Когда допускается использование земель запаса?

Когда допускается использование земель запаса?

Статья 103 ЗК РФ. Земли запаса

Новая редакция Ст. 103 ЗК РФ

1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Комментарий к Статье 103 ЗК РФ

Согласно положениям комментируемой статьи к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. Целями создания данных фондов является перераспределение земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земель запаса возможно только в случае, если они включены в границы охотничьих угодий, либо после перевода их в другую категорию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” . Судебная практика изобилует делами по незаконному использовании земель запаса . В 2013 году в ВАС РФ была подана надзорная жалоба по вопросу использования земель запаса. Суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок отнесен к землям запаса, поэтому в силу ст. 103 ЗК его использование допускается только после перевода в другую категорию. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения (в составе фонда перераспределения земель). Суд кассационной инстанции, изменяя постановление апелляционного суда, исходил из того, что согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к категории земель запаса, доказательства изменения категории земельного участка в материалах дела отсутствуют. На этом примере видно, как неоднозначно применение судами норм о землях запаса.
——————————–
СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5276.

Постановление ФАС ВСО от 06.04.2011 по делу N А58-3160/09; Постановление ФАС ВСО от 04.04.2011 по делу N А58-3163/09; Постановление ФАС ДО от 01.09.2011 N Ф03-4023/2011 по делу N А51-18565/2010.

По данным Государственного доклада Минприроды России “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году” земли запаса составляют 5,9% (101,3 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ.

Другой комментарий к Ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации

Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий. Если сравнить, например, земли запаса с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д., то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что земли запаса никому не предоставлены для использования. Земли запаса – это земли, целевое назначение которых еще не определено. Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

Поскольку целевое назначение этих земель не определено, то ГрК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса.

В законодательстве установлены некоторые особенности предоставления земель запаса. Так, Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования устанавливает порядок формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режим его использования. Формирование фонда проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса и других земель. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом наличия земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Действует Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда, который может создаваться за счет земель запаса и других земель. Земельные участки из состава этого фонда предоставляются казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель. Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).

Такой перевод допускается, например, в случаях консервации земель (см. комментарий к ст. 14 ЗК РФ).

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве, могут быть переданы в состав земель запаса.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей его дальнейшего использования осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Допускается ли использование земель запаса и каков порядок использования

Землями запаса обычно расширяют прочие категории земель – для удовлетворения растущих запросов промышленных и сельхозпредприятий. Находятся они на контроле местных органов самоуправления и при изменении статуса распоряжение ими (временное или постоянное) переходит к заинтересованным организациям или предприятиям.

Понятие и категории

Земли запаса – это территории, которые принадлежат по праву распоряжения государственным или муниципальным структурам. По принятым нормам недопустима передача данной категории участков нанимателям или в собственность ввиду отсутствия у земли предназначения до момента, пока не будет определена категория конкретного надела.

Однако ст. 45 ЗК РФ допускается возможность проведения отдельных работ на таких территориях:

  • землеустроительные;
  • для пополнения кадастрового реестра;
  • в целях уточнения геодезических показателей;
  • иные действия, цель которых заключается в получении исчерпывающих сведений о местности.
Читать еще:  Как заполнить строку 070 в 6 ндфл для Вас

Формирование категории земель запаса обеспечивается за счет площадей, которые временно выведены из оборота, а именно:

  • участки, предназначенные для сельскохозяйственных работ, чья эксплуатация невозможна из-за критически низкой плодородности или попросту из-за отсутствия необходимости в ней;
  • из категории наделов лесного фонда, использование которых не представляется реализуемым при данных обстоятельствах, а также в случае выделения наделов для строительных работ по возведению крупных промышленных объектов;
  • территории с водоемами естественного предназначения, в связи с чем их невозможно эксплуатировать.

Земли запаса могут быть подразделены на три подкатегории:

  • федеральные – если в установленных пределах расположены объекты государственного значения;
  • региональные – если они располагаются в границах муниципальных структур;
  • муниципальные – иные участки.

