Исторические формы брака и семьи - как это выглядит в россии и других странах

Исторические формы брака и семьи – как это выглядит в россии и других странах

Исторические формы семьи и брака.

Исторические типы браков:

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

– групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

– полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

– полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

– моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Семья как институт общества развивается вместе с ним. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака:

Дикость – полигамия (групповой брак, матриархат). Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым;

Варварство – парная семья (господство мужа). Выделение пары в отдельную семью;

Цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь). Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному; работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));

3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Тенденции изменений в сфере семейно-брачных отношений.

Современная российская семья: основные тенденции (конспект статьи)

Тенденции:

· высокий уровень разводимости

· ↑ числа незарегистрированных сожительств

Иногда также отмечают размывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака, представлений о содержании семейных ролей.

Оценки тенденций

Результат эволюционного развития института семьи Следствие общего экономического и демографического кризиса

Направления изменения семьи и брака.

Структурные преобразования семьи. Состав домохозяйств → снижение среднего размера семьи ← нуклеаризация, ↓ рождаемости.

2002 г. – 54,9% – нуклеарные + 15,2% – материнские и отцовские

Причины:

· общий рост материального обеспечения

· возможность решить жилищный/ квартирный вопрос

· укоренение практики нелокального проживания молодоженов

· возросшая способность старшего поколения к самообеспечению

“ – ” последствия

· разрыв ценностей поколений

· утрата интереса молодых к опыту старших

· неприятие пожилыми людьми образа жизни молодых и т.д.

Рождаемость

прохождение Россией очередной фазы демографического перехода, ведущей к современному (рациональному) типу воспроизводства населения.

· тенденция увеличения среднего возраста родителей при рождении первого ребенка

переход к пост индустриальному обществу

Браки и разводы

снижение числа зарегистрированных брачных союзов с начала 80-х, после 1995 г. – стабилизация → заметно особенно среди молодых.

↑ доля повторных браков (25-28% от общего числа заключенных браков) ← большое число разведенных (особенно ж.). Нестабильность брака.

В 2002 году уровень разводов в НиНо превысил число браков.

Сожительство и внебрачная рождаемость

Распространение альтернативных форм семейно-брачных отношений (сожительства, материнские семьи) ← разделение институтов брака и семьи = брачности и рождаемости.

Незарегистрированные супружеские пары – около 10%.

Снижение возраста сексуального дебюта + ↑ возраста вступления в брак.

Рост доли внебрачных рождений (30%).

Доля третьих и последующих детей среди детей, рожденных вне брака, выше, чем доля детей тех же порядков среди рожденных в зарегистрированном браке.

Трансформация гендерных ролей в семье.

· размывание нормативов родительства на уровне представлений

← многообразие практик родительства и их артикуляция

← отсутствие действенных механизмов идеологического конструирования «правильной» модели семьи и личной жизни людей со стороны государства и других институтов

Функции отца: материальное обеспечение, эмоциональная поддержка, участие в жизни детей => ↑ число проблем и конфликтов при реализации отцовской роли.

Домашняя работа – ж > м. Ж недовольны.

Глава семьи: принятие семейных решение, распределение семейной власти.

Семейные роли.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях.

Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Существует два аспекта изменения семьи:

– структурные преобразования семьи;

– преобразования в межличностных взаимодействиях (трансформация семейных ролей).

Исследования в сфере семейных отношений отражают, фиксируют размывание норм, составляющих содержание семейных ролей.

Трансформация семейных ролей:

– изменение в сфере родительства;

– в сфере распределения домашних обязанностей;
– в сфере принятия решений.

Наблюдается тенденция к равенству в вышеуказанных сферах.

В сфере родительства: фиксируется на протяжении столетий. Наиболее яркие изменения наблюдаются

– в сфере институциональных норм родительства, меняются представления о необходимости института родительства. Появляется толерантность к людям, которые предпочитают жить без детей;

– изменяется сфера распределения родительских ролей. Сегодня мужчина постепенно включается в процесс воспитания детей. Функция отцовства выходит за рамки просто содержания детей. Функции эмоциональной поддержки, помощи. Включенность мужчины в жизнь ребенка. Раньше отец направлял в воспитании ребенка, от него требовалась жесткость. Современные представления о роли отца требуют мягкости. Это противоречие приводит к ряду негативных явлений. Например, бедность контактов с детьми.

Происходит перераспределение функций отцовстваматеринства. Изменение родительско-детских отношений. Меняется стиль воспитания и общения с ребенком. Он рассматривается как равный в семье.

Три основных стиля воспитания:

Различаются между собой степенью контроля. Изменяются способы контроля за поведением ребенка.

В сфере распределения домашних обязанностей. Законодательство устанавливает равенство во всех сферах жизни. Женщины быстрее включаются в трудовую деятельность, чем мужчины в бытовую сферу. Уборка, стирка, готовка остается за женщиной, т.е. у женщины фактически второй рабочий день.

В сфере принятия решений. С традиционной семье хозяином, главой семьи является мужчина. Но, изменяется положение женщины => изменение этого пункта. Большинство россиян считают, что решения должны приниматься совместно. Но мужчины так не считают.

Проблемы современной семьи.

Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И. Медкова B.M. и др. Суть этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл: “либерально-прогрессистской”, или эволюционной, и “консервативно-кризисной”. Смысл первой парадигмы заключен в убеждении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй – в предупреждении возможности исчезновения семейного o6раза жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Россия переживает кризис “фамилистической цивилизации”, считают А. И. Антонов и В.М Медков, усматривая корень кризиса в семейной аномии – нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций. Кризисное общество продуцирует множество разного рода стрессоров: потеря или смена работы, изменение места жительства, неразрешимость жилищной проблемы, риск и перенапряжение, связанные с предпринимательской деятельностью, ухудшение материального уровня и т.д. Воздействие разного рода стрессорных событий, которые потенциально вызывают семейный стресс, – в большей степени динамический критерий для типологии семей.

Новые экономические условия требуют перестройки супругами жесткого ролевого взаимодействия, другого, чем прежде, отношения к вступлению в брак и разводу. Распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, бездумно насаждаемые худшие образцы зарубежной массовой культуры, продолжающаяся алкоголизация населения, не говоря уже о межнациональных конфликтах, создают множество новых препятствий для успешного функционирования семей.

Существуют экономические проблемы: низкий доход (молодая семья, многодетная, неполнаяматеринская семья); отсутствие жилья или неудовлетворительные условия; социально-трудовая сфера, неравенство.

– малодетность (система ценности семьи смещается);
– формируются неполные семьи => слаборесурсная семья => экономические проблемы => проблемы в сфере социализации ребенка;
– рост числа повторных союзов;

– рост числа материнских семей => среди несовершеннолетних;

– распространение сожительств => неопределенность статуса, отказ от выполнения ряда функций.

Социально-психологические, -педагогические проблемы:

– высокая конфликтность современной семьи;

– способы разрешения конфликтов;

– насилие в семье;

– педагогическая запущенность детей, проблемы в воспитании;

– планирование семьи, изменение норм, регулирующих сексуальную жизнь;

– низкая контрацептивная культура => увеличение внебрачной рождаемости среди несовершеннолетних, распространенность ВИЧ заболеваний, высокий показатель абортов;

– нет сексуального воспитания.

В научном сообществе на изменение в сфере семейно-брачных отношений нет единого взгляда. Можно говорить о двух сформировавшихся концепциях: (выше описанная) кризисная Антонова А.И. и трансформационная Голод С.И., Гурко Т.А., Михеева и т.д.

Концепция Голода С.И. трансформационная – концепция смены исторических типов моногамной семьи. Кризис по его мнению переживают только патриархальные семьи. Он связан с закономерным переходом от патриархальных форм к новым. Голод считает, что все процессы, явления, происходящие в брачной, сексуальной, репродуктивной сфере нельзя интерпретировать как отклонение от нормы. Они должны рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных изменений в самом институте семьи.

Брачность => Сексуальность => Репродуктивное поведение

Раньше три процесса были едины. Сейчас все эти сферы отделяются друг от друга.

Читать еще:  Можно ли забрать заявление об увольнении для Вас

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

Формы брака и формы семей. Исторические формы брака и семьи

Формы брака, которые присутствуют в разных странах и государствах, со временем подвергаются изменениям. Обычно в современном социуме двое людей, решивших образовать семью, вместе вести домашний быт и воспитывать совместных детей, сочетаются браком. Вот форма заключения брака может быть разной, как официальной, согласно с законодательством государства, в котором проживают молодожены, так и церковной, – ведь для многих верующих людей религиозная церемония имеет огромное значение. Рассмотрим некоторые особенности этого феномена сквозь пелену столетий.

Исторические формы брака

Чтобы понять сущность того или иного явления, следует вернуться к его истокам. Каждый народ имеет собственные исторические формы брака. Они были связаны с некоторыми традиционными обрядами и обычаями этой нации.

Древний Рим

Понятие формы семьи и брака в эпоху Древнеримской империи обладало признаками святости и нерушимости. Уже в тот период бракосочетание происходило в виде специального юридического договора между двумя свободными людьми, хотя часто бывало, что желание женщины не учитывалось, и семья выдавала ее замуж за кого хотела.

Византия

До 11 века Византия признавала две формы браков и формы семей, а именно – церковное венчание и обыкновенное сожительство. Интересным является тот факт, что свободные мужчины и женщины могли жить вместе, и это приравнивалось к образованию новой семьи.

Современный период

На сегодняшний день исторические формы брака и семьи являются только лишь примерами из человеческого прошлого. Много людей в европейских и постсоветских государствах не хотят регистрировать свои отношения согласно с законодательством, другие же расписываются в соответствующих органах, например, в ЗАГСе.

Византийское сожительство или церковное венчание в современном обществе не имеют юридической силы, поэтому для установления нормальных правовых отношений в случаях получения наследства от супруга отношения должны быть официально зарегистрированы.

Если рассматривать открытые формы брака, то они предусматривают наличие взаимного согласия о том, что и мужчина, и женщина могут вести свободную сексуальную жизнь, и это не считается изменой.

В последнее время в мире появляются диковинные для восприятия многих людей браки, например, гомосексуальные союзы или постсмертная регистрация в случае смерти одного из супругов. Некоторые страны признали действительность таких бракосочетаний, но все-таки однополые союзы незаконны в большинстве государств мира.

Ситуация посмертной регистрации возможна в том случае, если супруг или супруга умирает прямо перед свадебной церемонией. Такая процедура необходима для овдовевшей стороны, чтобы получить выплаты или специальные пособия по факту трагического случая. Все формы браков и формы семей предусматривают вступление в них без принуждения, по собственной воле и взаимному согласию.

Виды семьи

В прошлом человечества были актуальны несколько типов брачно-семейных отношений:

  • Групповая семья – одновременно несколько мужчин и женщин пребывали в близких отношениях (характерно для первобытных племен).
  • Полигамная семья – ярким примером является гарем, когда один мужчина содержит несколько женщин (скотоводы-кочевники отличались таким устройством).
  • Полиандрия – это редкий пример семьи, ведь она встречалась только в одном индокитайском народе и предусматривала одну женщину и несколько мужчин.
  • Моногамная семья – характерна для земледельческих народов, где в отношения вступают один мужчина и одна женщина.

В чем суть каждой формы?

Моногамия представлена в двух видах – пожизненном и допускающем развод. В древний период сложно себе представить неполную семью. Это явление было крайне редким. Полиандрии как таковой в современном мире нет, она просто исчезла. Групповой брак характерен для некоторых племен, а полигамию мы можем наблюдать в мусульманских странах. Также увеличилось количество семей неполных.

Характеристика систем родства

Классификационная система свойственна первобытному обществу. Все представители мужского и женского пола обозначаются одними и теми же терминами, а в описательной системе, характерной для классового общества, каждый родственник имеет свое название: мать, дочь, сын, отец, сестра, брат и т. д.

Конечно, для современного человека вряд ли это явление станет примером настоящей семьи, но благодаря таким примерам эволюции сейчас у нас развивается теперешняя форма семьи, такая как моногамия или полигамия. Важно помнить, что ничего не происходит просто так, и даже форма брака отвечала тем требованиям адаптации к изменчивым условиям среды.

Исторические формы брака и семьи как это выглядит в россии и других странах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Исторические формы брака и семьи как это выглядит в россии и других странах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.

Введите защитный код для скачивания файла и нажмите «Скачать файл»

Верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой.

Порядок и условия заключения брака разрешают проведение государственной регистрации семейных отношений в любом из органов ЗАГСа по воле лиц, изъявивших желание оформить союз.

Но это было лишь прелюдией. Политическая дискуссия на эту тему была открыта в 1984 году на куда более высоком уровне.

Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

Семья и брак: виды, роль и формы

Смысл первой парадигмы заключен в убеждении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй — в предупреждении возможности исчезновения семейного o6раза жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Одной из очевидных примет современной Европы является её депопуляция, одной из причин которой можно смело назвать кризис европейской семьи, а так же связанный с этим демонтаж традиционной морали. Несмотря на то, что данный вектор движения у всех государств старой Европы был общим, каждое из них пришло к сложившемуся результату своим путём.

Согласно последним теориям относительно символов первобытного искусства, изображения животных, человека, а также знаков, представляют собой комплекс двойственного характера, со своими противоречиями и дополнениями, который в упрощенной форме демонстрирует разделение по признакам пола. Несомненно одно — наскальная живопись играла определенную религиозную роль.

Нормативная модель семьи принимается обществом, отражается в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе в религиозной культуре. Однако, как справедливо отмечает В. Н.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество.

В конкретной культуре может придаваться различная значимость отношениям власти – подчинения, эмоциональной близости, ответственности.

СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

При этом латеральность рассматривается, как более ранний этап развития счета родства, а линейность — более поздний. За рубежом термин «латеральность» в области счета родства не применяется.

Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

При этом латеральность рассматривается, как более ранний этап развития счета родства, а линейность — более поздний. За рубежом термин «латеральность» в области счета родства не применяется.

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.

Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Она сказала корреспонденту «Irish Times»: «Это счастье, что Ирландия приняла конституционную поправку, чтобы защитить жизнь нерожденных. А мы сейчас видим подтверждение того, что движение за разрешение абортов и давление на Ирландию по этому поводу исходит от Европейского парламента, а не изнутри страны».

По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Обстоятельства, которые препятствуют регистрации брачных отношений

Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.
Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы. С доминированием связывают импровизационную активность и инициацию действия.

Представительное раскрытие данного феномена осуществлено Р. Зидером [35] . Классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелостью теперь изменилась. Молодые люди достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую независимость от родителей.

Читать еще:  По каким формулам расчитывается фонд заработной платы?

Молодежь как социальная группа.

В отдельных странах однополые браки разрешено регистрировать в государственных органах, а Шведская епископальная церковь проводит и церковную церемонию. В большинстве стран, в том числе и России однополые браки не признаются и не регистрируются.

Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален.

Но такое вошедшее в привычку соединение отдельных пар должно было все более и более упрочиваться, чем больше развивался род и чем многочисленнее становились группы «братьев» и «сестер» между которыми брак был невозможен. При растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более невозможными; они вытеснялись парной семьей.

34. Культурное значение эпохи позднего палеолита.

Согласно устаревшим представлениям некоторых советских энографов, матрилинейность — одна из важнейших особенностей эпохи материнско-родового строя, основной принцип организации людей в материнский род (матриархат) как социально-экономическую единицу первобытного общества.

Сам Энгельс признаёт, что именно возникновение моногамии породило институт проституции сперва в рамках религии и традиции (храмовая проституция, гостевая проституция), затем уже в форме профессионального ремесла. Вместе с парными браками возникают измены как явление, невозможное прежде.

В 1983 году на референдуме по вопросу об абортах 66,9% избирателей проголосовали за внесение 8-й поправки в Конституцию Ирландии. Эта консервативная поправка придавала жизни нерождённого ребёнка такую же ценность, как и жизни его матери. Тема абортов и беременности вне брака продолжала широко обсуждаться на протяжении всего 1984 года.
Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.

Как мы ранее выяснили, ни ведение общего хозяйства, ни рождение детей не является обязательным элементом брака. В таком случае что можно назвать предметом такого договора?

У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась, правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует Библия, напротив, — довольно часто, хотя у них преобладали моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в.

Включенность мужчины в жизнь ребенка. Раньше отец направлял в воспитании ребенка, от него требовалась жесткость. Современные представления о роли отца требуют мягкости. Это противоречие приводит к ряду негативных явлений.

Вопрос об абортах обсуждался в тогдашнем Европейском экономическом сообществе (ныне Европейский Союз), и представители ЕЭС уже тогда довольно категорично потребовали от Ирландии, Греции и Бельгии разрешить аборты.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них.

То же, что и билатеральность. Не все специалисты считают эти принципы одним и тем же, находя в них различия.

Тема: Исторические формы брака и семьи как это выглядит в россии и других странах

Министерство образования Российской федерации Северо-Кавказский государственный технический университет Кафедра социологии и социальной работы Курсовая работа По дисциплине: социальная антропология На тему: “Институт семьи и брака в традиционном обществе” Студента СПФ 3 курса группы с – 011 ДО специальности 020300 – социология Карамышева Р. А. Руководитель доцент, к. с. н. Лушников Д. А.

Попробуем дать определение браку как явлению социальному. В основном и в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами, и определяется положение ребенка в обществе. А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Бахофена (1815 -1887) (‘Т Материнское право», 1861), американского исследователя, историка и этнографа Л. Моргана (1818- 1881) (»Древнее общество», 1877), шотландского учёного Дж. Ф.

Исторические формы брака (стр. 1 из 5)

Выбор темы «Современный брак» был неслучайным, так как каждый из нас в дальнейшем будущем задумается над созданием своей семьи. Я считаю, эта тема на данный момент очень актуальна, так как в современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределение семейных ролей, но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве. В последние годы в России взгляды на семью и формы брака изменились.

Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен.
Равным образом семья как комплексное общественное явление не может быть отнесена только к сфере производства материальных и нематериальных благ или только к сфере воспроизводства населения. Не может быть она целиком включена и в непроизводственную сферу (социальную инфраструктуру). Семья охватывает отношения всех этих сфер.

Исторические Формы Брака И Семьи Сочинения и курсовые работы

Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества.

Законом предусмотрен месячный срок для проверки их намерений. Он может быть сокращен или увеличен, если на то имеется уважительная причина (максимум на месяц).

В каждой системе координат брак понимается по-разному, с этим спорить сложно, однако нас в данный момент интересует правовое (юридическое) понимание брака. Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л.М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.

Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.

Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.

Семья это не только социальный институт, но и определенный вид нравственно-психологической общности людей, характерной чертой которой являются межличностные отношения. Следовательно, семью можно рассматривать и как специфическую социальную группу. Семья как социальная система может быть стабильной, не только благодаря нормальному функционированию своих специфических институциональных функций в обществе, но и благодаря своим внутренним семейным «сцеплениям» в качестве которых могут выступать и нравственные ценности, и эмоции, и экономическая заинтересованность. В этом случае семья уже должна описываться и определяться как группа, но не в узко психологическом, а в социальном значении этого термина. Его проводит священнослужитель, наделенный соответствующими полномочиями. И по сей день такой союз обладает юридической силой во многих странах (Англия, Кипр, Польша и др.).

Семья и брак в древности

Методология исследования: в данной курсовой работе использованы методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм брака и семьи в традиционном обществе. Глава 1 1.1 Классификация семьи Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией. Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность).

Отношения между супругами более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, вследствие этого возникает значимость взаимного привыкания супругов в психологической, бытовой, сексуальной, духовной сферах. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность.
Органическое единство культуры и цивилизации наглядно представлено в семье. Исторически появление моногамной семьи совпало с возникновением цивилизации. Семья как социокультурный феномен представляет собой результат и итог развития всей человеческой культуры и цивилизации, всего общественно-исторического, нравственного и семейного опыта человечества. Это связано с тем, что общественное производство есть органическое единство двух видов производства — производства средств к жизни и производство самого человека, продолжение рода, осуществляемое в семье.

Формы брака и формы семей. Исторические формы брака и семьи

Не стоит и говорить, как важны для нас такие общечеловеческие ценности, как любовь, семья, верность, семейные узы, крепкий брак. Социологи считают, что в современном обществе подобные вещи обесцениваются, молодое поколение прежде всего хочет построить карьеру, а уже потом вступить в брак и обрести свою вторую половинку. А как люди рассуждали в Древнем Египте? Каким, по мнению наших предков, должен был быть счастливый брак? Как «теория стакана воды» повлияла на судьбы многих граждан СССР? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Ведь, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

Читать еще:  Какие документы нужны при покупке дачи с земельным участком?

В современном обществе, в том числе и в России, все большее распространение получает эгалитарная семья. В современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчины. Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты. Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки. Тем не менее, во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной. М.В.

Исторические формы семьи и брака

Семья как социальный институт является условием функционирования всей социальной структуры общества. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития.

Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство.

С 2008 года в нашей стране празднуется Всероссийский день семьи, любви и верности. Его связывают с именами Петра и Февроньи Муромских, брак которых прошел через огонь, воду и медные трубы, но не разрушился, а только укрепился от трудностей. В сегодняшней статье мы бы хотели рассказать о том, как развивались семейно-брачные отношения на протяжении многих веков.

Семья для каждого человека — источник любви, преданности и поддержки. В ней закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая и крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.

Его связывают с именами Петра и Февроньи Муромских, брак которых прошел через огонь, воду и медные трубы, но не разрушился, а только укрепился от трудностей.
Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней в начале 21 века. А именно: массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность супругов. Изменилось социальное положение женщин.
Брачный союз, оформленный органами государственной власти. Впервые был введен в Нидерландах в XVI веке, чтобы поддержать интересы диссидентов и католиков.
Семья является наиважнейшим социальным институтом, включающим в себя другие, более частные институты, такие как институт брака, институт родства, и проч. Брачные отношения подразделяются на разновидности браков по отношению к государственной власти и на виды браков по цели заключения. К последним относятся фиктивный, политический брак, брак по любви, по расчёту, по принуждению и проч.

На мой взгляд, И.А. Загоровский очень хорошо и точно выделил элементы брака, но как рассматривать союз, в котором нет какого-либо элемента? Например, в церковном браке может не быть юридического элемента, а в юридическом — физического и т.д. Действительно, супруги могут находиться в зарегистрированном браке, более того, признанном церковью, вести общее хозяйство и иметь друг к другу нравственную привязанность, но не находиться в интимных отношениях. Будет ли такой брак считаться полноценным браком? Решая данный вопрос, мы понимаем, что единой концепции брака не существует. В религиозном смысле брак — это мистический союз, таинство или, как писал А.И. Загоровский, наиболее полное общение между мужчиной и женщиной.

Форма союза с многовековой историей и широким распространением в средние века. Бракосочетание относится к обрядам Святого Таинства и называется венчанием.

Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятель­ность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.).

Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа. Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе.

Исторические формы семьи и брака

Институционализация семейных отношений носила длительный и сложный характер.

На них существенное влияние оказали природный, трудовой, экономический, религиозный, моральный, политический и правовой факторы. В зависимости от них семья и брак приобретали самые разные, порой причудливые формы. К сожалению, в современной социологии нет однозначной классификации (типологии) семейно-брачных отношений. При решении этой задачи исследователи используют самые разные критерии. Нам представляется, что ведущим критерием, основным фактором, позволяющим определить форму семейных отношений, является брак между субъектами семьи (мужем или мужьями и женой или жёнами и, соответственно, нормы взаимоотношений между ними). Если применить этот критерий, то просматривается следующая картина семейнобрачных отношений.

Очевидно, первой исторической формой брака был групповой. Его основу составлял сексуальный союз определённой группы мужчин и женщин, в которой все взрослые одновременно являлись мужьями и жёнами (сексуальными партнёрами). Следовательно, и семья носила групповую форму (семейная группа). Дети считались общим достоянием, велось совместное хозяйство, разделение труда имело примитивные формы. Забота о членах семьи и особенно о детях носила коллективный характер. Разумеется, групповые формы брака и семьи имели у разных народов своеобразие, порой весьма существенно отличались; но в главном – они совпадают.

Такая форма брачно-семейных отношений имела место в примитивных обществах (предобществах, доиндустриальных обществах). Правда, её отголоски имеют место и в современном обществе. Речь идёт о так называемой «шведской семье» и семейных коммунах, изредка встречающихся в США и некоторых других странах.

В шведской семье, например, совместно проживают несколько мужчин и женщин. Их соединяют не только сексуальные, но и хозяйственные, эмоциональные и другие взаимоотношения.

Второй исторической формой брачных отношений стал полигамный брак (от древнегреческого poli – много и gamos – брак) объединяющий трёх, или большее количество сексуальных партнёров. Такая форма брака появилась благодаря зарождению частной собственности, государства, права. Подобный брак, соответственно, породил и полигамную семью. Полигамные брачно-семейные отношения имеют два вида – полигинию и полиандрию.

