Закупки по 223 фз что это такое для Вас

Закупки по 223 фз что это такое для Вас

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    On 24.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Читать еще:  Как закрыть ип без документов для Вас

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3 Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года — Ч. 2 ст. 7.32.3 Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3 Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».

223-ФЗ. Основные понятия простыми словами

Главным законом, регламентирующим государственные закупки в нашей стране является Закон о контрактной системе – ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ. Он содержит в себе более 100 статей, регулирующих процессы в закупках, Также Закон дополняется большим количеством нормативных правовых актов, которые его уточняют и дополняют. Иногда ещё и противоречат, но это наши российские реалии, надо к ним относится с пониманием, так сказать.

“Младшим братом” Закона о контрактной системе является Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Он гораздо меньше по объёму и на первый взгляд более понятен. Но если бы всё было так на самом деле, то не было б такого количества вопросов с просьбой о разъяснении и помощи по 223-ФЗ. Поэтому сейчас мы и начнём разбор этого Закона, по аналогии с уже разобранным 44-ФЗ.

КТО ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО НОРМАМ 223-ФЗ?

  1. Организации, с долей участия государственных средств более 50 % в уставном капитале и их дочерние предприятия.
  2. Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, в том числе оказывающие населению коммунальные услуги.
  3. Часть ФГУПов по утверждённому перечню.

КАКИЕ ЗАКУПКИ НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ В РАМКАХ 223-ФЗ?

Действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц не распространяется на:

  • оказание услуг международными финансовыми организациями;
  • закупки ТРУ в соответствии с ФЗ №119-ФЗ и ФЗ №45-ФЗ;
  • закупку драгоценных камней и металлов для госфондов;
  • услуги адвокатов;
  • закупки ТРУ избирательными комиссиями всех уровней;
  • взимание платы с участников закупок операторами электронных площадок.

ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАКОНА 223-ФЗ

При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики руководствуются положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупок. Отдельным правовым документом стоит выделить Положение о закупке, которое разрабатывает каждый заказчик.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКУПОК

  • открытость – закупки по 223-ФЗ публикуются в открытом доступе ЕИС;
  • равный доступ к участию в закупках;
  • планомерность в расходовании денежных средств – подразумевается целевое направление и экономическая эффективность;
  • отсутствие искусственных ограничений в допуске к закупкам – не допустимы неизмеряемые требования к участникам закупок.

Содержание Положения по 223-ФЗ:

  • описание возможных способов осуществления закупок;
  • порядок заключения договоров, заключённых с единственным поставщиком и по результатам торговых процедур закупок;
  • дополнительные вопросы, которые связаны с закупками.

Кто утверждает и размещает Положение?

Учитывая, что действие 223-ФЗ относится к нескольким категориям заказчиков, то целесообразно рассмотреть этот вопрос с точки зрения их подведомственности:

Группа заказчиков по 223-ФЗ Кто должен утверждать и размещать Положение о закупках Нормативный документ, регламентирующий эти действия
Государственная корпорация, естественная монополия Высший орган управления ФЗ №7-ФЗ от 12.04.1996г.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия Руководитель организации ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002г.
Автономные учреждения Наблюдательный совет ФЗ №174-ФЗ от 03.11.2006г.
Акционерные общества Коллегиальный исполнительный орган, совет директоров, общее собрание ФЗ №208-ФЗ от 26.12.1995г.
Общества с ограниченной ответственностью ФЗ №14-ФЗ от 08.02.1998г.
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Учредитель данного учреждения ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г.
Читать еще:  Что нужно для лицензии на охотничье оружие для Вас

При разработке Положения заказчик должен руководствоваться требованиями следующих нормативных актов:

  • ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ “О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц”;
  • ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции”;
  • “Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц” (размещён на сайте fas.gov.ru 21.07.2015).

Также необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352.

СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

При разработке положения необходимо учитывать большой перечень вопросов. Большинство заказчиков включают в типовое положение следующие разделы:

  • 1) принципы осуществления и цели закупок;
  • 2) основные определения и понятия, которые используются в положении;
  • 3) порядок составления, утверждения и внесения изменений в плановые документы;
  • 4) разработка, порядок согласования/утверждения документации о закупке;
  • 5) выбор, способы, подготовка и осуществление закупок;
  • 6) порядок оценки заявок и основные критерии;
  • 7) нормы при описании объекта закупки;
  • 8) основные условия и обязательства по заключаемым договорам;
  • 9) контроль и порядок обжалования действия (бездействий) заказчика и его уполномоченных лиц;
  • 10) отчётность по проведённым закупкам и требования по хранению документации о закупках.

Таким образом типовое положение содержит ответы на основные вопросы о закупках: подготовка и реализация закупочных процедур, способы определения поставщика и их применение, сроки заключения договоров. Каждый из заказчиков, работающий по 223-ФЗ, обязан разместить своё положение о закупках в открытом доступе в ЕИС. Так что при подготовке своего положения можно и нужно ориентироваться на опыт коллег.

Также положения нужны для ознакомления потенциальным участникам закупок. Ведь для того, чтобы удачно пройти семь кругов ада стать победителем закупки необходимо знать особенности закупок в конкретной организации.

Дата публикации: 22.04.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

223-ФЗ. Основные понятия простыми словами

Главным законом, регламентирующим государственные закупки в нашей стране является Закон о контрактной системе – ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ. Он содержит в себе более 100 статей, регулирующих процессы в закупках, Также Закон дополняется большим количеством нормативных правовых актов, которые его уточняют и дополняют. Иногда ещё и противоречат, но это наши российские реалии, надо к ним относится с пониманием, так сказать.