Несмотря на запрет, в отдельных случаях эксплуатация данной категории земель все же допускается при наличии острой необходимости и соответствия конкретным требованиям.

Что такое резервирование земель?

Что такое резервирование земель?
Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Особенности

В качестве наиболее важных нюансов можно выделить следующее:

  • несмотря на фактическое отсутствие владельцев, земли зарегистрированы и имеют кадастровый номер, а также иные обязательные документы;
  • нет нужды в согласовании границ участка. Тогда как для других земельных категорий данное правило считается необходимым к соблюдению;
  • нормы градостроительного регламента не затрагивают земли запаса в связи с отсутствием точных данных о дальнейшем назначении территорий.

В большинстве случаев такие участки располагаются за пределами населенных пунктов.

Порядок резервирования

Порядок резервирования
Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Основания

Основаниями для резервирования земельных участков является:

  1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
  2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).

Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Решения о резервировании и его содержание

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

К решению в обязательном порядке прилагается:

— Схема резервируемых земель:

— Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Когда можно использовать

С учетом того факта, что земли запаса включены в специальную группу объектов недвижимости, для их полноценного использования необходимо обеспечить соответствие определенным принципам, которые ограничивают или допускают эксплуатацию такой разновидности ресурсов.

К примеру, закон предусматривает возможность выполнения работ без перевода участка в другую категорию, если:

  • участок не является составляющей территории закрытого типа. При этом ресурсы, которые на нем располагаются, могут быть использованы людьми для удовлетворения личных нужд, будь то сбор ягод, грибов или занятие ловлей рыбы;
  • подразумевается эксплуатация для охотничьих мероприятий или прогона домашнего скота, но при этом остановка животных не может быть проведена;
  • планируется заготовка валежника без вырубки в целях отопления индивидуального жилища без коммерческой выгоды.

Во всех остальных случаях для получения возможности использования земель запаса требуется перевести их в другую категорию.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Правила применения резервного фонда

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Нюансы перевода в другую категорию

Для реализации процедуры нужно потратить немало времени и сил, но по ее результатам от федеральных или муниципальных уполномоченных ведомств предоставляется разрешение на эксплуатацию.

Однако некоторые ограничения все равно остаются. Так, после перевода допустимо использование территорий исключительно по утвержденному предназначению.

Данный процесс может быть инициирован в отдельных случаях, определенных законодательством:

  • необходимость в формировании объектов со специальным режимом эксплуатации и охраны: природные парки или заповедные зоны;
  • необходимость в изменении региональных или муниципальных границ;
  • потребность в проведении консервации земель по причине их износа: актуально при критически низкой плодородности сельскохозяйственных угодий;
  • для строительства важных объектов инфраструктуры из культурной или бытовой категории: образовательные учреждения, медицинские организации, ресурсоснабжающие фирмы, мостовые перекрытия, дороги и т.п.;
  • для обеспечения мер безопасности государственных границ: строительство оборонительных или военных объектов;
  • в целях разработки природных ресурсов с дальнейшим расширением их добычи.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим – внесение корректировок может быть совершено исключительно в законодательном порядке.

Как происходит перевод

Порядок смены категории обеспечен регламентом Федерального Закона «О переводе земель…» № 172 от 2004 года. Последовательность необходимых действий такова:

  • Подготовка заявления. В содержании важно указать следующие сведения:
  • кадастровый номер участка;
  • текущая категория надела и желаемая;
  • основания и цели, в соответствии с которыми было заявлено в необходимости проведении процедуры.
  • Сбор необходимых документов. Перечень определяется конкретными обстоятельствами, но общий список таков:
  • паспорт гражданина;
  • выписка из ЕГРН;
  • заключение экспертной экологической комиссии.
  • Подача бумаг и прошения в соответствующее ведомство – зависит от подкатегории земель. Так, в случае с федеральными участками – обращаться нужно в Правительство РФ, региональными – в исполнительную структуру субъекта РФ, муниципальными – в местную администрацию.
  • Ожидание решения сотрудников уполномоченного органа. По результатам реализованной проверки выносится постановление о присвоении заявленной категории или об отказе в переводе. Если было утверждено положительное решение, то оно оформляется соответствующим образом, а в правоустанавливающих бумагах на землю указывается факт перевода в другую категорию. В случае с отказом составляется письменное обоснование позиции.
Читать еще:  Подробный анализ характеристик земель ижс, снт, днп