Полигиния (многожёнство) предполагает одного мужа и несколько жён. Их количество может достигать несколько сотен. Полиандрия означает многомужество, т.е. одна женщина является одновременно женой нескольким мужчинам. В этом случае, как правило, женится старший брат, приводит жену в свой дом, а младшие братья автоматически становятся ей мужьями.

Полигиния имеет широкое распространение в странах с исламской религией. Причём возможны её различные варианты. Скажем, все жёны могут проживать в одном доме с мужем и вести совместное хозяйство. Но они могут проживать и раздельно, имея отдельный дом и индивидуальное хозяйство. В таком случае муж эпизодически наведывается к своей супруге и детям. В каждом конкретном случае имеет место собственная регламентация семейно-брачных отношений, но не выходящая за рамки данного института.

Полиандрия (многомужество) встречается довольно редко. В наше время она сохранилась на Тибете.

Третьей исторической формой брачно-семейных отношений является моногамия (единобрачие), представляющая собой союз двух субъектов – мужчины и женщины. Возникнув в глубокой древности, моногамия со временем стала ведущей формой семейных отношений во многих обществах, во всяком случае, в евроаме- риканских.

Преимущество моногамии над другими формами семьи очевидно. Здесь имеют место более близкие отношения супругов между собой, чувство любви, заботы, верности, стремления эффективно вести хозяйство, передать наследство детям и т.п.

Итак, тремя основными историческими формами семьи являются семейная группа, полигамная и моногамная семьи.

Вместе с тем семейные отношения, особенно в условиях моногамии имеет множество вариантов в связи с чем, социологи выделяют их различные виды и разновидности.

Так, если за критерий классификации взять степень самостоятельности, то выделяют нуклеарную и расширенную семью.

Нуклеарная, или простая семья состоит из мужа, жены, их детей. Супруги самостоятельны, независимы от своих родителей, имеют собственное хозяйство. Нуклеарные семьи наиболее рапро- странены в современных обществах.

Расширенная, или сложная семья, состоит из родственников двух-трёх поколений (дедушки, бабушки, их дети, внуки и т.д.), проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

В свою очередь, расширенная семья имеет такие разновидности, как патрилокальная и матрилокальная. Критерием такого деления выступает место проживания супругов. Если супружеская

пара проживает вместе с родственниками мужа или поблизости от них, то такую семью называют патрилокальной. А если супруги живут вместе или поблизости от родственников жены, то такую семью принято называть матрилокальной.

Патрилокальные и матрилокальные семьи преимущественно характерны для архаичных обществ. Хотя встречаются и в современных, особенно в России, где имеет место дефицит жилья. В России семья традиционно рассматривалась как весьма крупное объединение людей – семь «я», семь личностей, т.е. супругов, родителей одного из супругов и нескольких детей.

Иногда социологи и демографы за критерий классификации семей берут количество детей, имеющихся в них. Следовательно, выделяются семьи: бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.

Если за критерий взять длительность супружеских отношений, то можно получить такие разновидности семьи, как: молодёжная, молодая, среднего супружеского возраста и пожилая семьи.

Если за основу супружеских отношений взять юридический аспект, что можно все семьи разделить на формальные и неформальные.

В формальных семьях брачные отношения между супругами закреплены юридически и религиозно, т.е. санкционированы государством или церковью.

В неформальных семьях брак между супругами не санкционирован ни церковью, ни государством. Неформальные семьи, как и формальные, могут иметь детей, имущество, вести совместно хозяйство, воспитывать подрастающее поколение и т.п. В простона- речьи такую форму брачно-семейных отношений называют «гражданским» браком или сожительством. Последнее более точно отражает реальное положение вещей.

В последнее время появилась новая разновидность брачносемейных отношений – гомосексуальная. Речь идёт о том, что представители одного пола будь-то мужчины или женщины получили право заключать между собой брачный союз и вести официально совместную жизнь. Такие брачно-семейные отношения имеют место в Голландии, Швеции, Англии и ряде других стран.

Имеются и некоторые другие разновидности семейнобрачных отношений.

Ссылка на основную публикацию