акты государственных или местных руководящих органов на использование лесных угодий, в том числе их посещения, если речь идет о заповедных зонах.
  3. На данной местности действует частный сервитут, накладывающий ограничения на некоторую деятельность.

Цели заключения

Основное предназначение договора – закрепить взаимоотношения между собственниками лесных угодий в правовой форме. Разумеется, вы можете действовать по неформальной, устной договоренности. Однако, при любом возникновении споров этот договор, как вы понимаете, не имеет никакой силы.

Приведем пример: Допустим, вы договорились с соседом о том, чтобы использовать его дороги для проезда своей техники. И вдруг в один «прекрасный» момент его это перестает устраивать, и он обращается в суд. Никакой защиты у вас в таком случае нет. Фактически, вы использовали чужие земли для своих целей, делая это незаконно. Поэтому вас могут призвать к ответственности.

Сервитут же устанавливает правоотношения между собственниками. Поэтому при его заключении не может быть вышеприведенных эксцессов. Все точно описано и документально закреплено.

Как его установить?


Если вы хотите установить соглашение с владельцами соседних угодий, то порядок действий таков
:

  1. Обратиться к ним с просьбой официально заверить правоотношения.
  2. Если соглашение было достигнуто, то подписать договор, в котором будет указано, на какие земли распространяется сервитут, для каких целей он был заключен, права и обязанности каждой стороны по предоставлению и использованию земель. После подписания договора его необходимо зарегистрировать таким же образом, как и любой другой договор на недвижимое имущество.
  3. Если в договоре была указана оплата за услугу, то произвести ее.
  4. Если соглашения не было достигнуто, то вы имеете право обратиться в суд и потребовать его заключения.

Естественно, любое судебное решение, касающееся ваших отношений с лесодателем, может быть оспорено в вышестоящих инстанциях.

Заключение

Если вам потребовалось использовать землю соседей для своих целей, то верным решением будет оформление лесного сервитута.

Его заключение – довольно простая процедура, а вот его отсутствие – потенциальные проблемы, которые могут привести к печальному результату.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

– право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

– право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

– право аренды лесных участков;

– право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 – 8 ЛК РФ.

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, – положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели – для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками – невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

Читать еще:  Увольнение за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения для Вас

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях – без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

– гражданам – для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

– религиозным организациям – для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).

Прежде лесной сервитут был своеобразным правовым институтом, имеющим мало общего с ограниченным правом пользования чужим земельным участком в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации. Так, ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним Лесным кодексом право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает несколько иное определение публичного и частного сервитута. Согласно ст. 23 ЗК частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Далее ЗК определяет цели установления публичного сервитута. Так, в п. 3 ст. 23 определено, что публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) свободного доступа к прибрежной полосе. ЗК установлен исчерпывающий перечень случаев, когда может быть принят закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что в соответствии с Земельным кодексом земельный участок может быть обременен публичным сервитутом только для целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК, нормативным правовым актом органа государственной власти или местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Как уже отмечалось ранее, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, в соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Таким образом, частный сервитут в соответствии с ГК может обременять земельный участок в интересах собственника соседнего или другого земельного участка, для его нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (причем перечень таких нужд является открытым). Порядок установления частного сервитута определяется пунктом 3 указанной статьи ГК: сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Итак, рассмотрев указанные правовые нормы, можно сделать вывод, что Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ понимал лесной сервитут гораздо шире определений, установленных земельным и гражданским законодательством: под публичным лесным сервитутом Лесным кодексом понималось право граждан свободно пребывать в лесах, а частный лесной сервитут представлял собой ограничение прав пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками, не входящими в лесной фонд лесами в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

В новом ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, а также законодательством РФ о концессионных соглашениях, если иное не предусмотрено ЛК РФ. В ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, но он не именуется в качестве такового в отличие от ЛК РФ 1997 г.: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Понятие недревесных лесных ресурсов расшифровывается в ст. 32 ЛК РФ. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Читать еще:  Увольнение по статье за воровство и как его правильно оформить

Нормы ст. 11 ЛК РФ по своему смыслу рассчитаны на пребывание не только в тех лесах, основная часть которых (на землях лесного фонда) остается федеральной собственностью, но и на лесных участках в составе земель иных категорий. В соответствии с п. 8 ст. 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Между тем само содержание публичного сервитута сужено по сравнению с предыдущим ЛК РФ. Например, в новом ЛК РФ из формулировки прав граждан исчезла возможность, закрепленная законодателем, бесплатно участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. Представляется, это совершенно необоснованно. По поводу сбора лекарственных растений гражданами для своих нужд (выздоровления) можно отметить следующее. В ст. 11 ЛК РФ (пребывание граждан в лесах) такой нормы теперь нет. Такая возможность присутствует в ст. 35 ЛК РФ, регламентирующей заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Специфической особенностью публичного лесного сервитута является состав сторон: он строго определен законодателем. С одной стороны – это Российская Федерация, а с другой стороны – неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования (так называемое общедоступное лесопользование). Участие юридических лиц в данном сервитутном правоотношении не предусмотрено.

Сервитут является одним из вещных прав. В качестве такового он подлежит регистрации в том порядке, который установлен для регистрации прав на недвижимость. На практике ничего подобного нет. Поскольку лесом может пользоваться неопределенное количество людей, регистрация их прав становится невыполнимой даже с чисто формальной стороны. Более того, как всякое имущественное право сервитут в случае его нарушения подлежит возмещению.