Обычно отрицательный ответ получают в ситуации, когда в качестве заявителя выступает лицо, не имеющее на это право, либо же инициатор процедуры представил не все необходимые документы.

Если гражданин не согласен с решением уполномоченного ведомства, он вправе обжаловать его в судебном порядке. Однако для этого ему нужно позаботиться об обосновании собственной позиции.

К примеру, если основанием для отказа стал факт отсутствия обязательных документов, то на удовлетворение исковых требований рассчитывать не нужно.

Уполномоченные органы

Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

  • федеральный транспорт;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение,

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

  • транспорт;
  • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • энергетика;
  • физическая культура и спорт,

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и массовый спорт;
  • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Допускается ли использование земель запаса и каков порядок использования

Территория Российской Федерации разделена на множество категорий. Классификация устанавливается по различным признакам, но наиболее актуальный из них – это предназначение участка, в соответствии с которым определяются ограничения и допущения по эксплуатации.

Отдельно рассмотрим использование земель запаса, ведь на подобных наделах далеко не всегда можно выполнять работы или осуществлять какую-либо значимую деятельность.

Понятие и категории

Земли запаса – это территории, которые принадлежат по праву распоряжения государственным или муниципальным структурам. По принятым нормам недопустима передача данной категории участков нанимателям или в собственность ввиду отсутствия у земли предназначения до момента, пока не будет определена категория конкретного надела.

Однако ст. 45 ЗК РФ допускается возможность проведения отдельных работ на таких территориях:

  • землеустроительные;
  • для пополнения кадастрового реестра;
  • в целях уточнения геодезических показателей;
  • иные действия, цель которых заключается в получении исчерпывающих сведений о местности.

Формирование категории земель запаса обеспечивается за счет площадей, которые временно выведены из оборота, а именно:

  • участки, предназначенные для сельскохозяйственных работ, чья эксплуатация невозможна из-за критически низкой плодородности или попросту из-за отсутствия необходимости в ней;
  • из категории наделов лесного фонда, использование которых не представляется реализуемым при данных обстоятельствах, а также в случае выделения наделов для строительных работ по возведению крупных промышленных объектов;
  • территории с водоемами естественного предназначения, в связи с чем их невозможно эксплуатировать.

Земли запаса могут быть подразделены на три подкатегории:

  • федеральные – если в установленных пределах расположены объекты государственного значения;
  • региональные – если они располагаются в границах муниципальных структур;
  • муниципальные – иные участки.

Несмотря на запрет, в отдельных случаях эксплуатация данной категории земель все же допускается при наличии острой необходимости и соответствия конкретным требованиям.

Особенности

В качестве наиболее важных нюансов можно выделить следующее:

  • несмотря на фактическое отсутствие владельцев, земли зарегистрированы и имеют кадастровый номер, а также иные обязательные документы;
  • нет нужды в согласовании границ участка. Тогда как для других земельных категорий данное правило считается необходимым к соблюдению;
  • нормы градостроительного регламента не затрагивают земли запаса в связи с отсутствием точных данных о дальнейшем назначении территорий.

В большинстве случаев такие участки располагаются за пределами населенных пунктов.

Когда можно использовать

С учетом того факта, что земли запаса включены в специальную группу объектов недвижимости, для их полноценного использования необходимо обеспечить соответствие определенным принципам, которые ограничивают или допускают эксплуатацию такой разновидности ресурсов.

