Как ведут государственный земельный кадастр - его цели и задачи

Как ведут государственный земельный кадастр – его цели и задачи

Как ведут государственный земельный кадастр – его цели и задачи

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

1. Государственного и муниципального управления земельными ресурсами.

2. Государственного контроля за использованием и охраной земель.

3. Мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель.

4. Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов.

7. Установления обоснованной платы за землю.

8. Иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности [3].

Законом установлено, что материалы государственного кадастра должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех функций управления земельными ресурсами.

Для обеспечения достижения этих целей главной задачей земельного кадастра является создание организационно-территориальных, экономических, социальных, правовых и экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану всех земель общего земельного фонда Российской Федерации, защиту прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирование земли в гражданском и рыночном обороте.

На уровне муниципального образования задача земельного кадастра заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правого статуса, проведения оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления муниципального образования.

Решение этой задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:

1) организация кадастрового деления подведомственной территории;

2) кадастровый учет земельных участков;

3) кадастровый учет территориальных зон;

4) кадастровая оценка земель;

5) хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой информации.

Основное содержание современного земельного кадастра определяется Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 и заключается в решении следующих вопросов, которые являются его составными частями:

а) осуществление земельной регистрации;

б) количественный учет земель;

в) учет земель по качественным признакам;

г) качественная оценка (бонитировка) земельных ресурсов;

д) экономическая оценка земельных ресурсов;

е) земельно-кадастровая документация.

Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (гражданах, юридических лицах) земельной собственности, землевладельцах, землепользователях, арендаторах, о целевом назначении земельных участков и режиме их использования. Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок, т.е. правоустанавливающих документов.

Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель. Количественный учет подразумевает сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной собственности, землепользователям и арендаторам, распределение по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам федерации и стране в целом. Все изменения количественных показателей фиксируются в учетной документации после их совершения в натуре, т.е. получения землями юридического статуса, правового оформления. Любые другие изменения в площадях, не закрепленные юридически, не могут служить основанием для внесения их в учет.

В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель. Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных территорий агроландшафтов. При этом учитываются их природные свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие породы), рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, солонцеватость, каменистость, заболоченность, переувлажнен-ность и т.д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства.

С использованием количественных и качественных характеристик каждому земельному участку либо почвенной разновидности дается качественная оценка земельных угодий в баллах, что определяет сравнительную ценность (бонитировку) земель по их природным (естественноисторическим) свойствам.

Кроме данных, полученных в результате бонитировки, в документы земельного кадастра вносятся и данные экономической оценки земель, выраженные системой показателей, характеризующих степень использования одних земель по сравнению с другими по доходности.

В настоящее время земля стала выступать не только как объект хозяйствования, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский и рыночный оборот и применением в отношении нее всех имеющихся экономических рыночных атрибутов: кадастровой цены земли, земельного налога, арендной платы за землю, разрешения различных сделок с землей. В этой связи земельно-кадастровая информация является основой для проведения оценки кадастровой стоимости земельных участков как объектов недвижимого имущества и нормального функционирования их в гражданском и рыночном обороте.

Лекция 4. Цели и принципы государственного земельного кадастра

Объектом государственного земельного кадастра является еди­ный земельный фонд Российской Федерации, а предметом — создание и функционирование государственной многоцелевой системы необходимой и достоверной информации о характеристиках и состоянии земельного фонда.

Государственный земельный кадастр ведется для информационного обеспечения следующих процессов:

– регулирования земельных отношений и процессов землепользования;

– формирования государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

– планирования инвестиционной и налоговой политики;

– осуществления различных видов планирования и проектирования в области использования и охраны земель (землеустройство, планировка и т. д.);

– ведения государственного контроля за использованием и охраной земель;

– оценки хозяйственной и иной деятельности субъектов земельных прав;

– создания оперативного и устойчивого земельного оборота;

– защиты прав физических и юридических лиц на земельные участки и разрешения земельных споров;

– признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

– ведения учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

– расчета экономической оценки земель и установления обосно­ванной платы на землю;

– проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель и др.

Основные задачи ведения государственного земельного кадастра: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о землях и размещен­ной на них недвижимости.

Данные государственного земельного кадастра позволяют ре­шить такие проблемы, как:

– передача земельных участков и иной недвижимости в собственность;

– оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;

– совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;

– контроль за объективностью и достоверностью статистических данных;

– формирование рынка ценных бумаг;

– определение месторасположения объекта недвижимости и др.

Исходя из целей и задач государственного земельного кадастра можно выделить следующие принципы его ведения:

1. Многоцелевой и многоуровневый характер. Государственный земельный кадастр является многоцелевой, многоуровневой системой информации о земельных ресурсах страны и ее административно-территориальных образований и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по субъектам земельных отношений, характеристиках объектов земельного кадастра, начиная с кадастрового земельного участка и завершая земельным фондом страны. Кадастр ведут на трех уровнях: муниципальные образования, субъекты РФ и Федерация.

На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, о территориальных зонах и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образо­вания.

На уровне субъекта РФ в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в его муниципальные образования, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного управления и контроля, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта РФ.

На федеральном уровне в государственном земельном кадастре содержатся сведения о государственной границе Российской Федерации, границах субъектов Российской Федерации, сведения о землях в границах субъектов РФ в количестве, необходимом для реализации функций государственного управления и контроля, о территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Фе­дерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности государства.

2. Единство системы земельного кадастра подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения земельного кадастра, формирования системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории РФ или ее субъектов. Этот принцип не исключает необходимости учета региональных особенностей при формировании системы земельного кадастра.

3. Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с информацией других видов государственных ведомственных кадастров (градостроительного, лесного, водного и других кадастров природных ресурсов, Единого государственного реестра прав и др.). Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации.

Это позволит в последующем свести все виды кадастровой информации в единую систему информационных реестров.

4. Непрерывность ведения земельного кадастра. В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому для обеспечения непрерывности ведения земельного кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.

Читать еще:  Можно ли получить налоговый вычет если квартира уже продана?

5. Достоверность и точность земельно-кадастровой информации. Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность и детальность земельно-кадастровой информации отражают степень соответствия ее величин истинному значению характеристик земельного фонда. Точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней должна соответствовать конкретным целям и задачам. Кроме того, в земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом, пока эти изменения не зарегистрированы в установленном порядке в государственном земельном кадастре, существующими их не признают.

Если раньше достоверность обеспечивалась способами получения, учета и хранения сведений о природном, экономическом и правовом положении земель с той степенью точности и достоверности, которая необходима для решения задач, связанных с рациональным использованием земель, то теперь достоверность гарантируется также методикой ведения ГЗК, т. е. порядком проверки, учета и хранения необходимых сведений об объекте учета.

6. Полнота сведений земельного кадастра. Совокупность земельно-кадастровой информации для различных админи­стративно-территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации. Более полную и подробную информацию необходимо собирать для конкретных землевладений и землепользовании, а также для земель местных администраций (сельских, городских, районных), а генерализированная (обобщенная) с различной степенью детализации информация должна собираться для более высоких административно-территориальных уровней — субъектов Российской Федерации (областей, краев и республик в составе РФ) и государства в целом. Таким образом, земельный кадастр на всех уровнях ведения должен содержать все необходимые сведения с целесообразной степенью их детализации. Необходимость сведений кадастра определяется конкретными потребностями общества и отдельных его членов, а степень детализации показателей зависит от уровня ведения кадастра и условий применения земельно-кадастровой информации.

7. Всесторонность и всеохватность земельно-кадастровой информации. Для создания достоверной системы земельного кадастра информация должна отражать все направления в использовании земельного фонда (правовое, экономическое, организационно-хозяйственное и др.). Для получения точных и полных сведений о земельном фонде необходимо учитывать все земли, независимо от их ведомственной или хозяйственной принадлежности, а также форм прав на нее. Любые пропуски или перекрытия искажают кадастровые данные.

8. Юридическая равнозначимость кадастровой информации на электронных и бумажных носителях. При наличии расхождений приоритет имеют данные на бумажных носителях, если иное не оговорено федеральным законодательством.

9. Бессрочность действия земельно-кадастровых документов. Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и карты являются документами вечного пользования. Их уничтожение или изъятия из них каких-либо документов не допускается по закону. Документы, утратившие актуальность, хранят уполномоченные государственные органы (архивы).

