Государственные субсидии по налогу на добавленную стоимость

Государственные субсидии по налогу на добавленную стоимость

Субсидия из бюджета и НДС

Бюджетное учреждение получило из федерального бюджета субсидию на выполнение государственного задания. Облагается ли НДС полученная субсидия? Где отражается в декларации по НДС сумма субсидии? Учитывается ли субсидия при исчислении 5% порога? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елену Хмелькову и Ольгу Монако.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений” (далее – Закон № 239-ФЗ) пункт 2 статьи 146 НК РФ дополнен подпунктом 4.1, вступившим в силу с 1 января 2012 года (п. 2 ст. 6 Закона № 239-ФЗ).
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Таким образом, полученные бюджетным учреждением субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания с 1 января 2012 года не облагаются НДС (письмо ФНС России от 07.10.2011 № АС-4-3/16572@).

Раздельный учет в целях исчисления НДС
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 149 НК РФ и пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие и не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, обязан вести раздельный учет и таких операций, и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), приведены в статьи 149 НК РФ.

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает ведение раздельного учета облагаемых операций и операций, не подлежащих обложению (освобождаемые от налогообложения).

Вместе с тем, согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, относится к категории операций, “не признаваемых объектом налогообложения НДС”.

К сожалению, официальных разъяснений в отношении раздельного учета НДС при получении бюджетным учреждением субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания, а также выполнении работ (оказании услуг) им в рамках указанного задания найти не удалось.

Применительно к операциям, не признаваемым объектом обложения по НДС согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ, Управление МНС по г. Москве в письме от 18.11.2004 № 24-11/74588 указало на необходимость раздельного учета сумм НДС, предъявленных продавцами, если эти товары (работы, услуги) используются в деятельности, как являющейся, так и не являющейся объектом налогообложения.

Минфин России в письме от 29.12.2007 № 03-07-13/1-29 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 06.03.2008 № 03-1-03/761) указал, что на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (в том числе в связи с осуществлением работ, местом реализации которых территория РФ не признается).

В письмах Минфина России от 25.03.2012 № 03-07-08/92, от 19.01.2012 № 03-07-08/07 разъяснено, что если в течение налогового периода наряду с операциями, не подлежащими налогообложению, в связи с тем, что они не являются объектами обложения НДС, осуществлялись операции, подлежащие налогообложению, и расходы на операции, не являющиеся объектом налогообложения, составили менее 5%, раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, на основании положений пункта 4 статьи 170 НК РФ, может не производиться.

Судебная практика также свидетельствует о необходимости ведения раздельного учета НДС при осуществлении операций, не признаваемых объектами налогообложения, наряду с осуществлением операций, подлежащих налогообложению.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 05.07.2011 № 1407/11 указал, что предусмотренное пунктом 4 статьи 170 НК РФ правило ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ. Иное толкование пункта 4 статьи 170 НК РФ не согласуется с изложенным в пункте 2 этой статьи общим порядком отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод представлен в определении ВАС РФ от 15.02.2010 № ВАС-15830/09, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2012 № Ф07-931/11 по делу № А42-7307/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 № 13АП-21536/11.

Таким образом, разъяснения уполномоченных органов и судебная практика свидетельствуют о необходимости ведения раздельного учета НДС в случае осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения, наряду с операциями, облагаемыми НДС.

Согласно абзацу 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, бюджетному учреждению следует учитывать субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания при ведении раздельного учета НДС в соответствии со статьей 170 НК РФ. Соответственно, расходы, связанные с выполнением работ (оказание услуг) бюджетным учреждением в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из бюджета бюджетной системы РФ, учитываются при расчете 5-процентного порога, установленного абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Декларация по НДС
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – Декларация) и Порядок ее заполнения (далее – Порядок) утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
В разделе 7 Декларации отражаются:
– операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);
– операции, не признаваемые объектом налогообложения;
– операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
– суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

В соответствии с абзацем 5 пункта 3 Порядка в случае, если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), ими заполняются титульный лист, разделы 1 и 7 Декларации. При этом в строках раздела 1 Декларации ставятся прочерки.

Если же учреждение осуществляет одновременно облагаемые и необлагаемые операции, дополнительно к обычно заполняемым разделам Декларации добавляется раздел 7. Информация этого раздела является справочной. На сумму налога, которую надо перечислить в бюджет (возместить из бюджета), данные этого раздела не влияют.