К примеру, закон предусматривает возможность выполнения работ без перевода участка в другую категорию, если:

  • участок не является составляющей территории закрытого типа. При этом ресурсы, которые на нем располагаются, могут быть использованы людьми для удовлетворения личных нужд, будь то сбор ягод, грибов или занятие ловлей рыбы;
  • подразумевается эксплуатация для охотничьих мероприятий или прогона домашнего скота, но при этом остановка животных не может быть проведена;
  • планируется заготовка валежника без вырубки в целях отопления индивидуального жилища без коммерческой выгоды.

Во всех остальных случаях для получения возможности использования земель запаса требуется перевести их в другую категорию.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Нюансы перевода в другую категорию

Для реализации процедуры нужно потратить немало времени и сил, но по ее результатам от федеральных или муниципальных уполномоченных ведомств предоставляется разрешение на эксплуатацию.

Однако некоторые ограничения все равно остаются. Так, после перевода допустимо использование территорий исключительно по утвержденному предназначению.

Данный процесс может быть инициирован в отдельных случаях, определенных законодательством:

  • необходимость в формировании объектов со специальным режимом эксплуатации и охраны: природные парки или заповедные зоны;
  • необходимость в изменении региональных или муниципальных границ;
  • потребность в проведении консервации земель по причине их износа: актуально при критически низкой плодородности сельскохозяйственных угодий;
  • для строительства важных объектов инфраструктуры из культурной или бытовой категории: образовательные учреждения, медицинские организации, ресурсоснабжающие фирмы, мостовые перекрытия, дороги и т.п.;
  • для обеспечения мер безопасности государственных границ: строительство оборонительных или военных объектов;
  • в целях разработки природных ресурсов с дальнейшим расширением их добычи.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим – внесение корректировок может быть совершено исключительно в законодательном порядке.

Как происходит перевод

Порядок смены категории обеспечен регламентом Федерального Закона «О переводе земель…» № 172 от 2004 года. Последовательность необходимых действий такова:

  • Подготовка заявления. В содержании важно указать следующие сведения:
  • кадастровый номер участка;
  • текущая категория надела и желаемая;
  • основания и цели, в соответствии с которыми было заявлено в необходимости проведении процедуры.
  • Сбор необходимых документов. Перечень определяется конкретными обстоятельствами, но общий список таков:
  • паспорт гражданина;
  • выписка из ЕГРН;
  • заключение экспертной экологической комиссии.
  • Подача бумаг и прошения в соответствующее ведомство – зависит от подкатегории земель. Так, в случае с федеральными участками – обращаться нужно в Правительство РФ, региональными – в исполнительную структуру субъекта РФ, муниципальными – в местную администрацию.
  • Ожидание решения сотрудников уполномоченного органа. По результатам реализованной проверки выносится постановление о присвоении заявленной категории или об отказе в переводе. Если было утверждено положительное решение, то оно оформляется соответствующим образом, а в правоустанавливающих бумагах на землю указывается факт перевода в другую категорию. В случае с отказом составляется письменное обоснование позиции.
Читать еще:  Административный отпуск по инициативе работодателя

Обычно отрицательный ответ получают в ситуации, когда в качестве заявителя выступает лицо, не имеющее на это право, либо же инициатор процедуры представил не все необходимые документы.

Если гражданин не согласен с решением уполномоченного ведомства, он вправе обжаловать его в судебном порядке. Однако для этого ему нужно позаботиться об обосновании собственной позиции.

К примеру, если основанием для отказа стал факт отсутствия обязательных документов, то на удовлетворение исковых требований рассчитывать не нужно.

Земли запаса правовой режим и когда допускается использование

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно. Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока. Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке. Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения. Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности,
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка,
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями,
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям,
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону,
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Правила применения резервного фонда

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена,
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено,
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования,
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц,
  • если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности,
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров,
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения,
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок. Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям. А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

Ссылка на основную публикацию