10. Формирование системы ГЗК снизу вверх. Ввиду того, что организационной основой системы ГЗК являются земельные органы муниципальных образований (административные районы/города), то государственный земельный кадастр должен формироваться с учетом приоритетного значения этого низшего организационного уровня. Это означает, что введение стандартов, унификация процедур и материально-техническое обеспечение должны быть в первую очередь направлены на улучшение организации работы низовых уровней кадастровой службы. Первоочередными мероприятиями для этого должны стать разработки и введение в практику форм государственного учета, а также правил ведения документации государственного земельного кадастра.

11. Одновременность создания ГЗК на всех административно-территориальных уровнях (государство, регион, муниципальное образование). Этот принцип вытекает из мирового опыта формирования кадастров, который гласит, что кадастр не имеет абсолютно никакой ценности до тех пор, пока он не будет введен в определенном географическом регионе.

12. Обязательность применения земельно-кадастровых данных. Сведения, регистрируемые в государственном земельном кадастре, юридически предполагаются законными для всех пользователей, включая судебные, налоговые и финансовые органы. Эти сведения должны быть обязательными для применения при решении проблем в области земельных отношений и использования земельного фонда. Земельно-кадастровая информация после ее утверждения может быть оспорена только в судебном порядке. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, в том числе при разработке генеральных и региональных схем развития и размещения производительных сил, охраны окружающей природной среды, разработке генеральных планов, проектов планировки и застройки поселений, при предоставлении (в том числе и продаже) земель, их изъятии (выкупе), проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, определении платежей за землю (размеров налога, арендной платы, нормативной, рыночной и залоговой цены), разрешении земельных споров, осуществлении государственного контроля и мониторинга за использованием и охраной земель.

13. Доступность и открытость земельно-кадастровых данных. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра предоставляют с учетом участия соответствующих организаций и ведомств в создании баз и банков данных земельного кадастра. Одновременно ряд сведений, представляющих государственную тайну или угрозу для собственников информации, могут быть закрыты.

Орган, осуществляющий ведение ГЗК, обязан предоставлять сведения ГЗК органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам в соответствии с правилами и в форме, установленной федеральным законодательством. Этот принцип ведения ГЗК служит задаче информационного обеспечения гражданского оборота земли, информационного взаимодействия всех государственных систем по управлению недвижимостью, а также защите прав собственников земли.

Кроме того, соблюдение этого принципа должно обеспечивать защиту сведений земельного кадастра от несанкционированного доступа, уничтожения или искажения.

14. Эффективность земельного кадастра. При организации и ведении земельного кадастра необходимо применять методы, технологии, способы и приемы, обеспечивающие получение, систематизацию и поддержание земельно-кадастровых данных с учетом экономической, экологической, социальной и других видов эффективности системы ГЗК. При расчете эффективности земельного кадастра целесообразно учитывать как краткосрочный, так и долгосрочный эффект от использования земельно-кадастровых данных.

15. Централизованность руководства системой государственного земельного кадастра. Необходимость проведения кадастровых работ по единой методике в масштабе РФ, обеспечения сопоставимости данных о состоянии и использовании земельного фонда страны, обеспечения государственного контроля возможны при руководстве из единого центра, ныне Федеральной службы земельного кадастра РФ. Одновременно этот принцип предусматривает создание вертикальной иерархи­ческой структуры земельно-кадастровых органов.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные цели применения земельно-кадастровой информации.

2. Каковы основные задачи ведения ГЗК?

3. Какие проблемы решают на основе данных ГЗК?

Как ведут государственный земельный кадастр – его цели и задачи

Материалы ГЗК широко используются при решении вопросов использования земельных ресурсов. С помощью этих данных определяется место земельных ресурсов, устанавливаются задания по повышению их продуктивности, осуществлению контроля за их исполнением, проводится перевод земель из одной категории в другую, дается оценка экономической эффективности планируемых мероприятий и т. д.

Цель ГЗК — Обеспечение органов государственной власти, региональных организаций, юридических лиц и отдельных граждан глубокими знаниями о природном, хозяйственном, правовом состоянии каждого отдельно взятого земельного участка и всего земельного фонда Украины.

Задачи ГЗК — Качественное проведение: работ по зонированию земель, кадастровых съемок, бонитировки почв, оценки земель, регистрации земельных участков, учету количества и качества земель.

Это что касается ГЗК в общем и целом, но так как современный ГЗК рассматривается в двух аспектах познания (практическом и теоретическом), второй из них не ограничивается рассмотрением содержания земельно-кадастровых работ, проводимых для достижения цели ГЗК, но и включает изучение их типов и принципов. Это дает возможность будущим специалистам не только накапливать знания, но и видеть ближайшую и отдаленную перспективы совершенствования системы ГЗК.

Цель дисциплины «Земельный кадастр» как подсистемы ГЗК — Это формирование у студентов знания, умения и навыков системного видения всех земельно-кадастровых работ и постоянного совершенствования ГЗК.

Задачи дисциплины «Земельный кадастр» — это обеспечение ведения земельно-кадастровых работ на основании многих областей знаний (почвоведения, геоботаники, геодезии и землеустройства, экономики, земельного права и т. д.), полноты сведений обо всех без исключения земельных участках, единства системы пространственных координат и системы идентификации земельных участков, а также внедрения единой системы земельно-кадастровой информации и ее совершенствования.

Цели и задачи дисциплины «Земельный кадастр» соответствуют целям и задачам ГЗК как системы, состоящей из теоретической и практической частей.

Такое соответствие в условиях перехода Украины к рыночной экономике играет большую положительную роль. Это вызвано в основном сложностью создавшейся далекой от стабильности обстановки проведения земельной реформы, развитием многоукладной экономики, формированием разных предпринимательских структур, распаеванием земель сельско-хозяйственных предприятий и т. д.

Сложность ситуации требует усиления роли государства в управлении земельными ресурсами, достоверности земельно-кадастровых данных и их эффективности (особенно создания системы регистрации земельных участков, бонитировки почв и оценки земель).

Особенно большую роль в современной эффективной системе земельно-кадастровых работ играет применение новых информационных технологий в рамках программы создания автоматизированной системы (АС) ведения ГЗК.

Значимость данных ведения ГЗК в городах, п. г.т. и др. населенных пунктах повышается в связи с куплей-продажей, дарением, наследством, обменом земли вместе с недвижимостью, проведением конкурсов и аукционов. Эти данные ГЗК становятся здесь базой функционирования не только землеустроительных органов, но и земельных банков, бирж и т. п.

Читать еще:  Норвегия виза для россиян для Вас

Определенную помощь в освоении студентами курса «Земельный кадастр» оказывает и ознакомление их с историей развития и современным состоянием земельно-кадастровых работ.

История земельно-кадастровых работ началась более 2 тыс. лет до новой эры в Древнем Египте, где учет земель, заливаемых рекой Нил, проводился с целью вычета с их владельцев пятой части получаемых доходов и установления права собственности на используемые участки. На Аравийском полуострове найдены таблицы с первыми планами территорий, составленные 4 тыс. лег до новой эры, самая древняя кадастровая карта, которая хранится в Стамбульском музее, имеет возраст 4200 лет.

Ведомости о поземельных кадастрах находят также в Древнем Китае, Месопотамии, Древней Греции и Риме.

Первоначально под кадастром понималась книга, в которой фиксировались данные только о предмете налога.

Позже появилась необходимость в более точном учете земель и учете их как объекта хозяйствования и налогообложения.

С развитием общества и общественно-экономических формаций менялись и формы налогообложения на землю.

В связи с этим совершенствовался и земельный кадастр, который был разделен на три вида:

1) по усадьбам (хозяйствам),

3) по отдельным участкам (парцеллам).

Сравнительная характеристика земли проводилась по данным рыночных цен на землю, или по чистому доходу. В условиях частной собственности на землю считалось, что цена земли отражает ее истинную доходность. Поэтому кадастр получил название «реальный», в котором оценка земли проводилась в целом относительно усадьбы. А в обмере земель, разделении их на угодья и бонитировке почв необходимости не было.

Так как «реальные» кадастры оказывались не всегда точными, они не нашли широкого применения. На смену им пришел парцеллярный кадастр, проводившийся по чистому доходу с отдельных участков (парцелл).

В 17-19 столетиях новой эры кадастр получил наибольшее распространение в странах Западной Европы. Родина классического земельного кадастра — Северная Италия, в которой распространение получил так называемый миланский кадастр (1718 — 1732). В его основу было положено точное определение площадей и размера чистого дохода.

Содержание миланского земельного кадастра:

1) составление в общинах планов с изображением каждого земельного участка (парцеллы);

2) разделение земли по качеству почв (хорошую, среднюю, плохую и негодную);

3) определение среднего размера урожая с каждого участка;

4) определение валовой продукции и перевод ее в деньги (по ценам каждой местности);

5) Вычет со стоимости валовой продукции затрат (определение чистого дохода).