Следующей особенностью публичного лесного сервитута является отсутствие возможности требовать платы за осуществление публичного лесного сервитута. А по отношению к частному лесному сервитуту это возможно. Для осуществления публичного лесного сервитута не требуется получение специальных разрешительных документов на участки лесного фонда. Понятие публичного сервитута в ЗК РФ частично дублирует содержание лесного сервитута, что является еще одним доводом в пользу того, что в ЛК РФ установлен публичный лесной сервитут. В нормах обоих кодексов допускается пользование земельным (лесным) участком для прохода и пребывания в нем, возможности сбора дикорастущих растений.

Предыдущий ЛК РФ 1997 г. устанавливал, как уже указывалось, частный лесной сервитут в ст. 21. В тех случаях, когда речь идет о публичных лесных сервитутах, то одной из сторон является собственник лесов – Российская Федерация, а другой – неограниченный круг лиц, не являющихся собственниками, осуществляющими право общего лесопользования (касательно частного лесного сервитута, то субъектами правоотношения на этой стороне могут быть только лесопользователи). Частный сервитут имеет совсем другую природу: ограничения права лесопользования должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

В действующем ЛК РФ понятия частного лесного сервитута, как и публичного, не дается. В ст. 23 ЗК РФ содержится отсылочная норма на ГК РФ: частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Определение сервитута, содержащееся в ГК РФ, как уже говорилось, не годится для частного лесного сервитута. Поэтому в качестве частного лесного сервитута можно рассматривать п. 4 и п. 5 ст. 11 ЛК РФ. Они устанавливают, что пребывание граждан может быть ограничено: 1) в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые ограничен в соответствии с федеральными законами; 2) в целях пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Такое ограничение может устанавливаться на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений. Таким образом, данные нормы по своему смыслу являются схожими с нормой ст. 21 ЛК РФ 1997 г., устанавливавшей определение частного лесного сервитута.

Примером частного сервитута может служить возможность использования лесного участка для размещения пасеки.

В соответствии с п.3.1 ст.38 ЛК РФ для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут.

Сервитуты полностью соответствуют возможности использования леса на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях), который был закреплен в ст. 22 предыдущего ЛК РФ. Суть этого принципа состояла в следующем. При условии разумного ведения хозяйства один и тот же участок леса можно использовать одновременно в различных целях: вести заготовку древесины, осуществлять побочное лесопользование, использовать его в культурно-оздоровительных целях и т. п. Уникальная способность леса к восстановлению обусловливает возможность постоянного и неистощительного лесопользования на основе регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользования им.

В действующем ЛК РФ этот принцип не закреплен. Но близким к нему является принцип многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, предусмотренный в п. 4 ст. 1 ЛК РФ.

Вместе с тем, одной из важнейших проблем использования лесных участков является отсутствие работающего механизма разрешения конфликтов различных лесопользователей при столкновении их интересов. Как следует из ст. 274 ГК, сервитут представляет собой чрезвычайный метод разрешения конфликта интересов собственника земельного участка с лицами, нуждающимися в использовании этого участка, когда другие варианты решения проблемы невозможны. В случае с лесными участками, находящимися на землях лесного фонда, конфликт интересов возникает, как правило, между пользователями лесными участками либо между пользователями лесными участками и третьими лицами, и в данной ситуации право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в том виде, в котором оно установлено в земельном и гражданском законодательстве, не способно стать инструментом решения указанной проблемы.

Верный выбор

Чем быстрее вы обратитесь за помощью к юристу, тем больше вероятность вынесения положительного решения в вашу пользу.

Помните, что помощь юриста может оказаться просто бесценной уже при первой консультации.

Почему мы?

Решением суда с меня были взысканы алименты в твердой денежной сумме. Но такая сумма для меня была непосильно высокой. К кому бы я не обращался, все говорили, что тут ничего не сделать. Но эти юристы сделали невозможное! Благодаря их высокому профессионализму и грамотной защите суд снизил размер алиментов вдвое! Огромное Вам спасибо!

В 2008 году мы с мужем купили квартиру в ипотеку. Прошло шесть лет. У мужа возникли проблемы на работе, зарплату не выдавали несколько месяцев, я была в декрете. За ипотеку образовалась задолженность. Банк подал в суд, требовали расторгнуть договор и выплатить сумму по договору, говорили, что квартиру продадут с торгов. Незнаю где бы мы сейчас были, но юристы сделали просто чудо.

Сервитуты в лесу

Использование лесов на основании права ограниченного пользования (сервитута) теперь регламентировано.

Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Как следует из ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Частью 3.1 ст. 38 ЛК РФ установлено, что для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы широкие полномочия по распоряжению лесными участками, в том числе и полномочия по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.

Теперь остановимся подробнее на порядке заключения соглашений об установлении сервитута в отношении находящихся в федеральной собственности лесных участках из состава земель лесного фонда как предоставленных в пользование так и не предоставленных в пользование.

В случае, если лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если законом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

В случае, если лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности».

В соответствии с данным Порядком размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, а размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Читать еще:  Как избежать рисков при покупке недвижимости?

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута.

В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Для заключения соглашения об установлении сервитута заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка

В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Соглашение об обременении

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.

Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.

Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.

Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:

Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.

Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:

  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Право аренды земельного участка может переходить по наследству.

Максимальный срок аренды земли составляет 49 лет. Подробнее об условиях данного вида аренды читайте здесь.

Хотите взять ипотеку в “Абсолют банке”? Описание условий и ипотечных программ вы найдете в нашей статье.

Особенности лесного сервитута

Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору). Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.

Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.

Публичный лесной сервитут может быть прекращён решением собственника лесного участка (органа исполнительной власти), согласно п.1 ст. 276 ГК РФ, если в данном публичном сервитуте отпала необходимость.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
  • Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
  • Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
  • Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.

Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.

Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:

  • Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
  • Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.

Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:

  • Прекращения такого сервитута;
  • Установления платы за него;
  • Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.

На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.

Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса. Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию