Как установить публичный сервитут для Вас

Как установить публичный сервитут для Вас

Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить?

Публичный сервитут может быть установлен в рамках закона.

Он является разновидностью земельного сервитута.

Отличительная черта заключается в том, что в данном случае нет фактического субъекта, который наделяется определённым правом.

Мы расскажем вам о том, как устанавливается такой сервитут, на каких основания это может быть осуществлено и в каких случаях он может быть прекращен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

На каких основаниях устанавливается?

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом, а именно: ФЗ №193, а также статьей 23 ЗК РФ и статьей 274 ГК РФ.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты:

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях:

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения:

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.

Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.

Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.

Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

Потребуются:

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.

Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы. Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:

Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате:

  • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
  • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Что делать, если на участок наложено обременение?

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.

Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий:

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

В каких случаях он может быть прекращен?

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

Сервитут может быть снят:

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

Заключение

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Как установить публичный сервитут на земельный участок?

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург
Читать еще:  Служебные жилые помещения: порядок получения и приватизации

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты голосования по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов. Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

Публичный сервитут

На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 52 вопросов по теме Публичный сервитут. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Публичный сервитут, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 87 юристов и адвокатов.

  • Нужно ли публичный сервитут для линии связи ставить на кадастровый учет?
  • Нужно оформить публичный сервитут. НЕ ЗНАЕМ КАК!
  • Интересуют частные вопросы по установлению публичного сервитута.
  • Какие положительные моменты в установлении публичного земельного сервитута? Спасибо!
  • Публикации
  • Публичный земельный сервитут
  • Установление публичного сервитута

Советы юристов:

1. Нужно ли публичный сервитут для линии связи ставить на кадастровый учет?

1.1. Публичный сервитут нужно регистрировать, а регистрация без кадастрового учета невозможна.

1. ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
“О государственной регистрации недвижимости”

2. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

2. Нужно оформить публичный сервитут. НЕ ЗНАЕМ КАК!

2.1. Александр,
Если Вас интересует общий порядок, то надо обратиться с заявлением о регистрации публичного сервитута в местную администрацию.

Если же нужно решить конкретный вопрос, лучше обратиться к юристу за частной (платной) консультацией.

3. Интересуют частные вопросы по установлению публичного сервитута.

3.1. Какие именно?

4. Какие положительные моменты в установлении публичного земельного сервитута? Спасибо!

4.1. С понятиями о сервитуте можно ознакомиться здесь
Подробнее >>>

Читать еще:  Договор купли-продажи квартиры - бланк и правила оформления

Нужна реальная консультация обращайтесь.

5.1. В законе нет понятия как частный и публичный сервитут. Если администрация уже установила сервитут, то обстоятельства, при которых Ваш сосед подал в суд, отпали, в связи с чем суд либо откажет в удовлетворении исковых требований Вашему соседу либо прекратит дело в случае, если сосед самостоятельно откажется от исковых требований.

6.1. Сервитут устанавливается в судебном порядке. Вам необходимо предъявить встречный иск к вашему соседу.

7.1. Приветствую вас Ольга. В таком случае вам надо требовать компенсации равной занятой площади с того го. (мун.) органа, кем стал обременен ваш.

8.1. Зависит от конкретных обстоятельств. Куда водопровод, какой, для чего. Так же вы участок покупали с водопроводом или нет. Если покупали уже с водопроводом то выдели ли его. Нужно изучать ситуацию.

9.1. Игорь Николаевич! “Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения” в соответствие с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области.
С уважением, ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА “ЗАКОН”.

10.1. Чистить дорогу должен собственник или тот в чьем ведении она находится. Обратитесь в дорожный департамент, узнайте кто собственник данной дороги.

11.1. Забрать участок не могут. Только если в судебном порядке. Но и сервитут могут также установить в судебном порядке. Каким образом Попробуйте договориться.

11.2. В данном случае забрать участок не могут. Только через суд. Желаю удачи вам в решении вашего вопроса и всего наилучшего.

11.3. следует изучить нормы об установления охранной зоны для коммунального объекта (параметры зоны в метрах). Возможно предъявления иска о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка.

12.1. Если теплотрасса на существовала на земельном участке до покупки то не получится заставить перенести теплотрассу. Но сначала нужно проверить законность строительства теплотрассы.

13.1. Собственник земельного участка в таком случае может обратиться с письменной претензией в элетросети и предупредить о демонтаже столба.

13.2. • Здравствуйте,
Напишите претензию электроснабжающей организации и потребуйте все убрать, если вопрос не получится решить мирным путём, обращайтесь в суд
Желаю Вам удачи и всех благ!

14.1. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) О государственном кадастре недвижимости” ст. 20 п. 2

15.1. Вообще-то платить должны вам за пользование частью вашего участка. Оценка сервитута осуществляется по соглашению сторон или в судебном порядке на основании экспертизы. Такой судебной практики достаточно. Однако, по сравнению с другими делами, в таком вопросе существует много индивидуальности, т.е. нужно знать множество моментов реальных, применительно к вашему. Полагаю, что вам может быть проще отказаться от этой части участка, тем более что практически не пользуетесь.

16.1. Согласно нормам права гражданского законодательства подобные постановления не имеют срока давности и могут быть поданы в Росреестр в любое время.

17.1. Это будет проблематично для них. Такой вопрос решается только в суде. Не думаю, что что-то получится у них. Тем более, что изначально обременения не были зарегистрированы.

18.1. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в интересах населения (всего).
СНТза все население какого образования беспокоится?

19.1. только через суд, на основании отчета оценщика.

20.1. Это частный сервитут.

21.1. если участков в вашей собственности, можете.

22.1. Прочитайте это в интернете это не такой уж сложный вопрос .

22.2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (ЗК РФ).
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

23.1. Как она могла оформить земельный участок? Обратитесь с документами к юристу.

24.1. Да, Вы имеете право на сервитут. Могут возникнуть основания для выкупа участка для муниципальных нужд.

25.1. ДА, конечно можно оформить.

26.1. Сервитут оформляется через суд.

27.1. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъектов РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

28.1. Да, конечно можете

29.1. в течение 3-х лет

29.2. Срок исковой давности – 3 года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушенном праве

30.1. только с торгов и с разрешения администрации.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Одним из видов обременений земельного участка выступает публичный сервитут. Это право на использование чужой земли, которое устанавливается государством. Цель установления сервитута заключается в том, чтобы облегчить пользование землей третьим лицам.

Формы и регулирование вопроса

Юридическим основанием сервитута выступает ГК РФ, в частности, ст. 272-277. Зачем на землю устанавливается обременение? С целью того, чтобы обеспечить третьим лицам проход, проезд через участок. Кроме того, для обслуживания коммуникаций, если иным способом пройти на территорию невозможно, кроме как через чужой надел.

Сервитут существует в двух формах:

  1. Простой или частный. Означает соглашение, которые заключено по предмету использования участка собственника.
  2. Публичный: в качестве стороны соглашения выступают государственные органы, которые занимаются обеспечением прав населения.

Каждая из вышеназванных форм имеет свои особенности.

Публичный сервитут

В правоотношении принимают участие органы государственной власти. В основном, вопросом занимаются местные органы, в чьем ведении находится земельный надел. Публичный сервитут можно оформить только после проведения слушаний, на основании юридического документа, изданного местными органами власти. Обременение налагается со строго определенными целями:

  • свободный проход (проезд) на участок земли;
  • обеспечение бесперебойной работы по монтажу, ремонту оборудования, коммуникаций;
  • водопой животных;
  • регулярный забор воды;
  • прогон животных на пастбище, водопой;
  • проведение дренажных мероприятий;
  • проезд к сенокосным землям в определенные сезоны;
  • свободный допуск с береговой линии водоемов;
  • сбор ягод на лесных угодьях;
  • рыбная ловля в водоемах.

В ряде случаев наложенное ограничение делает невозможным для собственника использовать свои угодья по прямому назначению. В этой ситуации он вправе потребовать от местной администрации выкупа земельного надела, а также компенсации убытков, понесенных им за время использования земли. Действие собственника правомерно, если он не смог из-за обременения использовать земельный надел по назначению, следовательно, не получил ожидаемого дохода.

Оплата публичного сервитута

Статья 39.46 ЗК РФ устанавливает обязанность вносить плату за сервитут. Это общее правило, из которого могут быть исключения. Закон разрешает в виде компенсации определять единовременные или периодические платежи. Оплата публичного сервитута в отношении земельных угодий, владельцами которых выступают органы государственной власти, без их обременения со стороны третьих лиц, происходит единым платежом не позже полугода со дня принятия решения об установлении ограничения. Его размер устанавливается пропорционально габаритам земельного надела.

Плата за сервитут устанавливается в % отношении. Базой, от которой следует отталкиваться, выступает кадастровая цена угодья. В частности – 0,01 % от его стоимости. Проценты могут быть снижены, если срок ограничения существует более 3 лет.