Все полученные данные вносились в кадастровые книги, по которым поземельный налог распространялся по провинциям, районам и плательщикам.

Известны также австрийские земельные кадастры (терезанская, иосификанская и французская метрики), ценность которых состояла в денежной переписи и оценке земель по общинам и земельным участкам в них. Не учитывались только горы, скалы и дороги. В результате обмера составлялся протокол, в котором вся земля пересчитывалась по полям с указанием номера участка, размеров в саженях площади и доходности четырех основных с.-х. культур.

Во Франции по миланскому земельному кадастру для определения чистого дохода собирали данные об урожайности всех сельскохозяйственных культур и рыночных ценах в каждой оцениваемой местности за 15 лет. Два наиболее урожайных и два наиболее неурожайных года в расчет не принимались.

Кроме положительных сторон австрийского и французского земельных кадастров, следует отметить, что по ним нередко получали несравнимые результаты.

Значительным шагом вперед был прусский земельный кадастр, проведенный за четыре года. Основанием для дифференцированного распределения налога являлся чистый доход, размер которого с каждого вида угодий необходимо было определять в земельном кадастре.

Научно — методические основы земельного кадастра европейских стран применялись в прошлом на всей территории Западной Украины (позже здесь применялись австрийский, польский, чешский и румынский кадастры), а на других украинских территориях в конце 19-го — начале 20-го столетия применялся кадастр Российской империи, тесно связанный с методом Докучаева — Сибирцева.

Несмотря на то, что земельный кадастр буржуазных государств способствовал разорению сельского хозяйства, он имел и положительную сторону — комплексность работ и детальность полевых обследований на точной картографической основе. Это имеет научную ценность и в наше время.

При советской власти земельно-кадастровые работы в Украине сводились только к регистрации землевладений и учету закрепленных за ними земель. Но и регистрация не имела серьезного юридического значения, потому что частное владение землей у граждан отсутствовало (приусадебные участки предоставлялись лишь во вторичное пользование).

Применялись дан ные учета количества земель только по видам угодий, но с 1961 года после проведения специальных обследований были даны характеристики с.-х. угодий по генетическому типу почв, обеспеченности питательными веществами, кислотности, солонцева-тости и др. факторам, влияющим на плодородие почв.

В итоге проведенные обследования почв повлекли за собой необходимость в определении не только их природного, но и экономического плодородия.

В 1968 году было начато ведение земельного кадастра, в состав которого включались данные по регистрации землевладений, учете количества и качества земель, бонитировке почв и экономической оценке земель.

В 1980 году в Украине впервые были проведены сплошные земельно-оценочные работы, а к концу 80-х годов земельный кадастр должен был сформироваться, как целостная система данных по регистрации земель и прав на них, учету количества и качества земель, бонитировке почв и экономической оценке земель. Однако в связи с начатыми в 1990 году земельными преобразованиями осуществить его, К Сожалению, не удалось.

В условиях приватизации земель в Украине значительно возросла роль регистрации земельных участков и прав на них. Стала очевидной необходимость автоматизации процесса регистрации новых владельцев земли и землепользователей и учета их земель.

В 1993 году постановлением КМ Украины было утверждено «Державну програму переходу УкрАїНи на мІжКнародну систему облІКу І Статистики».

Согласно «Стандартной статистической классификации землепользования ЕЭК» По целевому назначению все земли делятся не на девять, а на семь категорий.

При бонитировке почв применяется экологический коэффициент, означающий отношение соответствующей культуры на эталонной почве в земельно-оценочном районе к урожайности этой культуры на эталонной почве в зоне ее выращивания.

Особенности земельного кадастра с учетом изменений в законодательстве

В силу разнообразия земельных участков по всей стране, они нуждаются в своевременном и полном учете. Для решения этой и других подобных задач уполномоченным госорганом была создана специализированная информационная база, ранее именуемая государственным земельным кадастром, а теперь – кадастр недвижимости.

С его помощью удалось решить множество неясностей в сфере землепользования. Подробнее об этом читайте в статье.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

Назначение

Государственный земельный кадастр – это система сведений, зафиксированных в официальных документах о земельных объектах.

Эти сведения формируются в результате государственного учета в кадастре, поэтому в нем содержится следующая информация об участках:

  • местоположение;
  • кадастровая стоимость;
  • целевое назначение и правовой режим земель РФ;
  • территориальные зоны;
  • размеры (площадь);
  • наличие расположенных на наделах объектов недвижимости, которые прочно связаны с ними.

Понятие земельного кадастра было введено ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Но на сегодня этот закон уже не действует. В результате того, что в законодательство о государственной регистрации и кадастре недвижимости были внесены существенные поправки, на смену вышеназванного закона был принят ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости».

Именно этот закон ввел более широкое понятие «кадастр недвижимости», а «земельный кадастр» в официальных источниках больше нигде не фигурирует. Поэтому далее в статье мы будем использовать и старый и современный термины.

В новом кадастре недвижимости содержатся сведения не только по участкам земли, но и по всем другим имеющимся объектам недвижимости. Кадастру и учету в Федеральном законе № 218-ФЗ посвящена отдельная глава № 3.

Несмотря на отмену специального закона о земельном кадастре, его цели, задачи и принципы остались неизменными.

В учете и получении конкретной информации обо всех имеющихся участках земли нуждается как государство в целом, так частные лица. В силу того, что все сведения, которые хранятся в кадастре недвижимости, подтверждены официальными документами, любой заявитель может получить из него только достоверные и проверенные данные. Как правило, эти данные применяются для последующей объективной оценки земельных участков.

Например, при возникновении судебного спора по поводу земли, суд запрашивает из кадастра сведения по интересующему объекту недвижимости и руководствуется полученными данными при вынесении решения в пользу какой-либо стороны.

Цели и задачи

Целью этого свода сведений является информационное обеспечение нескольких направлений государственной деятельности. Эти направления и составляют задачи земельного кадастра.

К ним относятся:

  • управление землями;
  • контроль за тем, чтобы земли использовались и охранялись надлежащим образом;
  • мероприятия, которые призваны сохранять и повышать плодородие почв;
  • госрегистрация прав на недвижимость и сделок с ней;
  • землеустройство;
  • оценка земель с экономической точки зрения и учёт стоимости земли наряду с другими природными ресурсами;
  • установление объективной платы за землю, размер которой подтверждается официально.
Читать еще:  Образец договора мены квартир и особенности его заключения

Порядок ведения

Земельный кадастр, или ныне – кадастровый учет недвижимости – ведет специально уполномоченный госорган – Росреестр, через многочисленные отделения, созданные по всей стране.

Если говорить более конкретно, то специалисты Росреестра должны делать следующее:

  • вносить сведения об участках, которые уже ранее были учтены;
  • ставить на кадастровый учет участки;
  • официально учитывать изменения объекта недвижимости (сюда относится учет, изменение или снятие с учета доли земельного участка, исправление кадастровой ошибки);
  • снимать с учета земельный участок;
  • аннулировать и исключать сведения по наделу с временным статусом сведений;
  • вносить новые сведения о земле, которые поступили от других госорганов, взаимодействующих с Росреестром;
  • исправлять техническую ошибку в кадастровых сведениях.

Чтобы присвоить всем участкам кадастровые номера, госорган делит всю территорию России на кадастровые:

В некоторых случаях право аренды земельного участка может быть унаследовано. Подробнее об этом читайте в материале.

Ищете договор купли-продажи земельного участка? Его образец можно скачать в нашей статье.

Как сведения о земельных участках вносятся в кадастр

Чтобы новые данные были внесены в сведения об интересующем наделе, лицо, которому это нужно, должно написать и подать в Росреестр заявление о кадастровом учете, по утвержденной форме. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие изменение каких-то данных об участке, либо дополняющих ранее занесенные.

Сведения в поданных документах проверяются на подлинность и точность, чтобы не было основания для отказа их внесения в кадастр. Результаты проверки фиксируются в виде протокола. В нем отражается решение, принятое по каждому показателю проверки.

Этот протокол представляет собой электронный документ, подписываемый простой электронной подписью уполномоченного лица, работающего в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии.

Затем этот протокол направляется в соответствующее отделение Росреестра, куда изначально было подано заявление. На это уходит 1 день. Переданные сведения включаются в кадастровые или учетные дела по данному земельному участку.

Если уполномоченное должностное лицо Росреестра принимает решения о том, чтобы исправить технические ошибки в сведениях об участке, оно дополнительно тоже оформляется как электронный документ, но подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Затем регистрируется в установленной форме.

Таковы особенности госкадастра недвижимости (ранее – земельного кадастра) и его ведения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

Государственный земельный кадастр (ГЗК) — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

• государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

• государственного контроля за использованием и охраной земель;

• мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

• государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

• установления обоснованной платы за землю.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Законом установлено, что материалы ГЗК должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех функций управления земельными ресурсами.

Таким образом, законодательно определена информационная сущность Государственного земельного кадастра. Из приведенного понятия вытекает, что Государственный земельный кадастрэто сложный по своей структуре документ, включающий информацию о хозяйственном, правовом, природном положении земель, качественной и количественной характеристике земель. В то же время указанная документация может быть получена в результате осуществления действий по ведению ГЗК.

Ведение ГЗК представляет собой сферу управленческой деятельности по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету, хранению и предоставлению информации, назначение которой — информационное обеспечение принятия управленческих решений. Ведение ГЗК — производственный процесс.

Следовательно, одна из функций управления земельными ресурсами, ведение Государственного земельного кадастра — это система, представляющая собой единство двух неразрывно связанных подсистем: документов и мероприятий (процесс). Подсистема документации включает следующие группы документов:

• основные (Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты, кадастровые дела);

• вспомогательные (книги учета документов, книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети);

• производные (перечень земель федеральной, субъекта Федерации и муниципальной собственности, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты, справочные и аналитические документы).

Процесс ведения ГЗК включает основные технологические действия:

• формирование и учет земельных участков;

• формирование и учет территориальных зон;

• формирование отчетов об использовании земель и предоставление земельно-кадастровой информации.

С учетом изложенного Государственный земельный кадастр как функция управления земельными ресурсами — это система документированной земельно-кадастровой информации о земельных ресурсах и их оценке, а также мероприятий по сбору, разработке, документальному оформлению, хранению и предоставлению этой информации.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках, территориальных зонах, землях и границах территорий местного самоуправления, субъектов РФ и Российской Федерации. То есть земельный кадастр ведется на трех уровнях, федеральном, субъекта федерации, муниципального образования. Соответственно содержание и задачи земельного кадастра зависят от уровня его ведения.

Общая задача ГЗК федерального уровня заключается во всестороннем количественном и качественном описании земельных ресурсов страны в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более субъектов Федерации, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, организации проведения оценки земель и использования ее результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления государства.

Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:

• разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами, контроль за их соблюдением;

• разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития Государственного земельного кадастра;

• определение перечня основных сведений Государственного земельного кадастра;

• установление порядка финансирования деятельности по ведению Государственного земельного кадастра;

• координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Задача ГЗК уровня субъекта Российской Федерации заключается в количественном и качественном описании земельных ресурсов субъекта РФ в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более муниципальных образований данного субъекта РФ, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления субъекта РФ.

Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных задач, к которым относятся:

• организация кадастрового деления подведомственной территории;

• установление (восстановление) границ муниципальных образований;

• кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории двух и более муниципальных образований;

• кадастровый учет территориальных зон;

• кадастровая оценка земель;

• хранение и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).

Задача ГЗК уровня муниципального образования заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления муниципального образования.

Решение этой общей задачи достигается посредством решения частных, к которым относятся:

• организация кадастрового деления подведомственной территории;

• кадастровый учет земельных участков;

• кадастровый учет территориальных зон;

• кадастровая оценка земель;

• хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).

Поставленные задачи определили содержание современного государственного земельного кадастра как одной из функций управления земельными ресурсами регионального уровня. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г.) устанавливает четкое разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, подчеркивает самостоятельность последних (ст. 12, 131,132 Конституции РФ). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28.08.1995 г.) и последующие его изменения и дополнения еще более акцентировали самостоятельное положение органов местного самоуправления в вопросах предметов ведения местного самоуправления, включая и земельные отношения .

Широкие полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории муниципального образования подтверждены Земельным кодексом . Более того, Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» четко определены основания для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности .

В связи с этим было бы логично представить содержание ГЗК отдельно для различных уровней следующими разделами:

• для субъекта Федерации:

♦ кадастровое деление кадастрового округа;

♦ установление (восстановление) границ муниципальных образований;

Ссылка на основную публикацию