В графе 1 по строке 010 раздела 7 Декларации отражаются коды операций в соответствии с приложением № 1 к Порядку (п. 44.2 Порядка).

Вместе с тем Раздел I “Операции, не признаваемые объектом налогообложения” Перечня кодов не предусматривает нормы подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

ФНС России в письме от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19361@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в приложение № 1 к Порядку отражать в разделе 7 Декларации операции, предусмотренные в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, под кодом 1010816. Вместе с тем ФНС России отметила, что не является нарушением использование налогоплательщиками кода 1010800 до момента официального установления кода 1010816.

В соответствии с положениями пункта 44.2 Порядка при отражении в графе 1 по строке 010 операций, не признаваемых объектом налогообложения, под соответствующим кодом операции налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2 по строке 010. При этом показатели в графах 3 и 4 по строке 010 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

В соответствии с пунктом 44.3 Порядка в графе 2 строки 010 раздела 7 Декларации отражается стоимость товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ. В рассматриваемой ситуации в указанной графе отражается сумма полученной бюджетным учреждением субсидии.

Государственные субсидии по налогу на добавленную стоимость

Дата публикации 20.12.2018

Документ

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”

Комментарий

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ (далее – Закон № 424-ФЗ) внес ряд изменений в главу 21 НК РФ “Налог на добавленную стоимость”. В первую очередь эти изменения коснулись правил вычета и восстановления НДС при покупке товаров (работ, услуг) за счет субсидий или бюджетных инвестиций (далее – субсидии), а также льгот, от которых можно отказаться.

Рассмотрим подробнее важнейшие изменения.

Вычет и восстановление НДС при получении субсидии без учета налога

С 01.01.2019 налогоплательщик, получивший субсидии, должен определить, учтен ли в полученной сумме “входящий” НДС или нет. Сделать это можно по документам, которыми оформляется выдача денежных средств из бюджета. Если в этих документах сказано, что субсидия без НДС, то налог будет перечислен за счет налогоплательщика. В этом случае организация может:

  • принять “входной” НДС к вычету – при оплате товара (работ, услуг) суммой полученной субсидии (абз 1, абз. 9 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции);
  • не восстанавливать принятый к вычету НДС – если субсидия получена уже после приобретения и компенсирует затраты на приобретение товаров, работ или услуг (абз 1, абз. 10 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Если в документах не указано, что субсидия выдана без учета сумм НДС, то “входной” налог может быть уплачен за счет этой субсидии. В этом случае организация:

  • не может принять к вычету “входной” НДС – при оплате товара, работ или услуг суммой полученной субсидии;
  • должна восстановить принятый к вычету НДС – если субсидия получена в счет компенсации затрат на приобретение товара, работ или услуг.

Заметим, в настоящий момент положения НК РФ требуют восстанавливать НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет субсидии, причем вне зависимости от того, входят в субсидию суммы НДС или нет. К такому выводу пришли и контролирующие органы (см. письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-07-15/20870, которое направлено нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 03.04.2018 № СД-4-3/6286@).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, если субсидия частично покрывает стоимость приобретения

Если организация оплачивает купленный товар (работы, услуги) за счет субсидии (включающей НДС) частично, то она может принять к вычету НДС только в части, уплаченной за счет собственных средств (абз. 2 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции). НДС не принимается к вычету в доле, которая определяется исходя из стоимости приобретения за счет субсидий в общей стоимости данных товаров, работ или услуг.

Заметим, что ранее НК РФ не регулировал порядок принятия НДС к вычету в таком случае.

Изменились и правила восстановления НДС по товарам, расходы на приобретение которых частично компенсирует выданная субсидия.

Восстанавливать НДС следует с доли, определяемой как отношение субсидии, за счет которой был приобретен товар (работы, услуги), к общей стоимости этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то есть восстанавливается НДС в части полученных субсидий.

Отметим, что ранее пропорция для этих целей считалась иначе. Она рассчитывалась между стоимостью товаров, приобретенных за счет субсидии, и общей стоимостью всех купленных товаров без налога. В НК РФ не уточнялось, за какой период рассчитывается пропорция, однако мы полагаем, что при расчете берутся показатели за налоговый период (квартал).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, уплаченного при ввозе импортного товара за счет субсидии

Определены правила вычета и восстановления НДС, если импортный НДС оплачивается за счет субсидий.

НДС, уплаченный за счет такой субсидии, к вычету не принимается (абз. 4 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Налог, уплаченный при ввозе товара за счет собственных средств, после получения организацией субсидии должен быть восстановлен (абз. 5 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Заметим, что ранее контролирующие органы придерживались похожей позиции. В разъяснениях они указывали, что при оплате НДС за счет субсидий, выделенных из бюджета, налог к вычету не принимается. Соответственно, при получении субсидий на покрытие расходов по уплате НДС соответствующую сумму надо восстановить (см. письмо Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61).

Читать еще:  Как прошить книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей?

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Учет в расходах НДС, уплаченного за счет субсидий

Установлен новый порядок учета сумм НДС, не принятых к вычету в связи с приобретением товаров (работ, услуг) за счет субсидий. Такие суммы организация может учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. При этом суммы НДС, который не был принят к вычету, не учитываются в первоначальной стоимости приобретенных ОС, а также списываются в прочих расходах (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Напомним, что сейчас организация может включить НДС, не принятый к вычету, в расходы только при соблюдении двух условий:

  • ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий;
  • расходы на приобретение товаров (работ, услуг) учитываются при исчислении налога на прибыль.

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС по субсидиям без указания на приобретение конкретных товаров, работ или услуг

Закреплен порядок вычета и восстановления НДС по субсидиям, выделенным налогоплательщику без указания, какой конкретно товар на нее следует приобрести (далее – нецелевая субсидия).

С 01.01.2019 организация, получающая нецелевые субсидии, должна вести раздельный учет расходов, произведенных за их счет или за счет собственных средств. Целью ведения такого раздельного учета является своевременное определение суммы НДС, которую можно заявить к вычету в таком случае.

Если в течение года раздельный учет расходов организация не вела, ей придется восстановить налог в части, приходящейся на субсидию по специальным правилам. Сделать это следует в последнем квартале того года, в котором получены и потрачены субсидии. НДС восстанавливается в доле, которая определяется как пропорция между суммами субсидий и произведенными расходами за весь календарный год. Положительная разница между суммой субсидий и расходами не учитывается при расчете доли, а прибавляется к сумме субсидий для расчета доли в следующем календарном году.

Организации, получающие нецелевые субсидии, могут выбрать один из двух вариантов поведения. Первый – вести в течение года раздельный учет расходов за счет субсидий и за счет собственных средств. Это позволит определить сумму НДС к вычету и заявить ее.

Второй – не вести раздельный учет расходов и рассчитать сумму НДС к восстановлению в конце года. В таком случае налогового правонарушения она не совершает, никаких санкций не будет. Восстановленный НДС учитывается в составе прочих расходов по правилам статьи 264 НК РФ и в состав стоимости товаров (работ, услуг) не включаются (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

От льготы по услугам гарантийного ремонта организация сможет отказаться

От НДС освобождены услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).

На данный момент эта льгота является обязательной, т.е. отказаться от ее применения налогоплательщик не может.

Однако с 01.01.2019 такая операция из п. 2 ст. 149 НК РФ перейдет в п. 3 ст. 149 НК РФ, т.е. от ее применения организация сможет отказаться.

Напомним, что отказаться от льготы можно, подав заявление в инспекцию в свободной форме до 1 числа того налогового периода, в котором налогоплательщик не хочет применять эту льготу (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Налоговым периодом для НДС является квартал. Если заявление подано вовремя, налогоплательщик может облагать НДС свои услуги, а также принимать налог к вычету со следующего квартала.

Если такое заявление не подано, льгота будет применяться автоматически, соответственно, на вычет НДС организация права иметь не будет.

Полагаем, что впервые отказаться от льготы можно уже в первом квартале 2019 года. Для этого заявление о таком отказе следует подать до 9 января 2019 года (с учетом переноса срока согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

О том, будет ли применяться освобождение, если заявление об отказе подано позже срока, читайте в справочнике “Налог на добавленную стоимость”.

Покупатели макулатуры станут налоговыми агентами по НДС

С 01.01.2019 операции по реализации макулатуры будут облагаться НДС. Связано это с тем, что льгота, дающая организациям право не уплачивать НДС с этих операций, утратит силу с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 № 174-ФЗ).

Закон № 424-ФЗ устанавливает особый порядок уплаты налога по таким операциям. Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Теперь покупатели макулатуры будут считаться налоговыми агентами по НДС (за исключением физлиц без статуса ИП). На них возлагается обязанность исчислять НДС и уплачивать его в бюджет с данных операций. Аналогичный порядок уплаты НДС был уже ранее введен для покупателей сырых шкур и металлолома, подробно он рассмотрен в справочнике “Налог на добавленную стоимость”.

Вступают указанные изменения в силу с 01.01.2019 и распространяются на операции по приобретению макулатуры после этой даты.

НДС. Из бюджета получена субсидия

Анищенко А. В., аудитор

Как следует из разъяснений чиновников, уплачивать ли НДС с полученных субсидий, зависит от того, на какие цели получены бюджетные средства.

Понятие субсидии

Субсидии юридическим лицам (кроме государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (производителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Субсидии из бюджета предоставляются:

– из федерального бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете;

– из бюджета субъекта РФ – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ;

– из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Возмещение затрат и убытков

Зачастую убытки неизбежны в случае применения регулируемых цен.

Как указано в пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления. Это в определенных ситуациях может относиться и к сфере сельского хозяйства.

Однако убытки в сельском хозяйстве могут возникнуть и по климатическим причинам – засуха, заморозки, наводнения, град…

Начисление НДС

В рассматриваемой ситуации платить налог на добавленную стоимость не нужно.

Если бюджетные средства выделены на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов, работ, услуг или на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых или льготных цен, с полученных средств НДС не начисляется. Об этом же – в письмах Минфина России от 22 января 2013 г. № 03-07-11/09, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и УФНС России по г. Москве от 23 июня 2009 г. № 16-15/63905.

Кроме того, этот подход был поддержан в определении ВАС РФ от 11 сентября 2009 г. № ВАС-11428/09. Однако есть проблемы с возмещением НДС.

Вычет «входного» НДС

Если налогоплательщик получает субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров, работ, услуг с учетом НДС, принятый к вычету налог придется восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: речь идет исключительно о субсидиях из федерального бюджета.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров, работ, услуг, а учитываются в составе прочих расходов согласно статье 264 Налогового кодекса РФ.

Налог восстанавливается в том налоговом периоде (квартале), в котором получены субсидии. Из этого очевидно, что при оплате товаров, работ, услуг за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, «входной» НДС предъявить к вычету нельзя.

При восстановлении НДС в книге продаж следует зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на восстановленную сумму. Об этом говорится в пункте 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. При этом вносить изменения в книгу покупок не нужно.

Правда, если субсидия получена из федерального бюджета без учета НДС, то обязанность восстанавливать налог, принятый к вычету, у налогоплательщика отсутствует (письмо Минфина России от 27 декабря 2011 г. № 03-07-11/347). Не нужно это делать и в случае, если субсидия получена не из федерального бюджета.

Проблемная ситуация

При трактовке норм Налогового кодекса РФ важны каждое слово, скобки и даже запятые. У налогоплательщиков, не учитывающих эти тонкости, нередко возникают сложности при налоговых проверках.

Так, в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ используется термин «возмещение». Между тем существует еще и такое понятие, как «частичное возмещение». Поэтому из буквального прочтение данного подпункта следует, что на частичную компенсацию требование о восстановлении «входного» НДС не распространяется.

Для того чтобы у чиновников не было возможности просто отмахнуться от этого неудобного факта, приведем два любопытных судебных решения. И хотя они вынесены арбитрами с учетом норм, действовавших ранее, однако для конкретных вопросов, связанных с частичным возмещением затрат за счет субсидии, это роли не играет.

Во-первых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010 судьи указали, что в статье 170 Налогового кодекса РФ отсутствует указание на обязанность налогоплательщика восстанавливать сумму «входного» НДС по приобретенным материальным ценностям, стоимость которых впоследствии частично возмещена за счет субсидий из федерального бюджета.

Во-вторых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27 января 2011 г. № А65-11184/2010 суд вынес решение, которое можно использовать даже сейчас. Налогоплательщик купил удобрения за свой счет с учетом НДС. Затем он получил субсидию на частичную компенсацию данных затрат, причем в платежных документах на предоставление субсидии НДС не выделялся. Перед налоговиками встала задача доказать, что эта частичная компенсация покрыла не только часть основной стоимости удобрений, но и часть «входного» налога. Но суд это опроверг.

Обычная покупка

Если в рамках государственной программы бюджет что-то приобретает у налогоплательщиков, на наш взгляд, назвать это субсидией невозможно. Тут и говорить не о чем.

Но есть еще вариант, когда бюджет компенсирует разницу между полной ценой товара, работы и услуги и той регулируемой ценой, по которой эти товары, работы или услуги продавец вынужден отдавать покупателям.

Как отличить субсидию на компенсацию затрат от данного вида субсидии?

Для этого можно использовать информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

При получении бюджетных средств в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей налогоплательщик не приобретает какие-либо товары, работы, услуги, для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сам оказывает услуги. Данные бюджетные средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств налогоплательщик не обязан отчитываться. Таким образом, такая субсидия должна трактоваться как обычная выручка компании и, соответственно, облагаться НДС.

Однако если организация начисляет и уплачивает НДС с сумм, получаемых из бюджета в оплату его товаров, работ или услуг, то и суммы «входного» налога подлежат вычету в обычном порядке.

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидий из региональных и местных бюджетов, можно принять к вычету из бюджета.

Субсидии от государства. О восстановлении НДС при дальнейшем использовании в субсидируемых видах деятельности

Если организация или коммерсант трудятся в социально значимых сферах, то государство нередко «помогает» им посредством выделения субсидий из бюджетов разных уровней. Одной из особенностей плательщика НДС, работающего в субсидируемой сфере, является восстановление налога по ресурсам, приобретенным за счет полученных субсидий.

Читать еще:  Покупка доли в квартире: необходимые документы и нюансы сделки

Предоставление субсидий имеет широкое распространение при продаже товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых определенным категориям потребителей — пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, многодетным семьями и пр. Например, такие как: ЖКХ, где население оплачивает предоставляемые им услуги не по свободным ценам, а по тарифам, установленным государством; транспорт, в котором цены пассажирских перевозок, находятся под контролем властей; услуги общественного питания; продажа лекарств и т. д. Понятно, что работа в таком бизнесе зачастую связана с убытками, так как жесткий контроль цен или предоставление льгот в такой сфере «обеспечивает» организации или коммерсанту получение так называемых выпадающих доходов. Чтобы покрыть убытки, связанные со «сниженными» ценами или льготами, или компенсировать расходы организации или коммерсанта в субсидируемых видах деятельности, государство выделяет им бюджетные средства в виде субсидий.

Основные положения

Причем в силу п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий в виде грантов), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из:

федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Налогообложение полученных субсидий у плательщика НДС зависит от направления их использования

Напомним, что в силу п. 1 ст. 146 НК РФ основным объектом налогообложения по НДС выступает реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, причем источник их оплаты роли не играет. Объект налогообложения возникает даже в случае, если указанные товары (работы, услуги) реализуются налогоплательщиком безвозмездно. Следовательно, у плательщика НДС, работающего в субсидируемой сфере, также возникает обязанность по исчислению НДС.

Пунктом 1 ст. 154 НК РФ установлено, что в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется налогоплательщиком исходя из стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Напоминаем, что в отношении сделок, доходы и расходы по которым согласно главе 25 НК РФ признаются в учете после 1.01.2012, используется понятие рыночной цены, установленное ст. 105.3 НК РФ.

Для справки. В силу п. 1 ст. 105.3 НК РФ рыночной признается цена сделки, заключенной между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены ст. 105.1 НК РФ.

При этом нормами ст. 153 НК РФ прямо закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Особенностью реализации в субсидируемых сферах бизнеса является применение государственных цен или льгот.

Напомним, что п. 13 ст. 40 НК РФ закреплено общее правило налогообложения, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Иными словами, налогообложение таких сделок производится исходя из фактических цен реализации товаров (работ, услуг).

Это согласуется и с нормой п. 2 ст. 154 НК РФ, устанавливающей порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг). В абзаце 2 п. 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом законом прямо определено, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Однако последняя норма справедлива лишь в случае, если получаемые плательщиком НДС субсидии не связаны с расчетами за реализуемые товары, выполненные работы или оказанные услуги. Иными словами, порядок налогообложения полученных субсидий у плательщика НДС зависит от направления их использования.

Если бюджетные средства получены плательщиком НДС на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, или по ценам с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом. На это не раз указывал Минфин России в разъяснениях (письма от 3.06.13 г. № 03-03-06/4/20240, от 26.07.11 г. № 03-03-06/4/83, от 9.06.11 г. № 03-03-06/1/337, от 7.05.08 г. № 03-07-11/175).

Аналогичное мнение высказывают и налоговые органы, о чем свидетельствует письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.09 г. № 16–15/63905.

Такого же подхода придерживаются и региональные суды. Так, например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 7.03.13 г. по делу № А38-6048/2011 арбитры удовлетворили требования налогоплательщика о признании недействительным решения налоговых органов в части доначисления сумм НДС. Рассматривая материалы дела, суд отметил, что суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, не облагаются НДС.

Если суммы субсидий выделены из бюджета на иные цели (например, на покрытие разницы в ценах), то они рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги), которые на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ увеличивают налоговую базу налогоплательщика.

Этот вывод подтверждается мнением Минфина России, изложенным в письме от 17.08.11 г. № 03-07-11/227. Поддерживают чиновников Минфина России и налоговые органы, на что указывает письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.07 г. № 19–11/120978.

Восстановление НДС

Отметим, что до 1.10.2011 глава 21 НК РФ не содержала прямого ответа на данный вопрос. Не было единого мнения на этот счет даже среди контролирующих органов. Минфин России настаивал на том, что в случае оплаты приобретаемых ресурсов за счет получаемых бюджетных денег налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме «входного» налога, так как это ведет к повторному возмещению налога из бюджета. В частности, именно такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 8.08.11 г. № 03-03-06/4/92.

Налоговые органы в свою очередь допускали возможность применения вычета по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий (письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.07 г. № 19–11/120978). Причем эту точку зрения поддерживали и арбитры, о чем свидетельствует, в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.11 г. по делу № А57-1934/2011.

С 1 октября 2011 г. данный вопрос перестал быть актуальным, так как теперь п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо закреплено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При этом прямо указано, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Следовательно, с 1.10.2011 налогоплательщик, работающий в субсидируемом виде деятельности, при получении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате «ввозного» при ввозе товаров обязан восстановить НДС, ранее принятый им к вычету. Сделать это нужно в том налоговом периоде, в котором получены бюджетные средства. В силу прямой нормы ст. 170 НК РФ восстановленный налог не включается в стоимость товаров (работ, услуг), а учитывается налогоплательщиком в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ.

Обратите внимание! В п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо указано, что налог восстанавливается в случае получения субсидий из федерального бюджета, поэтому если приобретаемые ресурсы оплачены за счет субсидий, полученных из регионального или местного бюджета, то восстанавливать НДС не нужно. Согласны с таким подходом и чиновники Минфина России, о чем свидетельствует письмо от 30.10.12 г. № 03-07-11/462.

Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в письме ФНС России от 24.12.15 г. № СА-4-7/22683@ со ссылкой на Определение ВС РФ от 19.11.15 г. № 310-КГ15-8772 по делу № А09-8245/2014, субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Аналогичные выводы содержатся и в Определении ВС РФ от 21.01.16 г. № 310-КГ15-13228 по делу № А09-7805/2014.

Напоминаем, что с 1.04.2012 налогоплательщики обязаны руководствоваться официальными формами документов по НДС и регламентами их заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.11 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила № 1137).

Как следует из п. 14 раздела II приложения № 5 к Правилам № 1137, при восстановлении НДС налогоплательщик, получивший субсидию, должен зарегистрировать в своей книге продаж счета-фактуры, на основании которых им ранее были приняты к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в субсидированном виде деятельности, приобретенные за счет полученных субсидий.

Обратите внимание на то, что с 1.01.2014 плательщики НДС независимо от наличия статуса крупнейшего налогоплательщика или количества наемных работников отчитываются по НДС в электронной форме. На это указывает п. 5 ст. 174 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28.06.13 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Начиная с I квартала 2015 г. декларирование налога производится по форме, формату и в соответствии с Порядком, утвержденными приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». Этим приказом утвержден и формат представления налоговой декларации в электронной форме.

Пример

Сумма «входного» налога была принята к вычету плательщиком НДС в I квартале 2016 г.

В мае 2016 г. организация в целях компенсации затрат получила субсидию из федерального бюджета в размере 1 000 000 руб.

На основании п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ организация должна восстановить сумму налога в размере 36 000 руб. и отразить ее в налоговой декларации за II квартал 2016 г.

Для справки. Подача налоговой декларации на бумажном носителе будет расценена, как непредставление налоговой декларации, в силу чего налогоплательщик может быть оштрафован на основании п. 1 ст. 119 НК РФ. При этом размер штрафа может составить от 1000 руб. до 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Такие разъяснения дают налоговики столицы в письме УФНС России по г. Москве от 13.01.15 г. № 24–15/000647.

Порядок учета НДС при получении субсидии от государства

Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?

Читать еще:  Что делать если муж изменяет и врет, а уходить не хочет?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация является муниципальным предприятием, учредителем и собственником имущества которого является администрация города.

Администрация города предоставила субсидию за счет средств местного бюджета на компенсацию затрат (убытков) или недополученных (выпадающих) доходов по нереальной к взысканию задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Задолженность ранее была признана как нереальная к взысканию и списана либо на основании исполнительного производства, либо в связи со смертью и т.п.

До 2018 года предприятие получало данную субсидию за счет средств местного бюджета и не облагала ее НДС.

При реализации услуг населению предприятие уже исчислило и уплатило в бюджет сумму НДС. Фактически субсидия дается на погашение списанной дебиторской задолженности, которая по решению суда нереальная к взысканию.

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ внес изменения в учет НДС при получении субсидий за счет бюджетных средств.

Должно ли предприятие в 2018 году облагать данную субсидию НДС?

Если да, то какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Рассматриваемые субсидии не связаны с оплатой реализованных услуг, следовательно, не должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС. Получаемые бюджетные средства являются субсидией, которая призвана возместить расходы, связанные со списанием дебиторской задолженности населения за оказанные предприятием услуги, которые ранее были включены в налогооблагаемую базу по НДС в полной сумме.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ в главу 21 НК РФ, распространили с 1 января 2018 года обязанность восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, на случаи получения субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Разъяснения Минфина России по вопросу исчисления НДС при получении субсидий после 01.01.2018, сводятся к тому, что в зависимости от цели предоставления субсидии она либо включается в налогооблагаемую базу по НДС (кроме тех, что связаны с применением регулируемых цен), либо требует возмещения ранее принятых к вычету сумм НДС (или непринятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет полученной субсидии).

Однако для рассматриваемой субсидии главой 21 НК РФ не установлено правил налогообложения. Тем не менее, не исключен риск предъявления претензий в виде требования восстановить сумму НДС исходя из сумм, полученных из бюджета. При этом порядка такого восстановления законодательством не предусмотрено.

Судебной практики по вопросу налоговых последствий получения субсидий, аналогичных рассматриваемой, мы не обнаружили. Однако имеющиеся разъяснения косвенно свидетельствуют о вероятности спора с налоговым органом. В связи с чем рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:

а) возмещения недополученных доходов;

б) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По вопросам применения НДС при получении субсидий после 1 января 2018 года следует руководствоваться письмом Минфина России от 02.04.2018 N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@).

В письме указано, что порядок налогообложения субсидий зависит от их квалификации. Так, в случае получения субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ:

– на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) – суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых получателями субсидий. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ вычету не подлежат;

– на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), – суммы НДС, принятые налогоплательщиками к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Восстановление НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий, бюджетных инвестиций).

– в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзаце 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в общем порядке.

Таким образом, получение субсидии требует либо восстановить НДС (или не принимать к вычету) по товарам (работам, услугам), оплачиваемым за счет полученных субсидий, либо включить сумму субсидии в налогооблагаемую базу по НДС (за исключением субсидии, получаемой в связи с применением регулируемых цен).

В соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета Северо-Курильского городского округа на компенсацию затрат (убытков) или недополученных (выпадающих) доходов производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением администрации Северо-Курильского городского округа от 09.08.2016 N 370, субсидия предоставляется на возмещение недополученных доходов, образовавшихся в результате возникновения нереальной к взысканию дебиторской задолженности населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

В общем случае при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом в п. 2 ст. 154 НК РФ идет речь о невключении в налоговую базу только тех субсидий, которые связаны с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Рассматриваемая субсидия связана с компенсацией недополученных (выпадающих) доходов по нереальной к взысканию задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем п. 2 ст. 154 НК РФ на нее не распространяется.

В то же время рассматриваемая субсидия не признается объектом обложения НДС и на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому, налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются.

По нашему мнению, рассматриваемая субсидия по своей экономической сути направлена на компенсацию расходов предприятия вследствие списания невозможной к взысканию задолженности населения за услуги, т.е. не связана с оплатой товаров (работ, услуг). Субсидируемые затраты составляют сумму задолженности населения, подлежащей списанию в бухгалтерском учете на расходы в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Кроме того, субсидия предоставляется для возмещения расходов по списанию тех услуг, реализация которых уже была обложена НДС в установленном порядке, поскольку п. 1 ст. 146 НК РФ применяется независимо от наличия оплаты и (или) от способа оплаты реализуемых товаров (работ, услуг) (исходя из п. 2 ст. 153 НК РФ).

Включение рассматриваемой субсидии в налогооблагаемую базу означало бы повторное налогообложение одного и того же объекта – услуг, оказываемых предприятием населению.

Риски, связанные с необходимостью восстановления сумм НДС

Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ в главу 21 НК РФ, распространили обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, на случаи получения из бюджета субъекта Российской РФ субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в РФ.

С 1 января 2018 года в случае получения субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые к вычету по этим товарам (работам, услугам, имущественным правам) в установленном порядке, подлежат восстановлению. При этом восстановление НДС производится независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в случае частичного возмещении затрат восстановлению подлежит сумма НДС, принятая к вычету, в соответствующей доле.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Исходя из последних разъяснений Минфина России относительно применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, можно прийти к выводу, что, по мнению как финансового ведомства, так и налоговых органов, получение субсидий, даже не связанных с возмещением конкретных затрат налогоплательщика, требует восстановления НДС.

Это означает, что, поскольку рассматриваемая субсидия не подпадает под действие п. 2 ст. 154 НК РФ (не является возмещением убытков, вызванных применением регулируемых цен), но и не включается в налогооблагаемую базу по НДС, то формально при ее получении налогоплательщик должен восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету, исходя из сумм полученных субсидий (смотрите, например, письма Минфина России от 22.06.2018 N 03-07-11/42827, от 18.06.2018 N 03-07-11/41338).

Исходя из вышеуказанного письма Минфина России от 02.04.2018 N 03-07-15/20870, которым должны руководствоваться налоговые органы, в целях учета НДС финансовые органы выделяют два возможных варианта:

– когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета на возмещение понесенных им затрат по приобретению товаров (работ, услуг), то вне зависимости от вида бюджета, из которого получена такая субсидия, она не включается в базу по НДС, и, соответственно, “входной” НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ подлежит восстановлению;

– когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета в счет оплаты за реализованные им товары (работы, услуги), облагаемые НДС, то вне зависимости от вида бюджета такая субсидия подлежит включению в базу по НДС, но при этом “входной” НДС восстановлению не подлежит.

Однако рассматриваемые субсидии, получаемые предприятием в качестве возмещения недополученных доходов, образовавшихся в результате возникновения нереальной к взысканию дебиторской задолженности населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, невозможно однозначно отнести ни к одному из приведенных выше вариантов. С одной стороны, эти субсидии не являются частью оплаты за оказываемые предприятием услуги; с другой стороны, они не предназначены для возмещения конкретных, ранее понесенных предприятием затрат (и не предназначены для финансирования конкретных затрат).

К сожалению, нам не удалось обнаружить судебной практики по рассматриваемому вопросу, появившейся после 1 января 2018 года. Ранее суды выносили разные решения в зависимости от сложившихся обстоятельств.

В то же время порядка восстановления НДС для рассматриваемого случая не предусмотрено. Что является еще одним доводом в пользу того, что восстанавливать суммы НДС при получении рассматриваемой субсидии нет необходимости, в т.ч. в силу п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах подлежат толкованию в пользу налогоплательщика.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ссылка на основную публикацию