Безвозмездный сервитут

Обременение на участок, наложенное в публичной форме, может быть безвозмездным. На это существует несколько оснований. ЗК РФ отсылает к подпунктам ст. 39.37:

  1. П.п. 3 – размещение объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность инфраструктуры, благополучие населения (например, прокладка линий связи, водопровод и т.д.).
  2. Устройство автомобильных дорог, трасс.
  3. Размещение путей железнодорожного сообщения.
  4. Подключение инженерных сетей и т.д.

Таким образом, безвозмездное использование ограничения возможно, если его установление обеспечивает жизнедеятельность жизненно важных технических объектов, во имя благополучия граждан.

Как устанавливается

Если инициатива исходит от органов власти, то необходимо издание НПА. Именно этот юридический документ является основанием к ограничению: его текст устанавливает причины, по которым произошло обременение.

В ряде случаев о необходимости введения на земельный надел ограничения ходатайствуют собственники, их соседи, а также третьи лица. В этом случае местный орган власти также обязан издать НПА, он делает это в интересах лиц, которые находятся в худшем положении по отношению ко всем иным, участвующим в этом вопросе. Публичное ограничение устанавливается в четком соответствии с законом. Это означает, что необходимы основания, указанные в ЗК РФ.

НПА, который издается властями, может быть федерального, регионального, муниципального уровня. В тексте правового документа указывается следующая информация:

  • цели установления ограничения;
  • длительность его формирования;
  • сведения о компенсации владельцу земельным наделом.

Запрет на ограничение

В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:

  • установление ограничения на территории, предназначенной для обеспечения безопасности российского государства;
  • возведение на земельном угодье объекта строительства, предназначенного для потребностей населения или предприятий;
  • использование земли для возведения предприятия, которое действует на бессрочной основе: ограничение не позволит собственнику распоряжаться наделом и работать на нем;
  • применение земельного надела в качестве полигона, служащего утилизации отходов, как бытового, так и промышленного назначения (даже при условии того, что в данной местности отсутствует территория, пригодная для этих мероприятий).
Читать еще:  Как продать квартиру если один из собственников против?

Пакет документов на установление публичного сервитута

Каждый юридический процесс сопровождается подготовкой, сбором и передачей определенных бумаг, имеющих правовую ценность Случай с сервитутом не является исключением из правил.

  1. Заявление, поданное от имени заинтересованных лиц. Решение уполномоченных органов власти, в котором они выражают согласие и желание применить определенную территорию для сервитута.
  2. Документ, содержащий информацию о том, зачем устанавливается ограничение, каковы цели этого действия (в том случае, если обременение – это инициатива органов власти и управления).
  3. Документ, который отражает сведения о проведенных публичных слушаниях.
  4. Протокол их ведения с тщательным описанием слушаний.
  5. НПА, который вынесен и издан по итогам проведения слушаний. В нем обязательно указывается информация о целях установления ограничения, сроках.

Если ограничение устанавливается по инициативе заинтересованных лиц, то к пакету документов прибавляются следующие бумаги:

  1. Кадастровый паспорт земельного участка, местности, где он находится (в случае, если обременение устанавливается по инициативе собственников и других заинтересованных лиц).
  2. Обоснование целей установления ограничения, доказательства того, что другими методами нельзя достичь задач, связанных с развитием и благоустройством участка земли.
  3. Расчет примерной цены установленного ограничения.
  4. Документ, который является доказательством факта публичных слушаний.

Перечисленные документы обязательно должны быть подготовлены заинтересованными лицами. После этого, они передаются в местный орган власти. Чиновники рассматривают заявку. Если в документах не обнаруживаются ошибки, назначаются публичные слушания. Об этом оповещаются все лица, заинтересованные в скорейшем разрешении спорного вопроса.

В ходе слушаний составляется протокол. Именно этот документ служит основанием к изданию НПА, который установит публичный сервитут.

Основным документом в списке выступает заявление. Его может написать человек, заинтересованный в сервитуте. Кроме того, закон не запрещает, чтобы заявление было коллективным. В его тексте в обязательном порядке прописываются цели, преследуемые при установлении сервитута. А также доказательства того, что этих задач невозможно решить, если ограничение не будет установлено. В тексте заявления заинтересованные лица обязаны указать сведения об участке. Прежде всего, интересует его кадастровый номер, площадь и населенный пункт, где он располагается.

Что такое сервитут на земельный участок

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.


Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.
В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
Содержание договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута. Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.


Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Ссылка на основную публикацию