“Младшим братом” Закона о контрактной системе является Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Он гораздо меньше по объёму и на первый взгляд более понятен. Но если бы всё было так на самом деле, то не было б такого количества вопросов с просьбой о разъяснении и помощи по 223-ФЗ. Поэтому сейчас мы и начнём разбор этого Закона, по аналогии с уже разобранным 44-ФЗ.

КТО ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО НОРМАМ 223-ФЗ?

  1. Организации, с долей участия государственных средств более 50 % в уставном капитале и их дочерние предприятия.
  2. Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, в том числе оказывающие населению коммунальные услуги.
  3. Часть ФГУПов по утверждённому перечню.

КАКИЕ ЗАКУПКИ НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ В РАМКАХ 223-ФЗ?

Действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц не распространяется на:

  • оказание услуг международными финансовыми организациями;
  • закупки ТРУ в соответствии с ФЗ №119-ФЗ и ФЗ №45-ФЗ;
  • закупку драгоценных камней и металлов для госфондов;
  • услуги адвокатов;
  • закупки ТРУ избирательными комиссиями всех уровней;
  • взимание платы с участников закупок операторами электронных площадок.

ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАКОНА 223-ФЗ

При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики руководствуются положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупок. Отдельным правовым документом стоит выделить Положение о закупке, которое разрабатывает каждый заказчик.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКУПОК

  • открытость – закупки по 223-ФЗ публикуются в открытом доступе ЕИС;
  • равный доступ к участию в закупках;
  • планомерность в расходовании денежных средств – подразумевается целевое направление и экономическая эффективность;
  • отсутствие искусственных ограничений в допуске к закупкам – не допустимы неизмеряемые требования к участникам закупок.

Содержание Положения по 223-ФЗ:

  • описание возможных способов осуществления закупок;
  • порядок заключения договоров, заключённых с единственным поставщиком и по результатам торговых процедур закупок;
  • дополнительные вопросы, которые связаны с закупками.

Кто утверждает и размещает Положение?

Учитывая, что действие 223-ФЗ относится к нескольким категориям заказчиков, то целесообразно рассмотреть этот вопрос с точки зрения их подведомственности:

Группа заказчиков по 223-ФЗ Кто должен утверждать и размещать Положение о закупках Нормативный документ, регламентирующий эти действия
Государственная корпорация, естественная монополия Высший орган управления ФЗ №7-ФЗ от 12.04.1996г.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия Руководитель организации ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002г.
Автономные учреждения Наблюдательный совет ФЗ №174-ФЗ от 03.11.2006г.
Акционерные общества Коллегиальный исполнительный орган, совет директоров, общее собрание ФЗ №208-ФЗ от 26.12.1995г.
Общества с ограниченной ответственностью ФЗ №14-ФЗ от 08.02.1998г.
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Учредитель данного учреждения ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г.

При разработке Положения заказчик должен руководствоваться требованиями следующих нормативных актов:

  • ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ “О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц”;
  • ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции”;
  • “Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц” (размещён на сайте fas.gov.ru 21.07.2015).

Также необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352.

СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

При разработке положения необходимо учитывать большой перечень вопросов. Большинство заказчиков включают в типовое положение следующие разделы:

  • 1) принципы осуществления и цели закупок;
  • 2) основные определения и понятия, которые используются в положении;
  • 3) порядок составления, утверждения и внесения изменений в плановые документы;
  • 4) разработка, порядок согласования/утверждения документации о закупке;
  • 5) выбор, способы, подготовка и осуществление закупок;
  • 6) порядок оценки заявок и основные критерии;
  • 7) нормы при описании объекта закупки;
  • 8) основные условия и обязательства по заключаемым договорам;
  • 9) контроль и порядок обжалования действия (бездействий) заказчика и его уполномоченных лиц;
  • 10) отчётность по проведённым закупкам и требования по хранению документации о закупках.

Таким образом типовое положение содержит ответы на основные вопросы о закупках: подготовка и реализация закупочных процедур, способы определения поставщика и их применение, сроки заключения договоров. Каждый из заказчиков, работающий по 223-ФЗ, обязан разместить своё положение о закупках в открытом доступе в ЕИС. Так что при подготовке своего положения можно и нужно ориентироваться на опыт коллег.

Также положения нужны для ознакомления потенциальным участникам закупок. Ведь для того, чтобы удачно пройти семь кругов ада стать победителем закупки необходимо знать особенности закупок в конкретной организации.

Читать еще:  Как сдать нулевую декларацию по ндс для Вас

Дата публикации: 22.04.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица – всё наглядно!

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

Федеральный закон №44

Федеральный закон №223

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок – каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

2. Общие положения

Кто является заказчиком

В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

– государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

– унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;

Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).

223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:

Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО “ЕЭТП”);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО “Сбербанк-АСТ”);
  • www.etp-ets.ru (АО “Электронные торговые системы”);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП “Агентство по заказу РТ”);
  • www.rts-tender.ru (ООО “РТС-тендер”).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

3. Информационное обеспечение закупок:

положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

Положение о закупках

Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

– составление плана закупок сроком на 3 года;

– составление плана-графика сроком на один год.

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа – плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

Сроки размещение и содержание извещения

44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено – НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

Внесение изменений в извещение и отмена закупки

Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

4. Особые условия в рамах Федеральных законов

Обеспечение исполнения заявки/контракта

Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях – это право, а не обязанность заказчика.

Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

Не осуществляется в обязательном порядке.

Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

Заключение и изменение контракта

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все – от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Ссылка на основную публикацию